3 октября 2012, 15:17, Вячеслав ЛЫСАКОВ, первый зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству

Выпил. Поехал. Убил

Ежегодно в России происходит около 200 тысяч ДТП, в которых погибает до 27 тысяч человек, а еще 250 тысяч получают ранения различной степени тяжести. С пугающей периодичностью случаются по-настоящему страшные аварии, виновниками которых, как прави

Выпил. Поехал. Убил

Говоря о безопасности дорожного движения в свете тех или иных событий, никогда нельзя забывать, что это целый комплекс сложнейших мероприятий, каждому из которых нужно уделять повышенное внимание.

Организация дорожного движения – это только часть проблемы, причем, согласно статистическим данным, далеко не самая важная. Официальные данные говорят нам о том, что ненадлежащее состояние дорожного полотна, отсутствие освещения, знаков, разметки или некачественная уборка трасс в зимний период является причиной лишь 20 процентов ДТП. В некоторых регионах этот показатель доходит до 30 процентов, но не более. Соответственно, даже если мы сделаем все дороги России идеальными, создадим полноценную придорожную инфраструктуру, то этого все равно окажется мало для качественного улучшения ситуации.

Никогда не стоит забывать, что в аварии попадают не машины, а люди ими управляющие, и именно с водителями необходимо вести основную работу. Причиной большей части смертей на дорогах нашей страны, как ни крути, становятся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, проезд перекрестка на красный свет и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Однако в работе с гражданами крайне важно не перегнуть палку. Столичное ГИБДД отрапортовало о сотнях пьяных водителей, выявленных в ходе профилактического рейда, организованного после страшного ДТП на Минской улице. Однако еще большой вопрос, были ли они на самом деле пьяными, или оказались признанными таковыми. Думаю, здесь мы рискуем столкнуться с проблемой, решить которую окажемся не в состоянии. Между действительно пьяным человеком и тем, у кого зафиксировано наличие алкоголя в организме в размере 0,05–0,1 промилле, – не просто огромная разница – пропасть. Давайте уясним, погрешность алкотестеров, которыми вооружены сотрудники ГИБДД, составляет 0,045 промилле. При этом по действующим правилам, если прибор покажет даже 0,05 промилле, у водителя отберут права. Поэтому к результатам московского рейда трезвости я отношусь скептически. Более того, я полагаю, что 70, если не все 90 процентов из тех, кто попал в статистические отчеты, пьяными по большому счету не были. Их 0,1–0,15 промилле не идут ни в какое сравнение с тем количеством алкоголя, который обычно обнаруживается в крови виновников самых страшных ДТП.

Ни в коей мере не стоит воспринимать все вышесказанное как призыв к употреблению спиртных напитков за рулем, пусть и самому умеренному. Я убежден, что «сухой закон» должен остаться, но не в таком виде, в каком он существует сегодня, поскольку мы массово признаем пьяными людей, которые не употребляли спиртных напитков перед тем, как садиться за руль. Это ненаучно, несправедливо и неправильно.

С теми, кто действительно решается управлять транспортным средством в состоянии очевидного алкогольного опьянения, ситуация предельно простая. В отношении данной категории водителей репрессивный аппарат необходимо однозначно ужесточать как с точки зрения административной, так и уголовной ответственности.

Я прекрасно помню, каким было сопротивление общественного мнения, когда за езду в пьяном виде в качестве наказания вводился административный арест на срок до 15 суток. Сейчас, к сожалению, на эту меру уже мало кто реагирует. Значит, пришла пора идти дальше, пора подумать либо о реальном тюремном заключении сроком до года, либо об обязательных работах на аналогичный период.

Если мы хотим добиться реального улучшения ситуации, меры контроля должны быть всесторонними, а наказание неотвратимым. Любой водитель, садясь за руль в состоянии алкогольного опьянения, должен понимать, что кара обязательно наступит. В свое время была идея следить за автомобильным потоком в автоматическом режиме при помощи приборов, способных дистанционно проводить химический анализ воздуха в салоне автомобиля и реагировать на присутствие в нем алкоголя. Однако предложение, видимо, не нашло необходимой поддержки, и теперь о нем мало кто вспоминает. Пример соседней Финляндии показывает, что при желании вполне можно обойтись и без всяких технических изысков: перекрывают целые участки трасс и «продувают» всех подряд.

Надлежащей оценки достойны и действия сотрудников ГИБДД, которые после определенной мотивации отпускают задержанных пьяных водителей. Не дай бог случится ДТП с человеческими жертвами, такой «сердобольный» инспектор должен проходить по делу в качестве соучастника преступления. Отдельная история – люди в погонах, стремящиеся обогатиться за счет водителей. Я предлагаю при обнаружении у инспектора несертифицированного алкотестера или же хотя бы прибора, отличного от того, который выдавался ему перед вступлением на дежурство, увольнять такого сотрудника из рядов МВД.

Не менее жесткие меры воздействия стоит применять и к трезвым лихачам, которые умудряются перемещаться в черте города со скоростью, в разы превышающую максимально допустимую правилами, при этом абсолютно игнорируя разметку. В этом смысле есть определенные нарекания к системе видеофиксации нарушений. Мы не штрафы должны рассылать этим людям (как правило, квитанции на 300, на 5000 рублей их не сильно расстраивают). Наказание должно быть не формальным, а адекватным правонарушению. Вопрос с конфискацией слишком сложен с точки зрения прав собственности, а вот дифференциация размера штрафа в зависимости от стоимости автомобиля – вполне реализуемый инструмент. Более того, такой подход социально справедлив и давно отработан в Европе, правда, в большинстве стран там во внимание принимается не стоимость автомобиля, а размер годового дохода (это оправданно в условиях фактического отсутствия «серых» зарплат). В нашей стране все несколько сложнее, поэтому привязка к стоимости транспортного средства видится более эффективной. Лихачишь на «Феррари»? Первый штраф – 40 тысяч рублей, второй – 400, третий – 4 миллиона. Уверен, до четвертого дело уже не дойдет.

Темы: аварии

Политика Британия и Канада ввели санкции против Лукашенко Британия и Канада ввели санкции против Лукашенко

Великобритания и Канада ввели санкции против президента Белоруссии Александра Лукашенко, его сына Виктора и нескольких высокопоставленных членов правительства страны, сообщил британский МИД.


Общество Российскую семью выселили из квартиры и обязали платить за нее ипотеку Российскую семью выселили из квартиры и обязали платить за нее ипотеку

В Братске (Иркутская область) семью с двумя детьми выселили из квартиры, поскольку они якобы незаконно занимали чужую жилплощадь. При этом, как сообщает ГТРК "Иркутск", супругов обязали выплачивать 17 лет ипотеку за жилье, которого они лишились.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.