18 сентября 2012, 15:23, Геннадий ДЕМИН

За «Дар» надо платить

«Дар» – первая премьера «Мастерской П. Фоменко» в новом сезоне без своего основателя. Петр Наумович успел увидеть прогон перед летним отпуском. Официально спектакль вышел, когда Мастера уже нет. Заняты в нем большей

За «Дар» надо платить Автор фото: ИТАР-ТАСС

Что и говорить, рискованный шаг: введение персонажа, которого нет у автора. В программке он затейливо назван «Критик» и «Литературная Необходимость», являющийся тенью главного героя. Тут дань почтения Учителю (Фоменко придумывал схожие фигуры при воплощении романных текстов) и способ перевести размышления героя в диалог. У Полины Кутеповой получился уморительный персонаж – доброжелательный, заботливый.

Остроумный (и умный) ход – изъятие написанной главным героем биографии Чернышевского на сцене излишний. Она напечатана отдельной брошюрой и объединена с программкой. Зрителю предлагают самому оценить талант молодого литератора Годунова-Чердынцева и оригинальность его взглядов.

Еще сложность – обилие второстепенных лиц. С этой задачей Каменькович справился лихо – мгновенным перевоплощением исполнителей с помощью ярких деталей. Но фокус опасен, чреват скольжением в Comedy Club и порой противоречит тонкой природе основного действия. Режиссер нащупывает острую грань между броской зарисовкой и трюкачеством. Наконец, главная ловушка романа – нелинейность повествования, характерная для прошлого века, поэтому клиповость мышления здесь очень кстати.

Мощные союзники режиссера – сценограф Владимир Максимов и художник по свету Владислав Фролов создали клубящееся пространство, с вертикалями фонарей и дугами проводов. В нем смешаны сферы памяти яви и фантазии и подчас действительность сливается с воображаемыми картинами. Гремящие трамваи и праздничные шествия – пейзаж Берлина 20-х годов, центра литературной эмиграции. Жизнь русских дана с сочувствием и юмором. Тут велика заслуга соавторов спектакля: балетмейстера Рамуне Ходоркайте и художника по костюмам Анны Белан. А на заднем плане высокие стеклянные двери – выход в большой мир, с чистотой красок у распластанных бабочек.

Словом, многое сделано для восприятия публики и раскрепощения артистов. Но далее начинаются расхождения. Да, целая россыпь блестящих актерских работ во главе с недосягаемой Кутеповой, где счастливо слились традиционный образ маленького человека (привет от Чаплина) и знакомая фигура одного из сегодняшних деятелей сцены.

Среди тех, за кем неотрывно следишь, – стеснительная Мать – Серафима Огарева и энергичная, лучащаяся радостью жизни Сестра – Екатерина Смирнова. Чудесная пара супругов, трогательная своим смешным сочетанием высокого Арбарцума Кабаняна и миниатюрной Розы Шмуклер. И роскошь портретов литераторов – редактор-политтехнолог у Владимира Свирского и успешный графоман Дмитрия Смирнова.

Наиболее уязвим сам молодой писатель у Федора Малышева. При выигрышной внешности (порода и достоинство «белой кости», стильность, независимость, заставляющая помнить об авторе) его Годунов-Чердынцев слишком уверен в себе, почти лишен терзаний. У него нет платы художника за редкую особенность дара, что вынесено в заглавие романа. Впрочем, тут немалая вина и режиссера: неуспех на поприще поэта (единственная рецензия на сборник оказалась фальшивкой) недостаточно подчеркнут, обращение Годунова к прозе не видится отчаянной попыткой обрести почву под ногами. В результате возникает монотонность, однобокость.

Планка все же взята высокая театром. Хотя и постановщику, и артистам можно предъявить немало претензий, существенная из которых – слабая проработка стиха, а ведь именно выдержки из первой книги заставляют читателя (стало быть – и зрителя) поверить в недюжинные способности их творца. В спектакле музыкальный Владимир Сирин оказывается похожим на прочих поэтов.

Но вопреки всем недочетам (многие из них устранимы) – внятно единство воспитанной Петром Наумовичем артели, крепость театра-дома, чего не могут принять разрушители психологического искусства. Хотя глава столичного Департамента по культуре объявил, что осиротевшей труппе не будут навязывать лидера, полной уверенности в этом нет. Ведь спаянность коллектива достигается долгим трудом, и ансамбль – одно из фундаментальных достижений русской сцены – создается годами. И этот заветный дар Мастера надо хранить и оберегать от пришлых выскочек, падких на готовенькое.


В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.