16 октября 2012, 14:12, Михаил МОРОЗОВ

Великая дорожная война

Резонансные автомобильные аварии вновь породили законодательно-исполнительскую лихорадку. На этот раз крайними хотят сделать водителей. А между тем, похоже, проблема безопасности дорожного движения заведена в тупик.

Великая дорожная война

«Страшная авария произошла вчерашней ночью в столице. Водитель микроавтобуса не справился с управлением, вылетел на обочину и совершил наезд на нескольких пешеходов, после чего ударился в мачту освещения. 6 человек погибли на месте, еще один с серьезными травмами госпитализирован». Так я начал свою заметку, написанную по горячим следам происшествия 6 лет назад. Сейчас повод примерно такой же – трагический. Череда чудовищных аварий продолжается. Летом пьяная москвичка на джипе, уничтожила две семьи, мирно шедших по плохо освещенной обочине одной из подмосковных дорог. Потом пьяный лихач отправил на тот свет семеро невинных. И вот жизни лишилась известная актриса.

Как всегда, среди конкретных причин аварии – алкоголь, плохая видимость на дороге, отсутствие огражденных пешеходных дорожек, халатность и неопытность водителя, беспечность пешеходов. И, конечно же, плохая дорога и нарушение Правил дорожного движения. Есть и системные проблемы, о которых не всегда говорят, погружаясь в детали конкретной катастрофы.

Среди других острых обсуждаемых дорожных тем, рожденных жуткой дорожной реальностью России: маршрутки-убийцы, массовые умерщвления пассажиров автобусов дальнего следования, дороги, опасные для жизни, и так далее. Тема «дорожных войн» по праву занимает одно из ведущих мест в российском медийном пространстве. Еще бы! Ежегодно на дорогах страны отправляются на тот свет по официальной статистике 27 тыс. человек. Считается, что за последние несколько лет в результате принятых мер смертность резко снизилась. Верится с трудом. Эксперты полагают, что некоторое улучшение произошло, но незначительное. И причина в том, что россияне стали пересаживаться на более безопасные иномарки. В России до сих пор не приняты европейские нормы учета – результат не только на месте происшествия, а в течение 30 суток после него. Так удобнее говорить о возрастании безопасности движения. Действительно, «скорая помощь» стала прибывать на место происшествия быстрее. Но вот удается ли медикам спасать тяжелораненых – неизвестно. А потому эксперты считают, что реально у нас на дорогах гибнет в год – до 35 тыс. А это больше, чем погибло за все войны, которые вели после Великой Победы СССР и современная Россия. А за 10 последних лет на дорогах сгинуло – 300–350 тыс. – население крупного областного центра. Мы намного перекрываем средние мировые показатели и на порядок уступаем самым благополучным странам, например Швеции, где каждое из 500 ежегодных ДТП со смертельным исходом, – национальная трагедия и предмет тщательнейшего разбирательства для большого числа служб и вовлеченных субъектов, включая автомобильные концерны. В Германии и Великобритании этот показатель не превышает четырех тысяч человек. И там идет беспрестанная, тщательная работа по спасению каждой жизни.

В России последние страшные аварии на дорогах с множеством жертв вновь всколыхнули общество и власть, отозвались шумными кампаниями в парламенте и СМИ. Депутаты набирают очки, предлагая ужесточить санкции к нарушителям, коллеги-журналисты зарабатывают деньги, смакуя подробности трагедий. При всей трагичности происходящего на дорогах еще более удручает реакция на них во власти. Все говорит о том, что мы не в состоянии навести порядок и даже выработать стратегию решения не самой сложной – дорожной проблемы.

Из последних новостей: Госдума намерена серьезно ужесточить ответственность и для трезвых водителей. В частности, вернуть действовавшую в СССР балльную систему, которая позволяет лишать прав после совершения ряда нарушений в течение года. Кроме того, вводится повышенный штраф 5 тыс. руб. за скорость выше 140 км/ч в городе, 3 тыс. руб.– за разговор по телефону или набор SMS, а также 1 тыс. руб.– за непристегнутый ремень безопасности. Одновременно с этим будут смягчены санкции за выезд на встречную полосу – параллельно идет исправление уже наделанных ляпов. Но почему тогда не вернуться к советским 0,3 промилле?

