25 сентября 2012, 14:18, Антонина КРЮКОВА

«Киношок» утешил Балабанова

В Анапе подвел итоги Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, состоявшийся в черноморском городе уже 21-й раз. Зрители и участники «Киношока-2012» посмотрели фильмы четырех конкурсных программ и придуманного в этом

«Киношок» утешил Балабанова Автор фото: Елены Синеок с сайта yuga.ru

Остановимся на конкурсе полнометражных игровых картин, считающимся основным, в котором с самого начала в фавориты попали три яркие, самобытные, а потому сразу вызвавшие резонанс ленты – это международный проект Сергея Лозницы «В тумане», отмеченный призом ФИПРЕССИ на нынешнем МКФ в Каннах, «Опекун» грузинского режиссера Зазы Урушадзе и российский фильм «Я тоже хочу» – новая работа Алексея Балабанова, показанная в Венеции в программе «Горизонты». Естественно, одной из этих картин прочили главный приз, но вопреки ожиданиям, жюри во главе с писателем Владимиром Войновичем присудило «Золотую лозу» безобидному узбекскому фильму «Небеса – моя обитель (Паризод)» режиссера Аюба Шахобиддинова, рассказавшего историю неприкаянной молчаливой красавицы, которая покончила с собой, так и не найдя в жизни счастья. Похоже, что своим решением жюри выдало бонус центральноазиатскому кинематографу из поощрительных соображений в надежде на его дальнейшее поступательное развитие. Сегодня национальное кино азиатских стран, бывших когда-то частью исчезнувшего СССР, находится в состоянии «перезагрузки» – оно пытается освободиться от «проклятого» советского прошлого, ищет новые смыслы, но пока это получается беспомощно и невнятно. По крайней мере, большинство из представленных на фестивале картин этого региона, тяготеющих к фольклорным историям и снятых в жанре не то сказки, не то легенды, отличались эстетической примитивностью и техническим убожеством, что никак не свидетельствует о поступательном движении национальных кинематографий, намеревающихся вписаться в мировой киноконтекст.

Что же касается трех резонансных лент фестиваля, то они тоже были отмечены наградами, но в ситуации неадекватного выбора жюри, когда достойные фильмы неизвестно по какой причине оттесняются на обочину, уступая место заведомо слабым, эти призы можно считать разве что утешительными. Фильм Балабанова получил приз кинопрессы имени Ирины Шиловой и приз за лучшую операторскую работу, присужденный Александру Симонову, запечатлевшему роскошные зимние пейзажи исчезающей российской глубинки, фрески разрушенного храма и вечный покой одинокой колокольни, до которой все же добрались стремившиеся к ней четверо персонажей, мечтая о счастье. Обе награды вручили сыну режиссера Федору, который, поднявшись на сцену, сказал: «На фестивале кино поняли не все, кто его смотрел, но я надеюсь, что это понимание придет». Веселый и одновременно трагический «Опекун», с удивительной легкостью распрощавшийся с лихими 90-ми, удостоен приза за лучшую режиссуру, что хотя и справедливо, но награда могла бы быть и повыше. Экзистенциальная военная драма Сергея Лозницы «В тумане», поставленная по одноименной повести Василя Быкова, отмечена лишь призом за лучшую мужскую роль, присужденным актеру Владимиру Свирскому, сыгравшему главного героя, подозреваемого партизанами в предательстве и отчетливо осознающего свою обреченность. А за лучшую женскую роль награждена литовская актриса Янина Лапинскайте, снявшаяся в картине «Замок спящих бабочек», которая многих расположила к себе историей благополучной жены адвоката, приютившей в своем загородном доме трех проституток, вскоре заставивших ее полностью переоценить устоявшиеся жизненные принципы. Российская Гильдия киноведов и кинокритиков отдала предпочтение украинскому фильму «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» режиссера Михаила Ильенко, вручив ему приз с формулировкой «За поэтическую магию и магический реализм». На самом деле поэзии там мало, да и сам постановщик признался, что намеренно снимал простое, доступное кино, адресовав его изменившемуся за эти годы зрителю, уже не способному воспринимать сложные, многосмысловые, именно поэтические фильмы, когда-то прославившие украинскую Киностудию имени Александра Довженко. Фильм «Одинокий остров» совместного производства Беларуси, Эстонии и Латвии победил в категории «Лучший сценарий». Лучшим продюсером стран СНГ и Балтии признан возглавляющий компанию «Базилевс» Тимур Бекмамбетов, и это притом что ни в одной из показанных на «Киношоке» картин этот режиссер и успешный продюсер никакого участия не принимал.

В конкурсе «Границы шока» специального упоминания удостоились ленты «Артемкин свитер», «Всех, кого люблю, возьму с собой», «Маши и Саши». За образ революции без иллюзий был награжден фильм «Революционер». Гран-при получила украинская лента «Ядерные отходы». Особого упоминания детского конкурса «КиноМалыШок» удостоились анимационный фильм «Сказки старого пианино» и игровая короткометражка «Ёжик». Лучшим фильмом стал «Маленький охотник», который был отмечен всеми 15 участниками детского жюри во главе с популярным актером Семеном Морозовым. В конкурсе игровых телевизионных картин «ТВ-шок» первый приз достался фильму «У бога свои планы», второй зрительское жюри присудило проекту «Петрович», третье место занял проект «Обменяйтесь кольцами».



Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.