3 октября 2012, 10:49, Анатолий ШАПОВАЛОВ

Еврей, удачу приносящий

Польшу, будто половодье, захлестнула мода на «жида с пененжкем», что в переводе означает «еврея с деньгами». Его фигурки и изображения встречаются на каждом шагу – в домах, офисах, супермаркетах, на выставках, в бан

Еврей, удачу приносящий

Если поляк решается преподнести подарок иностранцу, ему больше не надо ломать голову: он решительно отставляет в сторону знаменитую водку «Шопен» и покупает очередного «еврея с деньгами». Интернет советует повесить фигурку рядом с индексом токийской фондовой биржи Никкей 225. Глядя на эти картинки, уверяют, можно многому научиться. Ведь еврей поднимает монету с земли не просто так. Берет в руки и всматривается в нее, раздумывая, что же сделать с этой денежной единицей. Его движения не быстрые, полные, как у шахматиста, размышлений. Даже если в кошельке полно денег, та монета для него очень важна.

В Интернете подробно рассказывается, как нужно использовать символы. В доме должны находиться две фигурки «еврея с деньгами» и «цитриной» (лимоном). Первая приносит хозяевам счастье, достаток, удачу в делах. Вторая охраняет дом, следит за тем, чтобы в нем никогда не было недостатка в пище и напитках.

Вариантов предлагается множество. Еврей с чесноком, мешком денег, в космосе, с монетой в левой руке (на счастье), с бухгалтерской книгой… Как правило, это пожилой человек, с бородой, зачастую с пейсами, фуражке, либо ермолке.

Купить фигурку либо картинку, написанную маслом на холсте, можно повсюду. Студенты-художники продают их на каждом углу, причем недорого. Но цена на произведения, выполненные выпускниками, естественно, значительно выше, чем работы первокурсников.

Чтобы оберег работал эффективно, приносил деньги, удачу, нужно придерживаться определенных правил. Во-первых, недостаточно купить фигурку, ее нужно получить от кого-либо в качестве подарка. Во-вторых, она должна висеть какое-то время вверх ногами. В-третьих, за рамку картинки надо поместить грошек (самую маленькую денежную единицу в Польше). И тогда финансовая ситуация начнет поправляться. Деньги будут сыпаться из мешочка и оставаться в доме.

Правда, в том же Интернете немало и предостережений. «Дорогие женщины, – пишет в своем блоге Моника Ш., – должна вас предупредить о возможных опасностях. Фигурка висела у нас в передней полгода, и что же? Мы едва не пошли по миру. Тогда мой муж взял и бросил фигурку в камин. Желаю вам притока денег, но чтобы это происходило без жида».

«Еврея с деньгами» можно было бы рассматривать как этнографическую деталь, если бы не масштабы этого явления и его парадоксальный контекст: прежние евреи-кровопийцы возвращаются как духовные опекуны поляков. Евреи не одно столетие жили на польской земле, что отразилось в народных поговорках: у кого нет в доме еврея, тому беда. Или: пришла беда, беги к еврею, еврей в сенях, деньги в кармане. Фигурки вешали у дверей по левой стороне сеней, либо передней. Но не в комнатах, туда вход был запрещен.

Давали о себе знать и реалии предвоенных лет. Тогда сегрегация поляков и евреев была не менее жесткой, чем на юге США. Потом была Вторая мировая война, Холокост. Из шести миллионов погибших поляков половина были евреи с польским гражданством. Да, поляки укрывали евреев, но нередко не задаром. Получается, что в стране, общество которой обогатилось за счет «исчезновения» своих евреев, «еврея с деньгами» – это гротеск чистой воды.

Известная антрополог Джоанна Токарская-Бакир в поисках объяснений, откуда пошла мода на «жида с пенежкем», обращается к работам Зигмунда Фрейда, в которых тот излагает концепцию «позднего послушания», тесно связанного с эволюцией совести. Ученый напоминает об убийстве отца, которое совершили его взбунтовавшиеся сыновья. По Фрейду, совесть – производное от чувства вины сыновей, и отсюда – их попытка смягчить ее посредством позднего послушания.

Антрополог и искусствовед не исключает, что на новую моду в Польше следует смотреть не как на что-то мистическое, а как на проявление морали. «Жид с пенежкем», охраняющий польский дом, из которого его выгнали, – это, хотя и косвенный, но все же признак неких моральных подвижек в польском коллективном сознании.

кстати

Евреи начали селиться в Польше, как следует из книги Юзефа Орлицкого «Из истории польско-еврейских отношений», с конца ХI века. XVI век называли «золотым» для евреев в Польше. Они создали, по сути, государство в государстве. В начале ХХ столетия по численности их было больше только в Соединенных Штатах. Перед Второй мировой в стране проживали до 3,5 миллиона евреев. В 1944–1947 гг. их было порядка 275 тысяч. Затем началась эмиграция. К моменту съемок фильма «Список Шиндлера» в Польше осталось, по данным статистики, 3000 евреев. Сколько их сейчас – точно никто не знает.


Политика Российско-китайские отношения вступили в новую эпоху, заявил Медведев Российско-китайские отношения вступили в новую эпоху, заявил Медведев

Российско-китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на 24-й регулярной встрече глав правительств двух стран в расширенном составе.

Экономика Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов

Россия продолжила сокращать вложения в государственные ценные бумаги США, снизив их уровень в июле до 8,5 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского Минфина.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.