Еще одно новшество – модернизированная система ответственности за превышение скорости. Сейчас штрафы за это нарушение варьируются от 100 до 2,5 тыс. руб., при этом санкции установлены для каждого диапазона превышения: 10–20 км/ч, 20–40 км/ч, 40–60 км/ч и свыше 60 км/ч. В последнем случае водитель может быть либо оштрафован, либо лишен прав по решению суда. «Единая Россия» предлагает увеличить минимальный штраф за нарушение до 500 руб. и взимать его за превышение скорости в диапазоне 10 до 40 км/ч. При этом вводится новый состав правонарушения: превышение скорости более чем на 80 км/ч (например, при езде на скорости 140 км/ч в черте города). За это будут штрафовать на 5 тыс. руб. либо лишать прав на полгода. За повторное превышение скорости (в течение года с момента оплаты штрафа) на величину до 60 км/ч водитель будет оштрафован в двукратном размере, а на величину более 60 км – лишаться прав. При этом депутаты категорически не намерены вводить норму о допустимых промилле в крови водителя. Нам наплевать на уже апробированные законы и практику других автомобильных держав. Вновь изобретаем велосипед без каких-либо надежд, что он поедет.

Все это лишь свидетельствует о том, что в стране отсутствует внятная и продуманная государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения. Импульсивные действия законодателей и исполнительной власти показывают, что мы в тупике и как из него выходить непонятно. При этом нельзя сказать, что этой проблеме в России не уделяется достаточного внимания.

Еще на Госсовете по этой теме в 2005 году президент поставил 15 основных задач. Уже тогда рисовалась радужная картина, что вскоре после принятых мер выписывающего протокол сотрудника ГИБДД заменит автоматизированная система штрафов. Но в основном участники Госсовета констатировали ситуацию: на дорогах России царит хаос и «правовой нигилизм», отсутствует эффективная государственная политика в области безопасности дорожного движения, а действующие правовые акты «регулируют отношения на неудовлетворительном уровне». Владимир Путин сказал, что на дороги выезжают неподготовленные водители, которые сознательно игнорируют ПДД.

Правительство РФ в конце октября 2005 года утвердило концепцию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы». Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составил 21 млрд 630 млн руб. Как предполагалось, в результате реализации этой программы число погибших в результате ДТП в 2012 году по сравнению с 2004 годом должно сократиться в 1,5 раза, что «позволит России приблизиться к уровню безопасности дорожного движения стран с развитой автомобилизацией населения». В 2004 году в России произошло свыше 208 тыс. ДТП, в которых погибли 34,5 тыс. человек. Сейчас официальная статистика считает, что в год у нас погибает 27 тыс. человек. То есть деньги и усилия потрачены не зря. Об этом сказано выше.

Эта программа должна была усовершенствовать работу по проведению паспортизации и диагностики автомобильных дорог по действующим нормам, усилению контроля за техническим состоянием транспортных средств, улучшить условия движения на дорогах, повысить безопасность движения на железнодорожных переездах, улучшить антитеррористическую безопасность пассажирских перевозок и совершенствовать систему оперативного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Все ли из этого сделано? Даже беглый взгляд на автотранспортные средства позволяет сказать: не все. До сих пор по дорогам ездят машины, несущие смерть не только своим владельцам, но и окружающим, до сих пор происходят столкновения поездов и автомашин, да и много еще чего случается на наших далеко не безопасных дорогах.

Вслед за той программой принята еще одна, на которую выделено еще больше денег. Но похоже, что они будут потрачены столь же эффективно и ситуация на дорогах мало чем изменится. Кстати, главой специальной правительственной группы по дорожной безопасности в середине двухтысячных годов был губернатор Черногоров. А много-много лет этой проблемой занимался Виктор Кирьянов, доросший вместе с ней аж до вице-премьера. Где эти люди и где проблема?

Однажды разрешив гражданам покупать без ограничений автомобили, власть забыла построить для этих авто нормальные дороги, обеспечить на них приемлемую безопасность и создать ПДД, отвечающие современным требованиям. То есть адекватно экономически и законодательно реагировать на изменения. После аварии в Купавне выяснилось, что местные жители 6 лет требуют поставить отбойники и фонарные столбы вдоль этого отрезка трассы. Реакции никакой. Это обычное дело. Актрису Голуб убили два безбашенных водителя – один лишенный прав, другой неоднократно нарушавший ПДД. Каждому из них положено наказание. А вот гаишников, через руки которых оба проходили, и не раз, не накажут никак.

