11 октября 2012, 11:44, Антонина КРЮКОВА

Феллини для школьников

Министерство культуры РФ формирует список ста фильмов (отечественных и зарубежных), которые будут рекомендованы для показа в школах. Причем составляют его с участием граждан России: через любую социальную сеть можно отправить названия трех отечест

Феллини для школьников

Идею изучать кино в школах впервые высказал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков «на круглом столе», посвященном очередной кризисной ситуации в отечественном кино, который состоялся в июне этого года в рамках Московского МКФ. Режиссер предложил ввести в школах факультативный курс кинематографа и сформировать программу из ста рекомендованных к просмотру фильмов мирового кинематографа. Предложение сразу же с энтузиазмом было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, пообещавшим заняться этим вопросом, и одновременно вызвало нешуточную дискуссию в блогах, а также среди учителей, кинокритиков, многочисленных поклонников киноискусства. У каждого свое мнение по поводу того, какие фильмы надо показывать школьникам на уроках или факультативно и стоит ли это делать в принципе, поскольку ученики и так до предела загружены занятиями по программе и всякого рода кружками по интересам. Но хочется брать пример с цивилизованных европейских стран. Скажем, с той же Италии или Франции, отличающихся высокой кинематографической культурой – на этот счет спорить никто не будет. В итальянских и французских школах уже давно озаботились воспитанием с малых лет культурной, просвещенной публики. В результате эти две великие кинодержавы защищены собственным зрителем, способным поддержать национальный кинематограф, оценить не только современный американский киноширпотреб, но и непростое авторское высказывание, то есть настоящее киноискусство, для адекватного восприятия и понимания которого требуется как минимум определенная подготовка. Европейские школьники смотрят то, что нашим и не снилось, потому что качественное отечественное кино не попадает в российский прокат, в телевизоре оно тоже появляется крайне редко.

Между тем венецианского триумфатора прошлого года – «Фауста» Александра Сокурова – для показа в школах купила Италия, а министерство образования Франции приобрело права на показ фильма «Тюльпан» Сергея Дворцевого, победившего в каннском конкурсе «Особый взгляд». Несмотря на признание престижных международных кинофестивалей, оба фильма оказались не нужными нашим прокатчикам. Зато французские школьники изучают по «Тюльпану» историю сватовства экзотического казахского чабана, имея возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с жизнью далекой азиатской страны, но и увидеть как образец мастерства кинематографистов, снявших эту картину. О «Фаусте» российские школьники, может, и слышали, как о классическом произведении мировой литературы, но вряд ли знают о сокуровском фильме, не говоря уж о картине Дворцевого.

Какие именно шедевры мирового кино войдут в список рекомендованных к показу в российских школах, определится голосованием на сайте Министерства культуры. Но кто будет принимать окончательное решение? По-видимому, будет создана какая-то комиссия из более или менее компетентных в вопросах кино людей, наделенных и знаниями, и вкусом, и, естественно, имеющих определенный вес в кинематографических кругах, – достойные, надо думать, найдутся. Известно, что к составлению списка привлечены Союз кинематографистов, ВГИК, другие кинематографические организации, которые Минкультуры попросило подготовить свои предложения, – само ведомство начнет рассматривать их уже после того, как они окончательно туда поступят. И этим процессом было намечено заняться осенью. Еще в конце июля глава министерства поручил департаменту кинематографии определить порядок отбора кинолент, а также установить в списке минимальную долю отечественных фильмов.

Инициатива Михалкова, поддержанная министерством, сама по себе не вызывает сомнений. Но все равно возникает масса вопросов. Скажем, в отечественном кино есть немало шедевров, но стоит ли рекомендовать школьникам фильмы Андрея Тарковского и как без него обойтись? Ведь его творчество, если учитывать нынешнюю гуманитарную подготовку, даже вгиковцам постичь затруднительно. Разве может понять, допустим, 14–15-летний подросток того же «Андрея Рублева»? Да и смыслы «Иванова детства», даром что главным героем там является почти их сверстник, для современных школьников недосягаемы. Поймут ли они Феллини? И что же – без Феллини? Смогут ли одолеть Бергмана, который и взрослому-то зрителю кажется занудным? Однако без этого имени мировой кинематограф представить невозможно. Эйзенштейн, Ромм, Шукшин, Хуциев, братья Михалковы, Авербах и так далее, воспитанным на голливудских боевиках и низкопробных комедиях детям покажутся скучными, неинтересными. Что может усвоить средний ученик в картине Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», кроме сюжета? Вряд ли среди его книг найдется и роман Кена Кизи, по которому этот фильм поставлен. Может, лучше разработать кинопросветительскую программу, ввести в школах такой ликбез по истории кино, начиная его изучение с азов – с братьев Люмьер, с «Понизовой вольницы», с «Броненосца «Потемкина», постепенно приближаясь к современным шедеврам?

Еще один вопрос – кто станет преподавать эти «100 лучших фильмов», где взять столько специалистов: искусствоведов, культурологов, просто культурно-образованных педагогов. Если вспомнить, что такой предмет, как мировая художественная культура, был поручен в школах в нагрузку учителям – историкам и словесникам, а вовсе не профильным в этой области специалистам. Да в педагогических вузах их просто не готовят. Откуда же тогда появятся преподаватели, знающие мировой кинематограф? Разве что из ВГИКа привлечь, где сегодня уровень подготовки тоже оставляет желать лучшего. А это должны быть люди, компетентные в вопросах истории и теории кинематографа, чтобы внушить современным детям, что кино не просто развлечение, а часть все той же мировой культуры, о которой каждому образованному человеку надо иметь хотя бы элементарное представление.

Наконец, если это сто обязательных для просмотра в школах фильмов, то все мы хорошо знаем, что такое «обязаловка». И много ли среди учащихся найдется тех, кто выберет кинофакультатив, тем более что он станет дополнительным уроком, для которого надо пожертвовать личным временем. Не хотелось бы выглядеть пессимистом, но будет очень жаль, если благое намерение в итоге реализуется по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда».


Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама

На днях в станице Обуховская Ростовской области стартовали съёмки четвёртого и пятого сезонов сериала "Соседи" силами телекомпании "Мостелефильм дистрибьюшн" по заказу канала "Россия 1". В новых сериях героев проекта ждут настоящие страсти. Казалось бы, все конфликты в прошлом, в большом семействе Ширшиковых и Кораблёвых наступил долгожданный мир: дети отпраздновали свадьбу, выигран районный конкурс на лучший садовый цветок, – но идиллия новоиспеченных родственников рушится в одночасье, когда вн

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.