4 октября 2012, 19:32

РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТЫ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

Юрий Петрович Баталин родился в 1927 году в селе Калканово Учалинского района Башкирской АССР. В 1950 г. окончил Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Инженер-строитель. Первая запись в трудовой книжке: прораб. И далее по всем ступен

РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТЫ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

На рабочем столе Юрия Петровича Баталина большая карта. Из конца в конец ее пересекают трассы газопроводов. Сплошные линии – это действующие трассы от Надыма, Уренгоя, Ямбурга в центр страны и дальше на Запад; пунктиром – те, которые строятся или проектируются. От Кольского полуострова пунктирная цепочка убегает в Баренцево море к Штокмановскому месторождению. От Русановского и Ленинградского (это шельф Карского моря) прочерчено несколько пунктирных линий к материку восточнее устья реки Кара. Его размышления – о перспективах Арктического шельфа, о развитии газовой промышленности России.

Так ли богат арктический шельф, как о нем говорят?

Уверен, эти запасы превзойдут самые оптимистические прогнозы. Сейчас больше известно о запасах Баренцева моря, немного о Карском. Их общие запасы оцениваются в десять триллионов кубометров. В мире нарастает борьба за ресурсы. А на планете осталось два крупных региона, где можно ожидать серьезные открытия – это шельф арктических морей, а также Восточная Сибирь и Дальний Восток России. Недаром в последнее время ведется так много дискуссий по Арктическому шельфу.

Выступая в Норвегии на международной конференции, руководитель Роснедр Анатолий Ледовских подчеркнул особую роль Арктического шельфа России в развитии базы углеводородного сырья.

Он отметил, что по ресурсному потенциалу углеводородов акватории Баренцева, Печорского и Карского морей значительно превосходят акватории других морей России. Так, доля ресурсов западной части Арктического шельфа составляет до 70% от ресурсов всего российского шельфа.

«Западная часть Арктического шельфа, - подчеркнул А. Ледовских, - это наше национальное достояние и крупнейший резерв для будущего роста топливно-энергетического комплекса России. Поэтому одной из важнейших задач нашей деятельности является увеличение объемов геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования для наращивания сырьевой базы углеводородов в этом регион».

Президент ОАО «НК «Роснефть» С. Богданчиков утверждает, что начальные извлекаемые ресурсы континентального шельфа РФ огромны: по крайней мере 100 млрд. тонн условного топлива (т.у.т.). При этом до 80% потенциальных углеводородных ресурсов России сосредоточено на Арктическом шельфе. Наиболее изученной является Западная Арктика — шельфы Баренцева, Печорского и Карского морей. По данным МПР, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов в этом регионе составляют 62 млрд. т.у.т. Остальной Север практически не изучен. Начальные извлекаемые ресурсы моря Лаптевых составляют 3,7 млрд. т.у.т., Восточно-Сибирского моря — 5,6 млрд. т.у.т., Чукотского моря — 3,3 млрд. т.у.т. Большинство из 13 открытых в западной части Арктики месторождений относятся к крупным, а несколько — к уникальным. Это не только характеризует высокий потенциал нефтегазоносности этого региона, но и подтверждает его промышленную значимость, хотя и не позволяет пока еще делать каких-либо прогнозов относительно будущей добычи.

Для освоения месторождений Арктического шельфа потребуется решить много сложных задач. Для начала необходимо интенсифицировать геологоразведку. Уже сейчас, на примере нескольких проектов, реализуемых в Западной Арктике, можно выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются недропользователи. Это сезонность в проведении геологоразведочных работ и обустройства месторождений, отсутствие необходимых технологий и техники для бурения и добычи, нерешенность вопросов транспортировки добываемого сырья и его переработки.

Объекты морской добывающей инфраструктуры, построенные российскими предприятиями, можно пересчитать по пальцам, хотя потенциал для развития этого сектора промышленности в России большой. По расчетам «Роснефти», до 2020 года потребности только уже запущенных шельфовых проектов составят 49 добывающих платформ и 203 подводных окончаний общей стоимостью почти 2 трлн. рублей. Существенный вклад в обеспечение нефтегазового комплекса необходимым оборудованием могут внести предприятия военно-промышленного комплекса России. До сих пор они осуществляли только модернизацию морально устаревших буровых и добывающих платформ, ранее работавших за границей, но технические и технологические возможности российского ВПК позволяют и самостоятельно создавать подобное оборудование.

Безусловно, России уже давно необходимо активно заниматься шельфом. В Советском Союзе работы по организации морской добычи начались давно, так на Каспии были развернуты работы по бурению и добыче нефти с эстакад. Главным инициатором этого направления был Сабит Атаевич Оруджев, работавший первым заместителем министра нефтяной промышленности СССР. После назначения С.А. Оруджева министром газовой промышленности, по его инициативе Совет Министров СССР возложил задачи по организации морской добычи на Мингазпром. С.А. Оруджеву удалось многое сделать. Предприятия оборонного комплекса были привлечены к изготовлению морских буровых платформ. По инициативе С.А. Оруджева в Баку построили завод по производству морских платформ.

