15 сентября 2012, 22:46, Любовь ЛЕБЕДИНА

В ожидании театральной революции

Представьте, Театру имени Маяковского в этом году исполняется 90 лет. Ничего не скажешь: дата солидная, но до 115 лет МХТ имени Чехова все равно далеко, как-никак четверть века.

Именно в начале сентября в этих академических театрах со своей уникальной биографией собрались актеры, чтобы друг на друга посмотреть, выслушать доклады худруков о творческих планах, а значит, обрадоваться или огорчиться по поводу новых ролей. Поскольку вся их жизнь зависит от того, хорошо сыграешь или плохо, поладишь с режиссером или пошлешь его к черту, подчинишь себе публику или нет и так далее, и так далее.

В этот раз Олег Павлович Табаков, над которым годы не властны, сыграл перед собравшейся труппой, где насчитывается 92 артиста, маленькую интермедию, изобразив слепого старца. То ли в этом был какой-то скрытый умысел, то ли он хотел таким образом развеселить своих коллег и показать, что, даже будучи слепым, он все видит, и шутка удалась. Все встали, и именитые артисты с большим стажем, заполнившие первый ряд, и звезды отечественного кино, включая А. Белого, А. Леонтьева, Е. Добровольскую, Д. Дюжева, А. Семчева, М. Трухина, И. Пегову, К. Лаврову-Глинку, М. Голуб и еже с ними. Да разве всех перечислишь… Думаю, если бы их всех собрать вместе и сделать с ними не один фильм, то был бы великий прорыв в современном кинематографе, и мы, наконец, заговорили о возрождении нашего кино. Но никто из них не думает покидать родные стены, поскольку здесь находится их главная лаборатория по накоплению творческого багажа, в то время как на съемочной площадке надо отдавать и отдавать. Вот почему, на каком бы краю света они ни снимались, сбор труппы для них святое, и потому И. Верник, запыхавшись, вбегает в зал, понимая, что никакой кинорежиссер не прикроет его, если Табаков обнаружит «пропажу» популярного артиста.

Появление в спектакле Кирилла Серебренникова «Зойкина квартира», открывающего этот сезон, питерского артиста Алексея Девотченко (с которым в нашей газете было интервью) сразу дало понять: пришел настоящий профессионал, и его надо немедленно брать в труппу. О чем Олег Табаков объявил во всеуслышание. Сейчас Серебренников является вторым помощником креативного худрука, как и Константин Богомолов, который собирается ставить в Художественном проезде собственное сочинение по произведениям Оскара Уайльда «Дикое время», а Серебренникову поручена серьезная миссия: открыть год Станиславского во МХТ спектаклем о нем по пьесе модного абсурдиста Михаила Дурненкова. Правда, Табаков почему-то не сказал, что его любимый помощник назначен художественным руководителем Театра имени Гоголя и как он будет совмещать эти две должности – затруднительно сказать. Правда, Серебренников обладает не дюжей энергией, его хватает и на съемки фильмов, и на участие в международных кинофестивалях, ну в крайнем случае друзья помогут. Будут ставить спектакли у гоголевцев, которых ждет переформатирование, что в переводе на обычный русский язык означает сокращение. То ли еще будет! Видно, глава Московского департамента по культуре Сергей Капков не на шутку рассердился и решил изрядно почистить ряды худруков, ну а что будет с безработными артистами, это не его забота.

В конце сентября на малой сцене также состоится долгожданная премьера по пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина. И там же в конце ноября Василий Бархатов, прошедший проверку в питерской Мариинке, выпустит «Новые страдания юного В.». Так что интрига нового сезона МХТ закручена лихо, и, судя по всему, главное место в ней принадлежит режиссерам-авангардистам. Конечно, время не стоит на месте, и искусству нужны новые формы, как утверждал Костя Треплев в спектакле Олега Ефремова «Чайка», 85-летие которого будут отмечать 30 сентября на сцене ведущего театра страны.

