10 октября 2012, 15:41, Любовь ЛЕБЕДИНА

Владислав ВЕТРОВ: "Я абсолютно инфантильный человек, и воля родителей для меня значила больше"

Заслуженный артист России Владислав ВЕТРОВ в театре «Современник» признан чеховским героем. И это не случайно, так как все его детство и юность прошли на родине Чехова. В кино он тоже сыграл Антона Павловича, а также исторических персонажей в филь

– Говорят, актерская судьба занесла вас из Таганрога в Ригу, в один из лучших русских театров в Прибалтике, но вы там недолго пробыли. Почему? Все-таки Европа…

– Надо было обязательно изучать латышский язык, потом мне дали специальную карточку на приобретение продуктов, ну а когда на собрании директор Белявский спросил нас: «Что мы для них сделаем, то есть для латышей», тут у меня все стало на свои места, и я написал заявление на шести листах об уходе после трех месяцев жизни в цивилизованной Европе, где русские считаются вторым сортом. После чего уехал в Ростов-на-Дону.

– Но ведь вы, кажется, без актерского образования, и у вас диплом инженера?

– С инженерным образованием у меня тоже не все ладно. Когда пытался две лампочки на один выключатель поставить в гримерной, то у меня ничего не получилось.

– И как же это сочетается: тяга к точным наукам и любовь к искусству?

– Все объясняется значительно проще. Я абсолютно инфантильный человек, и воля родителей для меня значила больше, чем собственные размышления. После школы родители сразу же определили меня в политехнический институт, поскольку тогда таким образом можно было избежать армии. Многим моим товарищам повезло меньше, и теперь, когда я приезжаю в Таганрог и иду на кладбище к родителям, то вижу много могил тех, кто ушел воевать в Афганистан и вернулся оттуда в цинковых гробах. Тем не менее мне удавалось запоминать труднейшие формулы целыми досками и сдавать на «тройки» высшую математику, плохо разбираясь в арифметике.

– Но откуда у вас проявились такие замечательные актерские способности?

– Это вольно или невольно воспитывала окружающая среда. В нашем доме постоянно музицировали, устраивали домашние спектакли, папа подарил мне картонный театр с фигурками актеров, заставляли меня читать стихи для гостей. Потом я стал приходить мальчишкой в Таганрогский театр, что-то делать в бутафорском цеху…

– Скажите, Антон Павлович Чехов, родившийся в Таганроге, занимает большое место в вашей жизни?

– Первый свой отрывок, который я прочитал на школьном вечере, был рассказ Чехова «Ушла». Монолог Чебутыкина из «Трех сестер» тоже прочитал в 6-м или 7-м классе. Таганрог весь пропитан памятью о Чехове, я даже не подозревал, что есть другие города, где его не знают. И потом с 1992 года я снимаюсь в фильме Хуциева в роли Чехова, и прочитал о нем все, что было издано на русском языке. Он появляется во мне на уровне фантомной боли, теперь уже по моему желанию. У него нет никаких деклараций: делай только так и не иначе. В нем всегда есть грусть, созерцание, боль. В день рождения Олега Ефремова мы были на Новодевичьем кладбище, так могилу Чехова туристы просто затоптали.

– В «Современнике» вы тоже играете Вершинина в «Трех сестрах» и…

– И до недавнего времени вместе с Игорем Квашой играли Гаева в «Вишневом саде». К великому сожалению, Игорь Владимирович отошел от земных дел, и я в этой роли остался один. Грустно, потому что у него можно было учиться всему и банальные, пафосные определения «ДОСТОИНСТВО ХУДОЖНИКА», «САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ», «ТРУДОСПОСОБНОСТЬ» В НЕМ ПРОЯВЛЯЛИСЬ В САМОМ НАСУЩНОМ СМЫСЛЕ. Именно такие артисты и держат высокую планку «Современника». И когда в твоем театре основоположники ходят по коридорам, общаются с тобой, то и тебе хочется соответствовать их уровню.

– Насколько я знаю, вы пришли в «Современник» в 2002 году, и Кирилл Серебренников помог вам встретиться с Галиной Борисовной, чтобы она послушала вас.

– Перед тем как появиться перед Галиной Борисовной, я показывался многим режиссерам в пределах Садового кольца. Естественно, я очень волновался. Она внимательнейшим образом посмотрела два отрывка, и когда стала говорить о грядущей работе и предстоящих вводах в спектаклях – я понял, какая-то перспектива у меня есть. Вначале меня ввели в «Три товарища», а потом восстановили «Анфису» Леонида Андреева с Мариной Нееловой в главной роли. Первая моя премьера – «Сладкоголосая птица юности» в постановке Кирилла Серебренникова, где я сыграл отца героини Нееловой.

– Скажите, а почему вы не задержались у Анатолия Васильева?

– Все происходило в рамках семинара Буткевича, отчасти являющего учителем Анатолия Васильева. У Михаила Михайловича были грандиозные планы: освоение старорусского языка, изучение Древней Руси, итальянского языка и практики в Италии, изучение немецкого театра и практика в Германии. И так далее – крупнейшие мировые театральные вселенные. После чего актер должен был представать в виде синтетического артиста. К сожалению, на итальянской сессии все закончилось. Были у меня какие-то предложения и в идущие спектакли «Школы драматического искусства», но я такой недисциплинированный человек, что мог плюнуть на все, развернуться и уехать.