В результате коррупции и халатного отношения к своим обязанностям ГАИ-ГИБДД на дороги за многие годы выехали и продолжают выезжать миллионы необученных, неадекватных водителей, которым бы в цивилизованных странах права вождения не выдали бы вовсе. У нас все по-иному. Если можно купить права, то зачем учить и соблюдать правила ПДД? Так, видимо, думала и молодая москвичка, убившая сразу 5 человек. А почему?

Многие годы власти закрывали глаза на проблему, отгораживаясь от нее мигалками и спецномерами. Опомнились слишком поздно, когда смертность на дорогах переросла в разряд угроз национальной безопасности. Но теперь не помогают ни Госсоветы, ни специальные указы президента, ни ужесточение штрафных санкций. Автомобиль, превратившись в фетиш для россиян, стал оружием в руках «безбашенных» водителей, так и не осознавших, что в их руках не роскошь, а средство, которое легко превращается в орудие убийства. Вот теперь решили бороться с водителем, не решив других острых дорожных проблем. Но справятся ли?

Уже который год в России продается свыше миллиона автомобилей, а на дорожное строительство выделяется средств не намного больше, чем, например, в Финляндии. В этой стране, кстати, благодаря россиянам, власти вынуждены были создать специальную систему фиксации нарушений и автоматического отправления материалов прямо в пограничную службу. Так там достигают неотвратимости наказания для российских лихачей.

Моделью развития дорожной ситуации в стране может служить столица. Сейчас в Москве не достает как минимум 300 километров дорог. Строительство идет, но как?! Дефицит парковочных мест еще значительнее. Центральные улицы превратились из проезжей части в сплошные стоянки, а власти больше говорят о грандиозных планах строительства подземных гаражей и перехватывающих парковок. Предлагаемые меры: выгнать автомобилистов из центра. Но кто этим будет заниматься, если предложенные ранее меры ужесточения не работают? Дорожная политика столичных властей – это вообще отдельная тема.

А между тем экономический ущерб от дорожных происшествий растет на 5–7 процентов в год и уже составляет 2–3 процента ВВП. И немудрено: если в Германии около 15 тыс. км магистралей высшей категории, то в России всего 1000 км, на каждую тысячу россиян приходится 5,3 км дорог, а на тысячу французов – 15 км, в США этот показатель еще больше – 22 км.

Каких только программ, нацеленных на решение российских дорожных проблем, не принималось. Не более как шутка теперь воспринимается одна из них – «Концепция развития Госавтоинспекции до 2005 года», принятая еще генералом Федоровым, в период руководства которого в ГАИ пышным цветом расцвела коррупция. Теперь и ГАИ-то нет, есть ГИБДД. В соответствии с последней Государственной программой обеспечения безопасности движения предполагается длинный список мер: ужесточение штрафов и повышение их собираемости, борьба с коррупцией в ГИБДД, обеспечение оперативного спасения раненых в ДТП и т.д. Но будет ли толк, если многие годы мы не можем решить не такую уж сложную и затратную проблему: заставить всех ездить по одним Правилам дорожного движения. Всех, независимо от чинов и связей в силовых структурах.

Но оказывается, что и эти правила далеко не безупречны, потому что их пишет ограниченный круг людей, с ограниченными способностями. Не советуясь толком ни с кем. Даже со своими же коллегами. Например, с Экспертно-криминалистическим центром МВД России, который занимается разбором и исследованием наиболее сложных и страшных дорожных катастроф. Там мне привели массу несуразностей и глупостей в действующих ПДД. Например, правила запрещают движение по обочине трассы, но предписывают остановку только на обочине. А сколько можно по ней двигаться, чтобы остановиться, нигде не прописано. В итоге водитель, задавивший насмерть на обочине 5 или 10 человек, может быть освобожден от уголовной ответственности, а виновниками признаны жертвы, решившие устроить на обочине пикник. И это только один пример ущербности законодательства и отсутствия тщательной проработки документов и мероприятий. Ау, депутаты? И иного не дано до тех пор, пока законотворческая деятельность по улучшению дорожного движения останется лишь способом борьбы за избирателя и красивым пиаром. Кстати, ПДД, несмотря на многочисленные здравые предложения и назревшую необходимость до сих пор не являются законом, а посему их так просто изменять в ту или другую сторону.