В Театре имени Маяковского, несмотря на юбилей, нет тех «планов громадье», что во МХТ, здесь все значительно скромнее и демократичнее, поскольку нынешний худрук Миндаугас Карбаускис, ученик незабвенного Петра Фоменко, недавно покинувшего нас, изначально чурается громких программ и вообще ему не по нутру звездная болезнь. Но все-таки на этот раз ему пришлось изменить скромному выражению чувств, поскольку, наконец-то, зрительный зал не просто приобрел достойный вид, он стал неузнаваемым за счет новых красных кресел и стен, покрашенных в кирпичный цвет, поэтому пространство расширилось и приобрело праздничный вид. Недаром Михаил Филиппов, поблагодарив за поздравления в честь своего 65-летия, сказал шутя: «В такой красоте необязательно стараться играть, можно просто продавать билеты, чтобы зрители наслаждались этим совершенством». Вместе с тем первая премьера этого сезона «Дядюшкин сон» в постановке Екатерины Гранитовой несколько огорчила публику, поскольку ни режиссерских, ни актерских открытий в ней не было, и она весьма уступает другому «Дядюшкиному сну» в Театре имени Ермоловой. Где теперь вместо Владимира Андреева художественным руководителем является Олег Меньшиков, взявший курс на обновление театра по всем направлениям.

Не в упрек будет сказано предыдущим театрам, но в прошлом сезоне Вахтанговский театр занял первое место по посещаемости. Почему произошло такое чудо – можно долго рассуждать и анализировать. Ну а главная фишка, на мой взгляд, заключается в сплоченности коллектива вокруг Римаса Туминаса, который сумел повести труппу за собой и доказать, что репертуарный театр – не просто здание, где постоянно работают артисты, а нечто большее.

Строгий Римас Туминас начал свое выступление с того, что труднее выдержать репертуар на должном уровне, чем ставить новое. Конечно, с этим можно поспорить, но где же на это взять силы и время, когда ведущие артисты: Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Владимир Вдовиченков, Евгений Князев, Мария Аронова, Лидия Вележева и многие другие нарасхват, кино, телевидение соблазняет изо всех сил. Вот и решил Туминас вместе с директором Кириллом Кроком составить репертуар до января следующего года, чтобы артисты могли распределиться и не отпрашиваться на съемки в ущерб театру.

Из чего можно сделать вывод: театр тогда успешен, когда работает, как отлаженный организм, и каждый несет ответственность за порученную роль и целостность спектакля, а быть свободным – здесь понятие относительное. Не хочется говорить такие скучные слова, как творческая дисциплина, самоотдача. Но попробуй рядом с Юрием Яковлевым, который служит вахтанговской сцене, страшно выговорить – 60 лет, или с Василием Лановым, Ириной Купченко, Владимиром Этушем – схалтурить, выступить спустя рукава, думаю, «пофигисту» не поздоровится, да и стыдно как-то. Туминас прекрасно понимает, что не столько на звездах, сколько на этих исполинах держится театр, задавая высокую планку на будущее.

В то же время директор театра, ведя бухгалтерский учет прибыли и расходов, осознает: прошли те времена, когда актеры могли готовиться к спектаклю в убогих гримерках, а сцена освещалась допотопными софитами. Поэтому, когда актеры были в отпуске – устанавливали дорогостоящую световую и звуковую аппаратуру, гримерные приводили в порядок и даже актерский буфет преобразили до неузнаваемости, где можно выпить вкусный кофе и дешево пообедать. Таким образом, актеры, чувствуя не показную заботу о себе, охотно идут на репетиции и не бегут после их окончания стремглав домой. Выходит, как бы не иронизировали по поводу театра – семьи, это понятие остается, когда к нему относятся как к чему-то личному и дорогому. Не зря Туминас призвал своих коллег любить и гордиться своим домом, любить и дорожить друг другом.

Итак, в нынешнем сезоне любви можно будет увидеть весьма интересные спектакли. Не знаю, как кто, а я уже заинтригована сообщением о том, что Туминас приступает к постановке «Евгения Онегина» Пушкина и параллельно с другой группой артистов будет готовить международный проект «Улыбнись нам, Господи!» Кановича. Вернется в театр и Адольф Шапиро с режиссерским замыслом «Это так, если вам так кажется». А к 90-летию Владимира Этуша Павел Сафонов собирается оживить «Ромула Великого» Дюрренматта, что потребует много сил и выдумки. Неуживчивый и требовательный Григорий Дитятковский из Петербурга тоже на какое-то время поселится со своим замыслом «Школы злословия» Шеридана в стенах Вахтанговского театра, и это должна быть бомба, ибо фантастический реализм получит художественную прописку в новых условиях театрального бытия.