– Я знаю, что Галина Борисовна весьма ревностно относится к съемкам артистов. И тем не менее вы снялись в таких мощных сериалах, как «Раскол» и «Адмирал». Последний фильм позволил увидеть вас в совершенно новом амплуа.

– Эта картина была серьезным испытанием, потому что на мою роль был назначен совсем другой артист, и режиссер фильма Андрей Кравчук предложил сыграть мне на пробах все главные сцены с Лизой Боярской, и мне удалось пробить стену недоверия. После чего продюсер картины Анатолий Максимов сказал: «А мы по вам строим весь фильм, поскольку вы не поротое поколение». Услышать такой комплимент было приятно, по крайней мере, не зря были потрачены душевные и физические силы. Что и говорить, работа была адская: в два часа ночи нас привозили со съемок, а в четыре утра увозили обратно на корабль. Получилось большое кино, которое заработало на прокате. С Лизой Боярской мне тоже было приятно сниматься, человеком удивительно чистым, открытым, заботливым и требовательным к себе. «Жена, моя, замечательная», – пишу я ей эсэмэски.

Что касается «Раскола», то я не считаю его большим достижением. И до сих пор не понимаю, ради чего режиссер собрал такое огромное количество артистов и запретил всем играть. Определив жанр картины в виде фрески. Вот за что мне действительно не стыдно, так это за фильм Эшпая «Иван Грозный» – Василия Третьего. Там есть и современное отношение к этому историческому персонажу, и какие-то откровения для меня.

– Сегодня, на ваш взгляд, в церкви происходит раскол или нет?

– Это очень большая тема и если мы ее сейчас затронем, то я долго не остановлюсь. Для меня это достаточно болезненный вопрос, потому что сейчас все делается для того, чтобы отвратить народ от церкви, и тому мы видим череду примеров. Я скажу страшную вещь: можно верить даже в ржавый гвоздь, но если вы верите искренне, то это работает. Вера не бывает заблуждением, но почему я должен быть рабом и мой, только что родившийся сын тоже должен быть рабом? Такими людьми очень легко управлять, и это механизмы государственной власти, а не духовной. Не будем касаться этой темы, я закиплю и не остановлюсь… Для меня церковь в нынешнем состоянии весьма оскорбительна. К сожалению, есть единицы, которые по-настоящему служат Богу, все остальные – так, для заработка.

– Ну а в храмы вы заходите?

– Когда хочется побыть одному и что-то переосмыслить. Я знаю, отчего происходят сложности в моей жизни, поэтому облегчение не происходит автоматически. Я знаю точно: пока ты не воспитаешь себя и в отношении других – верить и уважать, то никакой ПСАЛТЫРЬ не поможет.

– И все-таки где-то, что-то помогает сбросить негативную энергию, как-то очиститься.

– Я отдыхаю душой исключительно со своими детьми и не могу начать спектакль, пока не позвоню трем детям и двум внукам. Старшему 26 лет, средней дочери 15 лет, а младшему сыну 4 с половиной годика. А с другой стороны, поплакать всегда полезно, но со мной этой происходит в самых неожиданных местах. Например, во время представления в цирке на Вернадского или в дельфинарии от восторга и красоты. Мы открываем для себя новые парки в Москве, недавно побывали в усадьбе Трубецких, о которой раньше не знали. В Москве есть масса мест, где интересно побывать.

– А как вам удалось снять фильм «Куба далеко», где вы и сценарист, и режиссер, и продюсер?

– Для меня это был полезный опыт, и будет ли он иметь продолжение – пока не знаю. Очень боюсь ответственности за деньги, боюсь, что вовремя не отдам кредит. Актерство мне все же ближе, организация себя в пределах роли, где самообладание – главное. Самообладание при любом режиссере.

– Мне сказали, что вы долгое время жили в общежитии «Современника».

– Да, семь лет.

– А ваша жена имеет отношение к театру?

– Она актриса Театра юного зрителя Генриетты Яновской Екатерина Кирчак, и встретились мы с ней в Ростовском драматическом театре. А квартиру нам помогла приобрести Галина Борисовна Волчек, за что мы ей бесконечно благодарны. Хотя ей было это сделать при мэре Лужкове очень непросто. По мере возможности она помогает каждому актеру, кто нуждается в ее поддержке. Она коллекционирует артистов и потому отвечает за них. И режиссеров приглашает разных, что обновляет театр, делает его разносторонним с непохожими творческими почерками. И это здорово!

Темы: ветров

В мире США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана" США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана"

США отправят дополнительный военный контингент на Ближний Восток в качестве ответа на "агрессию Ирана против Саудовской Аравии", заявил американский министр обороны Марк Эспер.


Культура "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России

В Москве в кинотеатре "Октябрь" стартовал фестиваль "Золотой единорог". Этот киносмотр – спутник одноимённой премии, вручаемой в Лондоне с 2016 года – престижной награды, которую международное жюри присуждает российским фильмам. В списке российских показов представлены картины в номинации "Лучший зарубежный фильм о России".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.