18 сентября 2012, 22:00, Юлия Ростовикова, вице-президент, Новороссийской ТПП

Имидж – ничто, «Жадность» – все!

Социальная ответственность бизнеса, создание положительного имиджа предпринимательства, верное слово купеческое, кодекс чести российского предпринимателя – это не пустые слова. Даже на самом высоком уровне сейчас говорится о возрождении уважения к

Имидж – ничто, «Жадность» – все!

Наверное, несколько поколений должно смениться, прежде чем слово «бизнесмен» утратит в России ругательный оттенок. Очередное подтверждение тому – передача «Жадность», идущая на одном из российских каналов. Если о бизнесе - то, конечно, о корысти, стяжательстве, обмане, воровстве. Ведущий в течение всей передачи нагнетает атмосферу, прямо заявляя: «Это необъявленная война производителей против потребителей», используя обезличенные выражения типа «нас обманывают», «за их желание заработать мы платим собственным здоровьем», «они просто нас медленно травят» и все в таком духе.

А цель передачи – самая благая: сориентировать потребителя при выборе товаров и услуг. Все мы сталкиваемся с некачественными продуктами и скверным обслуживанием, и кто будет разбираться в истинных причинах таких явлений, выбрасывая в мусорную корзину испорченный йогурт из ближайшего супермаркета.

Российскому легальному предпринимательству недавно исполнилось чуть более 20 лет. Большинство руководителей коммерческих предприятий – выходцы из советского уклада, в котором вообще не предусматривалось места потребителю. Да и сегодня интересы государства играют ведущую роль, а интересы отдельного человека по-прежнему задвинуты на задний план. То, что происходит в бизнесе, – это всего лишь примитивное отражение этой модели.

Если предпринимателю приходится думать о том, сколько «дать» пожарному инспектору за возможность не ломать уже построенное помещение, которое вдруг перестало соответствовать очередному техрегламенту, как получить свои деньги с нечестного делового партнера, имея при этом на руках решение суда в свою пользу, то о какой поддержке бизнеса и качественном сервисе может идти речь?

Конечно, это не оправдывает недобросовестных и непорядочных предпринимателей. Необходимо рассказывать людям о том, как бороться с нарушением прав потребителей, и клеймить позором тех, кто действительно травит и обманывает нас.

Справедливости ради необходимо отметить, что передача «Жадность» сделана убедительно, смотрится на одном дыхании. Иногда она выступает в защиту не только покупателей, но и бизнеса, рассказывая, например, о таком явлении, как «потребительский экстремизм». Однако общий тон большинства передач все-таки носит крайне негативный оттенок по отношению к предпринимательскому сообществу, которое обозначается местоимением «они».

А «они», между прочим, – главная созидательная сила общества и основа успешной экономики любой страны. Предприниматели – это налоги и рабочие места, товары и услуги, которые мы ежедневно потребляем, и абсолютное большинство которых нас полностью удовлетворяет. Это люди, работающие без выходных и праздников, отвечающие за качество работы своей головой и всем своим имуществом. «Они» строят бизнес не благодаря, а вопреки сложившемуся укладу, ежедневно сражаясь с чиновничьей машиной, которая рассматривает их в качестве «дойных коров» и источника взяток. «Они» без лишней помпы оказывают посильную благотворительную и спонсорскую помощь, содержат семьи, учат детей. Но об этом наши СМИ почему-то рассказывают крайне редко. Видимо, сделать положительный материал сложнее, надо приложить усилия.

В Новороссийске под эгидой Новороссийской ТПП в июне этого года прошел деловой завтрак со СМИ, посвященный имиджу предпринимателя, который складывается в средствах массовой информации. Мы обсудили, почему скандальная ситуация с обиженным потребителем рассматривается в качестве повода к созданию материала, а положительный опыт работы предпринимателя – только как реклама.

Диалог получился содержательным и интересным. Представители СМИ вполне резонно подчеркнули, что тоже являются хозяйствующими субъектами, которые ежедневно решают вопрос выживания в жесткой конкурентной среде. Однако при этом они испытывают острую нехватку интересного положительного материала о роли бизнеса в обществе и конкретных примерах. И нам даже удалось договориться о совместной работе в этом направлении! Старая истина: наши страхи являются всего лишь отражением наших представлений.

Если упорно и настойчиво твердить, что предприниматели – воры и хапуги, если не менять сложившуюся у населения установку на то, что единственная цель бизнеса – облапошивание наивных потребителей, то в итоге мы получим именно такое общество с недовольными жизнью людьми, которые в принципе не смогут создать ничего конструктивного.

У передачи «Жадность» удачный формат, злободневная подача материала. Но недобросовестность конкретного предпринимателя не должна являться поводом к глобальным обобщениям.

Уважаемые создатели передачи «Жадность»! Мы обращаемся к вам от имени делового сообщества Новороссийска с конкретным предложением. Необходимо изменить негативную тональность передачи в отношении российского предпринимательства в целом, убрав из речи ведущего оскорбительные обобщения. Они могут расцениваться как направленные на возбуждение ненависти либо вражды к социальной группе (а предпринимательство, безусловно, является отдельной социальной группой), совершенные с использованием средств массовой информации.

Выявленные в вашей передаче конкретные факты недобросовестного ведения бизнеса должны иметь конкретных виновников, а не настраивать население страны против всех бизнесменов.

Новороссийская торгово-промышленная палата объединяет около полутысячи предпринимателей, а в системе торгово-промышленных палат России – около 50 тыс. предприятий и предпринимателей. Члены наших палат – это команда лучших. Это те, кто желает успешно вести свой бизнес и старается развиваться и идти вперед. И мы уверены, именно так выглядит обобщенный портрет современного предпринимателя России.

Плодотворное сотрудничество средств массовой информации и торгово-промышленных палат может улучшить информированность граждан страны о роли бизнеса, что повысит уровень доверия к предпринимательству. Ведь бизнес – это тяжелый, не всегда сверхприбыльный ежедневный труд.

Поменяйте свою палитру! От этого выиграют и предприниматели, и потребители, и все российское общество.

Источник: Юлия Ростовикова, вице-президент, Новороссийской ТПП Темы: ТПП-Информ

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.