10 октября 2012, 10:49, Алевтина КАЛЕБАСОВА

«Розовое вино» на «Винзаводе»

В арт-студии «Доминанта» проходит выставка гиперреалиста Сергея Базилева

«Розовое вино» на «Винзаводе»

Абстракционизм, связанный в нашем сознании с именами Малевича и Кандинского, уже в начале XX века призвал искусство к уходу от традиционных форм. Он манил в мир расщепления вещей, акцентируясь на структуре материи, геометрии и цвете. Но, как доказывает опыт мирового искусства, ни одно художественное течение не перекрывает другое, доведя амбиции до абсолюта. Диктатура в искусстве абсурдна. Ну а для абстрактного искусства возникали противоядия, и не только в дидактичных формах академических школ, но и таком экзотическом течении, как фотореализм. На свет он появился в США благодаря искусству фотографии, а точнее, как бы механическому перенесению фотографического образа на бумагу с помощью красок. По сути, его можно назвать своеобразным постмодернизмом в живописи.

В 70-х годах течение благополучно перекочевало в Париж, где получило название «гиперреализм». Позже через Германию и Эстонию оно дошло до СССР, где его восприемником и русским родоначальником стал представитель киевской школы Сергей Базилев, который с 1977 года участвовал более чем в полусотне выставок в России и за рубежом. Его работы ныне хранятся в крупнейших музеях – в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Людвига в Кельне и Вальтера Бишоффа в Штутгарте. Одну из характерных персональных выставок Сергея Базилева «Про жизнь и про любовь» москвичи могли видеть пять лет назад в «Галерее Аллы Булянской». Сегодня на «Винзаводе» художник представляет новую экспозицию из пятнадцати полотен с гедонистическим названием «Розовое вино».

Русский гиперреализм, изначально не зациклившийся на механистическом копировании снимка, как и любые иностранные заимствования в России, принял неожиданные формы. Интересно, например, было узнать о технике работы Сергея Базилева. Он выливает краски на полотно, пальцами намечает образ, а потом делает снимок, отражающий характерные черты модели. С помощью этого доводит картину до совершенства. Гвоздем выставки «Про жизнь и про любовь» стала картина «Утро. Крещатик. День Победы» – оптимистичное полотно, в котором фотографичность была слита с воздухом и светом классической школы. На других работах плыли, ныряли и застывали размытые и одновременно четко выверенные образы рук, вращающих фотообъектив или лежащих на клавишах пианино.

Картины серии «Розовое вино» трудно ассоциировать с фотографией. Она как невидимая подпорка, тщательно скрытый каркас. В картинах возросла звонкость, чувственная певучесть цвета, созрела смысловая, философская доминанта, представляющая не трактат, а гимн клокочущей инфернальной страсти. В них уже не просто пластичность, водная текучесть натурщиц Ренуара: картина из серии «Горные реки Крыма» представляет женские тела в безудержной, прерывистой, вакхической игре солнечного света с преобладанием розовых, оранжевых, зеленых, синеватых бликов. Порой возрастает строгая сдержанность Моне, но почти сразу разбрызгивается в страсти, близкой к мазкам Ван Гога. Сюжеты Шатобриана и Фицджеральда, композиции на тему Бахчисарая, фестиваля «Вудсток» и группы Led Zeppelin напоминают по вкусу розовое бордо, разлитое в широкие чаши Диониса.

Источник: Алевтина КАЛЕБАСОВА Темы: выставка


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.