18 сентября 2012, 11:08, Михаил МОРОЗОВ

Мы не сеем, не пашем, не строим…

Средняя зарплата федерального чиновника за пять лет может вырасти почти до 150 000 рублей, зарплаты остальных бюджетников за это время возрастут максимум в 1,5 раза.

Мы не сеем, не пашем, не строим…

Из Минфина потекла обнадеживающая информация. Как сообщают информагентства, это ведомство предлагает к 2018 году поднять денежное вознаграждение федеральных чиновников в 2,6 раза. При этом, конечно же, как обычно, планируется, что число этих чиновников будет неуклонно сокращаться. У простых граждан, тех же так называемых бюджетников, может возникнуть вопрос: а зачем такое повышение? Так ли уж бедствуют наши чиновники, чтобы обычно прижимистый Минфин, радеющий за каждую государственную копейку, планировал такие траты? Так вот, в министерстве считают, что «реализация данных мероприятий приведет к повышению конкурентоспособности гражданской службы на рынке труда, привлечению на гражданскую службу высококвалифицированных и эффективных менеджеров, а в конечном результате – к повышению эффективности и качества государственного управления».

По имеющимся данным, зарплаты в самом Минфине не ахти. Только этим можно объяснить такой непрофессионализм, даже, может быть, наивность. Ведь, если мы вспомним, зарплаты чиновникам в России повышаются неуклонно последние 5–7 лет. Но это отнюдь не приводит к повышению эффективности их работы и качества госуправления. К этому следует добавить, что повышение благосостояния чиновничества не отражается на коррупционности российского чиновничества. Об этом говорят данные МВД и правозащитных организаций, занимающихся противодействием коррупции. Свидетельств эффективности и качества работы российского чиновничества пруд пруди. Из последних, хотя бы скандалы, сопровождающие саммит АТЭС: разрушение возведенных мостов, дорог, плохое качество строительства университетского кампуса. Отвратительное качество управленческих решений приводит, например, к неослабевающему оттоку из России капиталов, которым неуютно в России. Не решается множество острых социально-экономических проблем, начиная от наплыва нелегальной миграции и до пенсионной реформы. В концентрированной форме эффективность работы чиновничества выражается в том, что нецелевые расходы госбюджета превышают 1 трлн рублей, почти десятая часть этого бюджета. Или же чиновники не умеют правильно, рачительно распорядиться бюджетом страны, или же они работают, наоборот, эффективно. Но только в свой карман.

Можно предположить, что федеральные чиновники работают плохо, потому что мало получают. Как в народе говорили: вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем. Так нет же, размер зарплат федеральных чиновников уже давно можно назвать низким только по сравнению с объемом взяток в стране.

По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах составила в первом полугодии 57 900 руб. За год содержание чиновников выросло на 12,5 процента. Но это, так сказать, средняя цифра по больнице.

По данным того же Росстата, среднее месячное жалованье сотрудника аппарата правительства (на конец первого полугодия 2012 года) составило 110 962 руб. (рост за год на 31,2%), кремлевской администрации – 102 888 руб. (рост на 16,6%). Например, глава администрации президента в прошлом году имел доход на уровне 6 млн рублей, то есть примерно по полмиллиона в месяц. Его заместители – 3,5–4 млн ( по 270–300 тыс.). Уже сейчас зарплата среднего чиновника администрации президента находится на уровне 100 тыс. рублей ежемесячно. Не считая соцпакет: высококлассное медицинское обслуживание и другие «пряники».

Белодомовцы по жизни – народ небедный. Например, первый вице-премьер Игорь Шувалов имел за прошлый год доход свыше 370 млн рублей. Это и хорошо, если верить в то, что богатый чиновник – честный чиновник. Пусть таких состоятельных граждан в федеральных структурах будет больше. Только вот зачем же еще им и зарплату в 2,6 раза повышать? Так ли уже это необходимо? Особенно с учетом надвигающегося кризиса и секвестирования бюджета. Может быть, все-таки немного подумать о сбалансировании трат. Который год говорят об увеличении зарплат преподавателей вузов. Но профессор федерального ведущего вуза с докторским званием как получал 20 тыс. рублей в месяц, так и получает. А что уж говорить про непродвинутые вузы, там это и зарплатой назвать трудно. Почему труд преподавателя по-прежнему ценится в два раза ниже, чем труд чиновника? Он что, глупее чиновника или значимость его работы для страны меньше? Сколько ни говорят эти чиновники о доведении пенсий не до европейского, хотя бы до приемлемого для России коэффициента замещения. Но заканчивается все разговорами о повышении пенсионного возраста.

От кремлевской администрации и правительства не далеко отстают по благосостоянию и другие федералы. В Федеральном агентстве по поставкам вооружения (Рособоронпоставка) за год оклады выросли на 15%, до 101 875 рублей в месяц. В МЧС – в 2,2 раза, до 97 132 рублей, в Счетной палате в среднем получают 82 803 рубля, в Минздравсоцразвития – 81 196 рублей. Лучше вам стало от этого теперь лечиться? И на этом фоне Минфин предлагает платить федеральным чиновникам в 2018 году в среднем 150 тыс. рублей в месяц.

Что касается параллельного сокращения численности чиновников, то это затея безнадежная, по крайней мере, в рамках нынешнего государства, опирающегося как раз на бюрократов. В качестве доказательства этого тезиса достаточно вспомнить, что, по данным Росстата, число лиц, замещающих госдолжности, выросло с 1999 года до октября 2008-го в 1,7 раза. Уже тогда, 5 лет тому назад, эта армия перевалила по численности за 846 тысяч, перекрыв аналогичный показатель Советского Союза. О неэффективности советского чиновника сейчас ходят легенды, но приходится признать, что СССР с числом населения, вдвое превышающим российское, управлялся гораздо меньшим числом чиновников. О провальности идеи сокращения чиновников говорят и такие факты. В 2004 году Кремль сообщил о сокращении администрации президента на 20% – с полутора тысяч до 1 тысячи 200 служащих. Но когда через пару лет тогдашний глава администрации Сергей Нарышкин поручил провести еще одно сокращение на 100 человек, выяснилось, что численность персонала – снова 1500 сотрудников. Сократить чиновников можно разве только на бумаге, ловко оперируя цифрами. Действительно, разобраться в их категориях, отношении к госслужбе, к госвласти и прочее крайне трудно. Вот и сейчас, по информации Минфина, у нас насчитывается лишь 38 100 федеральных чиновников. Именно их финансовое ведомство предлагает материально простимулировать. А остальные? Они что же, будут спокойно взирать за более чем в два с половиной раза улучшение благосостояние федеральных коллег? А всего ведь в России, по некоторым данным, от 1,8 до 2,5 млн разного рода столоначальников. Этак никакого бюджета не хватит.


В мире США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана" США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана"

США отправят дополнительный военный контингент на Ближний Восток в качестве ответа на "агрессию Ирана против Саудовской Аравии", заявил американский министр обороны Марк Эспер.


Культура "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России

В Москве в кинотеатре "Октябрь" стартовал фестиваль "Золотой единорог". Этот киносмотр – спутник одноимённой премии, вручаемой в Лондоне с 2016 года – престижной награды, которую международное жюри присуждает российским фильмам. В списке российских показов представлены картины в номинации "Лучший зарубежный фильм о России".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.