2 октября 2012, 14:48, Любовь ЛЕБЕДИНА

В России, чтобы тебя оценили, надо жить долго

Пожалуй, сейчас не найдется такого режиссера, который ставил бы спектакли в 95 лет, и был при этом активен, любопытен и полон планов на будущее, как Юрий Любимов.

В России, чтобы тебя оценили, надо жить долго

Но, оказывается, это еще не все, и всегда найдутся «верные» соратники, которые попытаются накинуть ошейник на мэтра с мировым именем и обвинить его в самодурстве, неподчинении власти демоса, состоящего из непокорных лицедеев. В итоге свой юбилей Любимов отметил не в том театре, который создал, а у вахтанговцев, где его вначале приветствовали зрители на спектакле «Бесы», а потом артисты во время банкета. Таганцы тоже выпили, и немало, за своего создателя, но это была вечеринка для узкого круга, поскольку «выносить сор из избы» в театральной тусовке не принято.

Любимов не просто феномен по своему творческому долголетию, но и поразительно свободный человек, не приемлющий никакого давления и руководящих окриков сверху. С одной стороны, в нем сказываются гены зажиточных крестьян, выбившихся в люди, с другой – его сделала таким победа социализма на костях, где свободомыслие пресекалось на корню, а рабская психология приветствовалась на всех уровнях.

Родившись будто в насмешку над судьбой в год Октябрьской революции, Юрий Петрович не стал инженером-электриком, как мечтал его отец, отведавший тюремной баланды. Сын коммерсанта избрал легкомысленную и недоходную профессию артиста, а одной из его первых работ на вахтанговской сцене была крохотная роль связиста в «Человеке с ружьем», где в роли Ленина выступал легендарный Борис Щукин. Может быть, Юрию Петровичу и была уготована участь играющего(???) Моцарта и Ромео, если бы не одно обстоятельство – в начале 60-х годов он выпустил актерский курс в Щукинском училище с дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ну а дальше пошло-поехало. Дружба с Пастернаком, Эрдманом, Солженицыным, Вознесенским, Евтушенко, Рождественским, Можаевым. Ночные бдения по поводу новой концепции Театра драмы и комедии на Таганке. Переформатирование труппы, когда руки чесались в предвкушении опасных открытий, а количество адреналина в крови превышало все допустимые нормы. И хотя сегодня Любимов настаивает, будто его театр, с которым прожил 48 лет, никогда не был политическим, скорее поэтическим с уникальным образным языком, все-таки, вопреки утверждению мастера, он воспринимался островком свободы в океане корпоративной лжи и «запудривания» мозгов. Да и как могло быть иначе: ведь правда всегда неугодна тем, кто прикрывается красивыми лозунгами, а ложь во спасение призрачного единства обязательно всплывает наружу и превращается в грязную пену.

Любимов дважды становился гражданином России. Первый раз при рождении на Плющихе, и с этим званием прошел всю войну, был даже удостоен Сталинской премии в Театре Вахтангова. Второй раз в 1988-м, когда после пяти лет вынужденного пребывания за границей и лишения советского гражданства, по приглашению Михаила Горбачева вернулся на Родину, по сути, превратившись в человека мира, так как ставил спектакли в «Ла Скала», «Гранд-опера», «Ковент-Гарден» и «Арена Стейдж».

Теперь это уже пожелтевшие страницы истории, сохранившиеся в памяти очевидцев, как, впрочем, и та роковая трещина, которая разделила прежних единомышленников после возвращения мастера в родные пенаты, восстановившего «Бориса Годунова», отпраздновавшего премьеру «Живого» Бориса Можаева через 21 год, и заново реанимировавшего спектакль о Владимире Высоцком.

Удар был нанесен в самое сердце дорогими воспитанниками, теми, кто добивался реабилитации мэтра. Поднабравшись западных идей, Любимов предложил всему коллективу перейти на контракт. Но не тут-то было. Опасный эксперимент, грозивший некоторым оказаться на улице, поверг единомышленников в шок, а многочисленные собрания привели к тому, что часть труппы ушла с Николаем Губенко. После этого раскола традиция оппозиционеров советского абсурда сошла на нет, а наступившее время бунтующего площадного театра оказалось куда сильнее, чем символические метаморфозы Любимова. Психологический надлом, точнее, перелом, произошедший в сознании верных сподвижников Любимова, не мог не сказаться на качестве спектаклей, а новое пополнение из молодых артистов уже не способно было отдавать себя так, как это делали их предшественники.

На 90-летие Любимова, когда мне довелось брать у него интервью, Юрий Петрович не скрывал своей досады и даже отчаянья, что все его усилия тонут в равнодушии и «пофигизме», и никакие призывы, никакие «закручивания гаек» не помогают вернуть прежнее «горение» на сцене. И вот теперь, спустя пять лет, Любимов отметил свое 95-летие в Театре Вахтангова, где когда-то начинал свой творческий путь. Круг замкнулся.

Спрашивается, как такое могло произойти? Это не просто риторический вопрос, и он не только связан с тем скандалом, который произошел в прошлом сезоне внутри теперь уже бывшей любимовской труппы. Скорее всего, это та коррозия, которая появляется внутри коллектива, когда актеры существуют рядом, но не вместе, когда материальные блага берут верх над духовными запросами, а творчество превращается в обыденное ремесло, существующее для продажи. Любимов не мог пойти на попятную и вновь задружить с теми, кто обвинял его в утаивании денег от гастролей и называл обманщиком, ибо всю жизнь страдал от унижения и выдавливал по каплям из себя раба обстоятельств.

На одной из пресс-конференций во время затяжной пикировки он пообещал поставить «Бесов» Достоевского. И поставил на той сцене, где когда-то начинал, и где теперь руководит творческим процессом его бывший практикант Римас Туминас. Он не стал мстить бывшим коллегам потерянной Таганки, потому что слишком мудр и хорошо разбирается в человеческой психологии, где постоянно идет борьба света и тьмы, а значит, бесовщина сидит внутри людей, и ее надо постоянно разоблачать.

Еще 95-летний Любимов уверен, что без работы никогда не останется, и будет ставить до тех пор, пока бьется его сердце. А пока оно стучит в заданном ежедневной зарядкой ритме, то его «Князь Игорь» в Большом театре обязательно выйдет в декабре этого года.

Темы: Любимов

Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

В мире Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом

Курсант Вячеслав Золочевский, выживший в крушении Ан-26 под Чугуевым, не выпрыгивал из самолета, как сообщалось ранее, заявил глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.