Побывать на сборе труппы Малого императорского театра – всегда праздник. Не только потому, что в этом шикарном золотом зале тебя охватывает волнение, и ты невольно становишься на цыпочки, но сам дух здесь особенный. Не поспешный, не суетный, а торжественный, приподнятый. Поэтому и актеры друг к другу внимательны, нет настороженных взглядов, а чарующее обаяние изливается из глаз каждого, и совсем неважно, знают тебя или нет. Такова школа Малого театра: все плохое оставлять за его порогом.

И хотя прошлый сезон, по признанию художественного руководителя Юрия Соломина, был не из легких, и некоторые премьеры пришлось откладывать, то новый – наступающий уже сейчас обещает сложную и напряженную жизнь. Дело в том, что все старинные здания, к коим принадлежит и Малый, следуя законам времени, ветшают, стены начинают деформироваться, фундамент проседать, а перекрытия трещать. Если кто-то думает, будто императорский театр весь «в шоколаде», то это не так. Он тоже должен отчитываться за государственные дотации количеством спектаклей и зрителей, а также гастролей. (Министерство культуры решило таким образом наладить, приказавшую долго жить гастрольную политику и спустить ее непосредственно на театры.) Теперь же мало того, что с апреля коллектив покинет родные стены, потому что большая сцена будет реконструироваться и многие спектакли придется показывать только в филиале, а некоторые на арендованных площадках, ему еще придется выполнять гастрольный график. А это: Владимир, Великий Новгород, Киев и даже Милан на легендарной сцене театра «Пикколо», где с тремя стульями, подобно антрепризе, не сыграешь.

С тех пор как Малый театр вошел в состав театров Союза Европы, он принял на себя определенные обязательства: и приятные, и не очень приятные, в смысле трудновыполнимые. С другой стороны, приход в театр на постановки режиссеров из Италии, Франции – тоже в какой-то степени обогатит его художественную палитру, вызовет интерес у публики. К тому же билеты здесь по-прежнему недорогие. Это тоже своего рода социальная политика, только в отношении зрителей с малым достатком. Раз уж государство плохо о них заботится, то, по крайней мере, Малый театр об этом помнит.

Во время сбора труппы очень часто фигурировало слово «память», оно, как скрепляющий цемент всех актерских поколений, неумирающих традиций, которые почему-то называют замшелыми… Спрашивается, не эти ли «замшелые» традиции держат труппу в творческом напряжении и не дают ей скатиться до «бытовухи», «чернухи» и так далее, а спектакль «Ревизор» является самым востребованным. Не потому ли так прикипел к этому коллективу Андрей Житинкин и не боится тут ставить «Пиковую даму» Пушкина, а молодой режиссер Антон Яковлев «Священное чудовище» абсурдиста Жанна Кокто.

И еще. В то время, когда в других коллективах идет жуткая эмиграция артистов в поисках лучшей доли, здесь артисты служат по 30–50 лет, и у них даже есть собственный орден Малого театра за верность Дому Островского, так называют этот коллектив, которому в этом году исполняется 257 лет.


Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

В мире Абэ рассказал, что помешало заключить мирный договор с Россией Абэ рассказал, что помешало заключить мирный договор с Россией

Япония и Россия были очень близки к заключению мирного договора, однако этому помешало усиление противостояния Вашингтона и Москвы, заявил бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ в интервью газете "Никкэй".

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама

На днях в станице Обуховская Ростовской области стартовали съёмки четвёртого и пятого сезонов сериала "Соседи" силами телекомпании "Мостелефильм дистрибьюшн" по заказу канала "Россия 1". В новых сериях героев проекта ждут настоящие страсти. Казалось бы, все конфликты в прошлом, в большом семействе Ширшиковых и Кораблёвых наступил долгожданный мир: дети отпраздновали свадьбу, выигран районный конкурс на лучший садовый цветок, – но идиллия новоиспеченных родственников рушится в одночасье, когда вн

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.