8 октября 2012, 16:31, Станислав Козак

Нам любые дороги дороги?

С начала октября в непосредственной близости от столицы случилось то, чего с опаской ждали многие водители: в Подмосковье начал действовать первый платный участок автомобильной дороги. Он расположен на трассе М-4 «Дон», и его протяженность составл

Нам любые дороги дороги?

На самом деле это уже не первый платный участок на российских федеральных дорогах. Пионером здесь стал обход города Задонск и села Хлевное на том же «Доне». Кстати, первый приказ о его организации был подписан еще в 1998 году, но в эксплуатацию на платной основе он был введен лишь в декабре 2010 года. А по итогам первого квартала 2012 года среднесуточный трафик на этом участке составил 11 374 автомобиля в день. В будущем протяженность полутора десятков платных участков, построенных в обход населенных пунктов, через которые сейчас проходит магистраль, составит 662,9 км, или 40% от протяженности всей автомобильной дороги.

Сейчас опыт, полученный в Липецкой области, дорожники активно используют в Московской. Но, по прогнозам, загруженность подмосковного участка будет значительно выше.

Впрочем, важнее другое. Судя по заявлениям руководителей дорожной отрасли, мы стоим в начале большого пути по активному внедрению в России платных дорог. Они будут сдаваться форсированными темпами. В конце сентября руководитель госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах сообщил, что с 2015 года планируется сделать платным участок дроги М-1 «Беларусь» от Голицино до поворота на Бородино (с 33-го до 132-го км). Он, правда, отметил, что проезд от МКАД до Голицино по-прежнему останется безденежным. Но лишь потому, что в 2013 году будет введен в эксплуатацию платный северный объезд Одинцово. И участок Минского шоссе от Москвы до Голицино в этом случае сыграет роль альтернативного пути.

Надо заметить, что и до сих пор федеральная дорога М-1 «Беларусь» была одной из лучших российских трасс. Правда, в последние годы добираться до нашей столицы по этому маршруту становится все трудней. Но автомобильные пробки собираются ближе к Москве, как раз в границах того участка, который должен остаться бесплатным. Значит, судя по озвученным решениям, тем, кто захочет проехать в столицу с максимальным комфортом придется пользоваться сразу двумя платными участками – сначала от Бородино до Голицино, а затем северным обходом Одинцово.

Впрочем, дорожная обстановка здесь выступает лишь в качестве иллюстрации к нашему разговору. Важнее его экономическая составляющая. О своем отношении к платным автомобильным дорогам мы попросили рассказать председателя комитета ТПП РФ по логистике Олега Дунаева.

– Олег Николаевич, платные дороги –это хорошо или плохо?

– Я считаю, что если это будет магистраль между двумя населенными пунктами, например, Москва – Санкт-Петербург, сквозная, высокоскоростная бессветофорная трасса и цена за проезд по ней не будет заоблачной, это очень хорошо. Но если это будут платные участки, где будут большие заторы, то это, конечно, плохо.

– Но быстрее в данном случае будет означать и дороже.

– Да, конечно, использование платных дорог для перевозки грузов может привести к их удорожанию. И общее увеличение стоимости продукта не исключено. Понятно, что за это в дальнейшем придется заплатить потребителю. Однако здесь, на мой взгляд, нужно оценивать все затраты в комплексе. При грамотно организованной работе можно добиться, например, такой экономии топлива, которая перекроет затраты на проезд по платному участку. Кроме того, есть грузы, для которых главным показателем остается скорость доставки. И если платная автомагистраль в состоянии обеспечить это преимущество перед альтернативной дорогой, значит, водитель выберет ее.

Но у него всегда должна быть возможность выбора. Поэтому обязательное требование к платным дорогам – альтернативный бесплатный маршрут.

Этот разговор прошел, как говорится, на ходу, поэтому мы не успели обсудить еще одну сторону значительного увеличения числа платных участков на российских дорогах. По заявлениям того же первого заместителя председателя правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергея Кельбаха, деньги, полученные за проезд по платному участку в Липецкой области, позволили содержать в хорошем состоянии альтернативную дорогу.

Но вот как раз с деньгами и могут возникнуть определенные проблемы. Пока платные участки находятся в руках «Автодора», расценки госкомпании относительно невысоки – чуть больше одного рубля за километр. Для легковых автомобилей проезд по подмосковному участку составляет 10 рублей ночью и 30 – днем. Водители большегрузных автомобилей заплатят соответственно 40 и 120 рублей. Правда, дорожники говорят, что цены могут меняться в зависимости от инфляции, но это произойдет не сразу, и изменения будут, наверное, не столь существенными.

Проблема заключается в том, что в обозримом будущем управлять дорогами станут концессионеры, которые и станут проводить свою тарифную политику. А вот здесь ситуация может измениться. И хотя в «Автодоре» считают, что рыночные механизмы не позволят им задирать цены чрезмерно высоко, но то, что у нас рынку иногда можно подсказать, как себя вести (особенно если для этого есть соответствующие рычаги во властных структурах), знают даже те, кто далек от экономической науки.

Как бы то ни было, платные дороги стали реальностью. На очереди – скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург и Центральная кольцевая в Московской области. Формат материала позволяет нам только сообщить о том, что у нас уже есть примеры и платных дорог регионального масштаба, и даже частных платных дорог протяженностью всего около километра. Их перспективы пока туманны. Однако уже сейчас можно говорить о том, что платные магистрали стали реалиями нашей жизни. И эти реалии придется учитывать тем, чей бизнес зависит от дорог.

Источник: Станислав Козак Темы: ТПП-Информ

В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.