На северном шельфе России в объединении «Арктикморнефтегазразведка» работали когда-то три разведочных ПБУ типа «Шельф» постройки Выборгского завода и две СПБУ – одна финской, другая – отечественной постройки. В настоящее время ни одной установки на этом шельфе не осталось: они либо проданы зарубежным фирмам, в руках которых уже прошли модернизацию, либо сданы за рубеж в долгосрочную аренду. Буровые разведочные работы в северных морях российские компании ведут, используя иностранные ПБУ, взятые в аренду. Министерству газовой промышленности СССР удалось создать дееспособную организацию по бурению геологоразведочных скважин в суровых условиях Арктики, развернуть геофизические работы. Все это позволило получить информацию о значительных запасах углеводородов на шельфах Баренцевого и Карского морей.

Советские геологи открыли уникальные месторождения - Штокмановское и Приразломное в Баренцевом море, Ленинградское и Русановское в Карском. К сожалению в смутные девяностые годы XX столетия работы на шельфах северных морей фактически были свернуты. Продолжало работы лишь объединение «Росшельф», однако из-за финансовых проблем ему не удалось развернуть работы в крупных масштабах.

В последнее время широко обсуждаются различные программы работ на шельфе. Наконец, принято решение о разработке Штокмановского месторождения. Уточненные запасы Штокмана оцениваются в 3,8 трлн м3 газа и 37 млн т конденсата. По сообщениям печати на месторождении намечается добывать 72 млрд м3 газа в год. Есть вариант и на 94 млрд м3.

К настоящему времени в акватории Обского и Тазовского заливов Карского моря открыто много новых месторождений газа, ожидаются и новые открытия, поэтому «Газпром» планирует организовать там добычу до 82 млрд м3 газа в год. Самые большие перспективы – по шельфу Карского моря. Первичные запасы газа в этом районе оцениваются в 26 трлн м3, однако ряд геологов считают, что здесь сосредоточено порядка 50-70 трлн м3 газа. Подтверждением больших перспектив шельфа Карского моря могут служить Русановское и Ленинградское месторождения. Пока по ним утверждены запасы в объеме 311 млрд м3, так как пробурено всего несколько скважин и запасы утверждены по площади в радиусе 3 км от пробуренных скважин. Исходя из геофизической информации геологи утверждают, что запасы газа этих месторождений составят не менее 9 трлн м3, т.е. это – второй Уренгой. Месторождения расположены недалеко от берега, глубина моря в этом районе – менее 150 м.

Таким образом уже по открытым месторождениям Баренцевого и Карского морей можно формировать крупномасштабные программы разработки месторождений углеводородов, в основном по добыче газа и конденсата.

По морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому морю Минприроды в настоящее время разворачивает геологоразведочные работы за счет средств госбюджета. Видимо, будут проводиться работы и в районе хребта Ломоносова.

Часто спрашивают: оправдано ли разворачивать в Арктике широкомасштабные работы?

Сейчас более или менее оценены работы по Штокману. Несмотря на удаленность от берега и большую глубину моря в районе месторождения, его разработка обещает быть эффективной. Благодаря привлечению к освоению месторождения высококвалифицированных зарубежных компаний – норвежской «СтатойлГидро» и французской «Тоталь», будут использоваться современные эффективные технологии разработки. Сообщается, что дебит одной скважины составит 4 млн м3 в сутки. Это позволит значительно сократить буровые работы.

Действуя совместно с известными зарубежными компаниями, мы сумеем быстро освоить новые технологии, а не начинать работу с азов. Мало того, целесообразно вместе с этими компаниями, с привлечением российских институтов и конструкторских бюро машиностроительных предприятий, прежде всего из оборонного комплекса, осуществить разработку и внедрение полностью подводных технологий бурения, обустройства месторождений, транспорта нефти и газа (насосные и компрессорные станции), да и транспорта нефти и конденсата на подводных судах.

А сейчас, на первых порах, работать в Арктике конечно дороже, чем в южных морях. Намного дороже аренда морских буровых платформ, из-за сложной ледовой обстановки бурение в Арктике и прокладка трубопроводов носят сезонный характер, эксплуатационные платформы, отвечающие арктическим требованиям, значительно дороже. Например эксплуатационная платформа для нефтяного месторождения «Приразломное» строится уже более 10 лет и достроить ее обещают только через два года. Правда, эта платформа так называемого «гравитационного типа», то есть она будет установлена непосредственно на дно моря.


Политика В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном

СМИ не могут располагать точными данными о содержании беседы Владимира Путина с французским лидером Эммануэлем Макроном, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.