18 сентября 2012, 22:00, Юлия Ростовикова, вице-президент, Новороссийской ТПП

Имидж – ничто, «Жадность» – все!

Социальная ответственность бизнеса, создание положительного имиджа предпринимательства, верное слово купеческое, кодекс чести российского предпринимателя – это не пустые слова. Даже на самом высоком уровне сейчас говорится о возрождении уважения к

Имидж – ничто, «Жадность» – все!

Наверное, несколько поколений должно смениться, прежде чем слово «бизнесмен» утратит в России ругательный оттенок. Очередное подтверждение тому – передача «Жадность», идущая на одном из российских каналов. Если о бизнесе - то, конечно, о корысти, стяжательстве, обмане, воровстве. Ведущий в течение всей передачи нагнетает атмосферу, прямо заявляя: «Это необъявленная война производителей против потребителей», используя обезличенные выражения типа «нас обманывают», «за их желание заработать мы платим собственным здоровьем», «они просто нас медленно травят» и все в таком духе.

А цель передачи – самая благая: сориентировать потребителя при выборе товаров и услуг. Все мы сталкиваемся с некачественными продуктами и скверным обслуживанием, и кто будет разбираться в истинных причинах таких явлений, выбрасывая в мусорную корзину испорченный йогурт из ближайшего супермаркета.

Российскому легальному предпринимательству недавно исполнилось чуть более 20 лет. Большинство руководителей коммерческих предприятий – выходцы из советского уклада, в котором вообще не предусматривалось места потребителю. Да и сегодня интересы государства играют ведущую роль, а интересы отдельного человека по-прежнему задвинуты на задний план. То, что происходит в бизнесе, – это всего лишь примитивное отражение этой модели.

Если предпринимателю приходится думать о том, сколько «дать» пожарному инспектору за возможность не ломать уже построенное помещение, которое вдруг перестало соответствовать очередному техрегламенту, как получить свои деньги с нечестного делового партнера, имея при этом на руках решение суда в свою пользу, то о какой поддержке бизнеса и качественном сервисе может идти речь?

Конечно, это не оправдывает недобросовестных и непорядочных предпринимателей. Необходимо рассказывать людям о том, как бороться с нарушением прав потребителей, и клеймить позором тех, кто действительно травит и обманывает нас.

Справедливости ради необходимо отметить, что передача «Жадность» сделана убедительно, смотрится на одном дыхании. Иногда она выступает в защиту не только покупателей, но и бизнеса, рассказывая, например, о таком явлении, как «потребительский экстремизм». Однако общий тон большинства передач все-таки носит крайне негативный оттенок по отношению к предпринимательскому сообществу, которое обозначается местоимением «они».

А «они», между прочим, – главная созидательная сила общества и основа успешной экономики любой страны. Предприниматели – это налоги и рабочие места, товары и услуги, которые мы ежедневно потребляем, и абсолютное большинство которых нас полностью удовлетворяет. Это люди, работающие без выходных и праздников, отвечающие за качество работы своей головой и всем своим имуществом. «Они» строят бизнес не благодаря, а вопреки сложившемуся укладу, ежедневно сражаясь с чиновничьей машиной, которая рассматривает их в качестве «дойных коров» и источника взяток. «Они» без лишней помпы оказывают посильную благотворительную и спонсорскую помощь, содержат семьи, учат детей. Но об этом наши СМИ почему-то рассказывают крайне редко. Видимо, сделать положительный материал сложнее, надо приложить усилия.

В Новороссийске под эгидой Новороссийской ТПП в июне этого года прошел деловой завтрак со СМИ, посвященный имиджу предпринимателя, который складывается в средствах массовой информации. Мы обсудили, почему скандальная ситуация с обиженным потребителем рассматривается в качестве повода к созданию материала, а положительный опыт работы предпринимателя – только как реклама.

Диалог получился содержательным и интересным. Представители СМИ вполне резонно подчеркнули, что тоже являются хозяйствующими субъектами, которые ежедневно решают вопрос выживания в жесткой конкурентной среде. Однако при этом они испытывают острую нехватку интересного положительного материала о роли бизнеса в обществе и конкретных примерах. И нам даже удалось договориться о совместной работе в этом направлении! Старая истина: наши страхи являются всего лишь отражением наших представлений.

Если упорно и настойчиво твердить, что предприниматели – воры и хапуги, если не менять сложившуюся у населения установку на то, что единственная цель бизнеса – облапошивание наивных потребителей, то в итоге мы получим именно такое общество с недовольными жизнью людьми, которые в принципе не смогут создать ничего конструктивного.

У передачи «Жадность» удачный формат, злободневная подача материала. Но недобросовестность конкретного предпринимателя не должна являться поводом к глобальным обобщениям.

Уважаемые создатели передачи «Жадность»! Мы обращаемся к вам от имени делового сообщества Новороссийска с конкретным предложением. Необходимо изменить негативную тональность передачи в отношении российского предпринимательства в целом, убрав из речи ведущего оскорбительные обобщения. Они могут расцениваться как направленные на возбуждение ненависти либо вражды к социальной группе (а предпринимательство, безусловно, является отдельной социальной группой), совершенные с использованием средств массовой информации.

Выявленные в вашей передаче конкретные факты недобросовестного ведения бизнеса должны иметь конкретных виновников, а не настраивать население страны против всех бизнесменов.

Новороссийская торгово-промышленная палата объединяет около полутысячи предпринимателей, а в системе торгово-промышленных палат России – около 50 тыс. предприятий и предпринимателей. Члены наших палат – это команда лучших. Это те, кто желает успешно вести свой бизнес и старается развиваться и идти вперед. И мы уверены, именно так выглядит обобщенный портрет современного предпринимателя России.

Плодотворное сотрудничество средств массовой информации и торгово-промышленных палат может улучшить информированность граждан страны о роли бизнеса, что повысит уровень доверия к предпринимательству. Ведь бизнес – это тяжелый, не всегда сверхприбыльный ежедневный труд.

Поменяйте свою палитру! От этого выиграют и предприниматели, и потребители, и все российское общество.

Источник: Юлия Ростовикова, вице-президент, Новороссийской ТПП Темы: ТПП-Информ

Политика СМИ раскрыли детали плана по экономической интеграции России и Белоруссии СМИ раскрыли детали плана по экономической интеграции России и Белоруссии

Правительства России и Белоруссии планируют создать единые Налоговый и Гражданский кодексы в рамках частичного объединения двух экономических систем с января 2021 года, пишет газета "Коммерсант".

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Венчание Ксении Собчак и Константина Богомолова наделало много шума в театральных кругах. Венчание Ксении Собчак и Константина Богомолова наделало много шума в театральных кругах.

Известный театральный режиссер Константин Богомолов, позиционирующий себя, как крутого авангардиста, способного подчинить своей творческой воле и чеховский МХТэ и даже Ленком, где он поставил два спорных спектакля, возмутивших традиционалистов и возбудивших начинающих режиссеров на поиски нового в искусстве, неожиданно стал "героем" желтой прессы, которую, насколько я знаю, всегда презирал.

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.