Был период, когда казалось, что главная причина всех бед – дорожный либерализм, слишком низкие штрафы. Парламентские партии наперебой начали предлагать варианты ужесточения наказания. Самим-то депутатам никакие дорожные кары не грозят. Но практика показала, что эти ужесточения не дают адекватного результата. Теперь вот дошли до серьезных тюремных сроков и штрафов по европейским масштабам. Но большинство скептиков сходятся на том, что в нынешней ситуации никакие законы уже не остановят беспредел на дорогах. Причина: недееспособность и коррумпированность дорожной полиции, и полный правовой нигилизм участников движения. К тому же в России теперь есть еще одна беда: законов много, но исполнять их некому. Как считают специалисты, нужен целый комплекс мер, начиная с создания новой службы, которая взяла бы на себя всю ответственность за происходящее на дорогах и кончая масштабным увеличением дорожного строительства. Хорошо бы еще, чтобы дорога перестала быть местом политического соперничества и демонстрацией крутизны.

Нужна стратегия и стратегическое мышление, а не реагирование на отдельные аварии. Желательно, чтобы эта стратегия все-таки учитывала опыт ведущих автомобильных стран. Когда депутаты с пеной у рта отвергают введение допустимых промилле, они забывают про свои же ошибки, которых они уже сделали немало при подготовке законопроектов и всевозможных мер по улучшению ситуации на дорогах. Даже в СССР был допустимый предел – 0,3 промилле. И ситуация на дорогах была куда лучше и безопасней, чем сейчас в России. Пора бы уже начать учиться на чужих ошибках, а не своих.

А как у них

Германия

Превышение скорости более 60 км/ч – штраф €400–480.

Нетрезвым признается водитель, у которого тест показал более 0,5 промилле. За это нарушение штраф – от €500 до €3000. Максимальный штраф применяется к задержанному в третий раз за нетрезвую езду или имеющему дозу алкоголя в крови выше 1,6 промилле.

Нарушение правил парковки – штраф €10–25.

Непристегнутый ремень безопасности – штраф €30.

Проезд на запрещающий сигнал светофора – штраф €90–360.

Ирландия

Превышение скорости более 60 км/ч – штраф €80.

Вождение в нетрезвом виде (более 0,5 промилле) – штраф до €5000 и обязательное лишение прав на срок 1–3 года.

Нарушение правил парковки – штраф €70–80.

Непристегнутый ремень безопасности – штраф €60.

Проезд на запрещающий сигнал светофора – штраф – €80.

Великобритания

Превышение скорости более 60 км/ч: до Ј1000 (до Ј2500 на автомагистрали).

Вождение в нетрезвом виде (более 0,8 промилле): Ј3000.

Нарушение правил парковки – штраф от Ј40.

Непристегнутый ремень безопасности – штраф до Ј500.

Проезд на запрещающий сигнал светофора – штраф Ј1800.

Италия

Превышение скорости более 60 км/ч – штраф €779–3119.

Вождение в нетрезвом виде (более 0,5 промилле) – штраф €500–2000; при уровне выше 0,8 промилле – €800–3200, более 1,5 промилле – €1500–6000 и обязательное лишение прав на срок 1–2 года.

Нарушение правил парковки – штраф €19–75.

Непристегнутый ремень безопасности – штраф €75–300.

Проезд на запрещающий сигнал светофора – штраф €150–599.


Политика План интеграции России и Белоруссии могут утвердить к восьмому декабря План интеграции России и Белоруссии могут утвердить к восьмому декабря

Владимир Путин и Александр Лукашенко могут уже до восьмого декабря утвердить программу интеграции двух стран, сообщил белорусский посол, спецпредставитель по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства Владимир Семашко.

Экономика Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов

Россия продолжила сокращать вложения в государственные ценные бумаги США, снизив их уровень в июле до 8,5 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского Минфина.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.