2 октября 2012, 14:48, Любовь ЛЕБЕДИНА

В России, чтобы тебя оценили, надо жить долго

Пожалуй, сейчас не найдется такого режиссера, который ставил бы спектакли в 95 лет, и был при этом активен, любопытен и полон планов на будущее, как Юрий Любимов.

В России, чтобы тебя оценили, надо жить долго

Но, оказывается, это еще не все, и всегда найдутся «верные» соратники, которые попытаются накинуть ошейник на мэтра с мировым именем и обвинить его в самодурстве, неподчинении власти демоса, состоящего из непокорных лицедеев. В итоге свой юбилей Любимов отметил не в том театре, который создал, а у вахтанговцев, где его вначале приветствовали зрители на спектакле «Бесы», а потом артисты во время банкета. Таганцы тоже выпили, и немало, за своего создателя, но это была вечеринка для узкого круга, поскольку «выносить сор из избы» в театральной тусовке не принято.

Любимов не просто феномен по своему творческому долголетию, но и поразительно свободный человек, не приемлющий никакого давления и руководящих окриков сверху. С одной стороны, в нем сказываются гены зажиточных крестьян, выбившихся в люди, с другой – его сделала таким победа социализма на костях, где свободомыслие пресекалось на корню, а рабская психология приветствовалась на всех уровнях.

Родившись будто в насмешку над судьбой в год Октябрьской революции, Юрий Петрович не стал инженером-электриком, как мечтал его отец, отведавший тюремной баланды. Сын коммерсанта избрал легкомысленную и недоходную профессию артиста, а одной из его первых работ на вахтанговской сцене была крохотная роль связиста в «Человеке с ружьем», где в роли Ленина выступал легендарный Борис Щукин. Может быть, Юрию Петровичу и была уготована участь играющего(???) Моцарта и Ромео, если бы не одно обстоятельство – в начале 60-х годов он выпустил актерский курс в Щукинском училище с дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ну а дальше пошло-поехало. Дружба с Пастернаком, Эрдманом, Солженицыным, Вознесенским, Евтушенко, Рождественским, Можаевым. Ночные бдения по поводу новой концепции Театра драмы и комедии на Таганке. Переформатирование труппы, когда руки чесались в предвкушении опасных открытий, а количество адреналина в крови превышало все допустимые нормы. И хотя сегодня Любимов настаивает, будто его театр, с которым прожил 48 лет, никогда не был политическим, скорее поэтическим с уникальным образным языком, все-таки, вопреки утверждению мастера, он воспринимался островком свободы в океане корпоративной лжи и «запудривания» мозгов. Да и как могло быть иначе: ведь правда всегда неугодна тем, кто прикрывается красивыми лозунгами, а ложь во спасение призрачного единства обязательно всплывает наружу и превращается в грязную пену.

Любимов дважды становился гражданином России. Первый раз при рождении на Плющихе, и с этим званием прошел всю войну, был даже удостоен Сталинской премии в Театре Вахтангова. Второй раз в 1988-м, когда после пяти лет вынужденного пребывания за границей и лишения советского гражданства, по приглашению Михаила Горбачева вернулся на Родину, по сути, превратившись в человека мира, так как ставил спектакли в «Ла Скала», «Гранд-опера», «Ковент-Гарден» и «Арена Стейдж».

Теперь это уже пожелтевшие страницы истории, сохранившиеся в памяти очевидцев, как, впрочем, и та роковая трещина, которая разделила прежних единомышленников после возвращения мастера в родные пенаты, восстановившего «Бориса Годунова», отпраздновавшего премьеру «Живого» Бориса Можаева через 21 год, и заново реанимировавшего спектакль о Владимире Высоцком.

Удар был нанесен в самое сердце дорогими воспитанниками, теми, кто добивался реабилитации мэтра. Поднабравшись западных идей, Любимов предложил всему коллективу перейти на контракт. Но не тут-то было. Опасный эксперимент, грозивший некоторым оказаться на улице, поверг единомышленников в шок, а многочисленные собрания привели к тому, что часть труппы ушла с Николаем Губенко. После этого раскола традиция оппозиционеров советского абсурда сошла на нет, а наступившее время бунтующего площадного театра оказалось куда сильнее, чем символические метаморфозы Любимова. Психологический надлом, точнее, перелом, произошедший в сознании верных сподвижников Любимова, не мог не сказаться на качестве спектаклей, а новое пополнение из молодых артистов уже не способно было отдавать себя так, как это делали их предшественники.

На 90-летие Любимова, когда мне довелось брать у него интервью, Юрий Петрович не скрывал своей досады и даже отчаянья, что все его усилия тонут в равнодушии и «пофигизме», и никакие призывы, никакие «закручивания гаек» не помогают вернуть прежнее «горение» на сцене. И вот теперь, спустя пять лет, Любимов отметил свое 95-летие в Театре Вахтангова, где когда-то начинал свой творческий путь. Круг замкнулся.

Спрашивается, как такое могло произойти? Это не просто риторический вопрос, и он не только связан с тем скандалом, который произошел в прошлом сезоне внутри теперь уже бывшей любимовской труппы. Скорее всего, это та коррозия, которая появляется внутри коллектива, когда актеры существуют рядом, но не вместе, когда материальные блага берут верх над духовными запросами, а творчество превращается в обыденное ремесло, существующее для продажи. Любимов не мог пойти на попятную и вновь задружить с теми, кто обвинял его в утаивании денег от гастролей и называл обманщиком, ибо всю жизнь страдал от унижения и выдавливал по каплям из себя раба обстоятельств.

На одной из пресс-конференций во время затяжной пикировки он пообещал поставить «Бесов» Достоевского. И поставил на той сцене, где когда-то начинал, и где теперь руководит творческим процессом его бывший практикант Римас Туминас. Он не стал мстить бывшим коллегам потерянной Таганки, потому что слишком мудр и хорошо разбирается в человеческой психологии, где постоянно идет борьба света и тьмы, а значит, бесовщина сидит внутри людей, и ее надо постоянно разоблачать.

Еще 95-летний Любимов уверен, что без работы никогда не останется, и будет ставить до тех пор, пока бьется его сердце. А пока оно стучит в заданном ежедневной зарядкой ритме, то его «Князь Игорь» в Большом театре обязательно выйдет в декабре этого года.

Темы: Любимов

Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура "Золотой витязь" стартовал в Севастополе, завершится – в Москве "Золотой витязь" стартовал в Севастополе, завершится – в Москве

Международный славянский форум искусств "Золотой витязь", который в этом году стартовал уже в десятый раз, до конца ноября пройдет в нескольких российских городах, представляя своим зрителям различные программы – изобразительного искусства, литературы, театра и музыки.

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.