16 октября 2012, 09:18, Максим БАШКЕЕВ

Навстречу земле со скоростью звука

Прыжок австрийского парашютиста – экстремала поражает воображение. Однако Феликс Баумгартнер не является пионером в этой области. Ему предшествовали десятки других испытателей, многие из которых заплатили жизнями за бесценные научные данн

Навстречу земле со скоростью звука

За прыжком этого мужественного человека в режиме онлайн затаив дыхание наблюдали миллионы людей со всего мира. Даже в эпоху расцвета пилотируемой космонавтики, когда выход человека в открытое околоземное пространство воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поступок Феликса Баумгартнера вызывает восторг и восхищение. В очередной раз пересматривая запись его полета, в какой-то момент лично я поймал себя на мысли, что, пожалуй, никогда еще в своей жизни не видел ничего более захватывающего.

Подъем на стратостате в космической капсуле на высоту 39 километров, свободное падение в течение 4 минут 20 секунд, преодоление скорости звука, установка сразу трех мировых рекордов (самый высокий полет на стратостате, самый высотный прыжок с парашютом и самое быстрое свободное падение) – чистой воды безумство, причем смертельно опасное.

Феликсу Баумгартнеру сегодня заслуженно рукоплещет весь мир. Человек, страдающий клаустрофобией, два с лишним часа поднимался в тесной капсуле в стратосферу, а затем уже в свободном падении каким-то чудом смог восстановить контроль над своим телом, когда казалось, что остановить все ускоряющееся вращение уже не удастся. Сообщается, что его прыжок позволил получить массу научных данных. Ученые и прежде всего специалисты НАСА полагают, что опыт австрийского скайдайвера может оказаться полезен как космонавтам, так и пилотам высотных самолетов в случае возникновения аварийных ситуаций. Главное, что удалось доказать – при использовании специального скафандра человеческий организм в состоянии перенести и преодоление звукового барьера, и перепады давления и температур, и перегрузки при раскрытии парашюта.

Между тем определенные сомнения в «полезности» полученного австрийцем опыта все-таки остаются. Основной повод для скепсиса – безусловная небезопасность такого способа возвращения на бренную землю с около космических высот. Даже сегодня, вооруженный последними достижениями современной науки, Баумгартнер очень серьезно рисковал собственной жизнью. Дело в том, что даже если исключить возможность отказа техники и разгерметизации скафандра, то это все равно не гарантирует благополучного приземления. Человеческое тело с точки зрения аэродинамики – объект для полетов совершенно не приспособленный. Падать кубарем в плоском штопоре оно может легко, управляемо планировать – невероятно трудно. Опять-таки не стоит забывать, что далеко не все зависит от знаний и умений скайдайвера. Всегда остаются обстоятельства непреодолимой силы, противостоять которым просто невозможно (взять хотя бы высотный ветер скоростью в несколько сотен километров в час). В принципе, омрачить возвращение «Одиссея» может и вполне банальный хороший порыв приземного ветра, способного запутать стропы парашюта.

Вообще же отважный австриец далеко не пионер в освоении стратосферы. Задолго до него находились и более смелые и отчаянные люди. Первый всплеск интереса к полетам на экстремально больших высотах случился незадолго до начала Второй мировой войны. Настоящими первопроходцами были Огюст Пикар и Пауль Кипфер, которые в 1931–1932 годах на стратостате собственной конструкции последовательно поднимались на высоты 15 785 и 16 200 метров соответственно. Подобный потолок был просто недостижим для авиации того времени, так что у огромных воздушных шаров с привязанными гондолами не было конкурентов.

Полеты Пикара имели огромный международный резонанс, полученные им научные данные были уникальны. В 1933–1934 годах Советский Союз построил два стратостата «СССР-1» и «Осовиахим-1». Первый поднялся 30 сентября 1933 года на высоту 19 километров, установив мировой рекорд. Второй зимой следующего года, согласно записям в бортовом журнале, достиг высоты 22 километра, однако потерпел крушение (погиб весь экипаж). В этом же году аварией закончился полет стратостата «СССР-2». Аналогичная судьба тремя годами позже постигла аппарат «СССР-3».

Не отставали в попытках покорить стратосферу и Соединенные Штаты. Их лучшее достижение датировано 11 ноября 1935 года, когда стратостат Explorer-2 достиг высоты 22 066 метров.

Затем в исследовании верхних слоев атмосферы наступила почти тридцатилетняя пауза, прерванная лишь активным развитием пилотируемой космонавтики. Две мировые супердержавы с 1956 по 1966 год построили несколько стратостатов и совершили ряд полетов, в ходе которых были установлены новые мировые рекорды высоты. Опять-таки для нужд освоения космоса, в ходе проверки парашютных систем, испытатели добровольно шагали в бездну.

В 1959–1960 годах американский офицер Джозеф Киттингер (активно помогал Феликсу Баумгартнеру в совершении его прыжка) совершил два прыжка с парашютом из стратосферы. Во время второго из них было установлено сразу несколько рекордов: высоты полета на стратостате, высоты свободного падения и скорости, развитой человеком. Падение продолжалось более 4 минут, за которые Киттингер пролетел почти 26 километров, периодически вплотную приближаясь к скорости звука.

В СССР для аналогичных целей был построен стратостат СС-«Волга», на котором 1 ноября 1962 года испытатели Евгений Андреев и Петр Долгов совершили свой рекордный полет. Первым на высоте 25 458 метров гондолу покинул Андреев. В свободном падении он преодолел около 24 500 метров и благополучно приземлился, установив не побитый до сих пор рекорд высоты свободного падения (Киттингер спускался с использованием стабилизационного парашюта). Долгов катапультировался из гондолы на высоте 28 640 метров, однако из-за удара о выступающий элемент кабины разгерметизировал шлем и, несмотря на то, что парашютная система сработала штатно, погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР Евгению Андрееву и Петру Долгову было присвоено звание Героев Советского Союза.

Следующий всплеск интереса к стратонавтике случился уже в новом тысячелетии. Причем рекордный подъем и рекордный же прыжок должны были состояться еще в 2003 году, когда британский баллон QinetiQ-1 невероятной высоты (381 метр) и такого же нереального объема 1 250 000 кубометров должен был поднять двух пилотов на 40 километров над землей. Однако полет был отменен еще до старта. В оболочке обнаружились прорехи.


В мире Мадуро прокомментировал информацию о связи Гуаидо с наркокартелем Мадуро прокомментировал информацию о связи Гуаидо с наркокартелем

Информация о связи главы Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуана Гуаидо, незаконно провозгласившего себя президентом страны, с боевиками-наркоторговцами из Колумбии спровоцировали там громкий скандал, заявил действующий венесуэльский президент Николас Мадуро.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура "Театральная бессонница" – в театре Рюминой покажут 3 спектакля за одну ночь. "Театральная бессонница" – в театре Рюминой покажут 3 спектакля за одну ночь.

Есть одна только ценность, которую ни кино, ни телевидение никогда не смогут перенять у театра: непосредственная связь, рождающаяся между живыми существами. Ежи Гротовский

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.