22 октября 2012, 10:40, Любовь ЛЕБЕДИНА

Что для русского смерть – для немца смех

Вокруг спектаклей, только что закончившегося международного театрального фестиваля «Балтийский дом» было много споров. Да, это и неудивительно, поскольку сюда приглашаются самые продвинутые режиссеры Европы с эпатажными постановками,

 Что для русского смерть – для немца смех

И хотя это стоит недешево, но спонсоры форума: Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга и СТД России оплачивают эти расходы, зная, что Балтийский фестивальный центр высоко держит свою марку уже 22 года.

Дело в том, что западные режиссеры давно расправляются с нашими классиками, как им вздумается. Особенно в этом плане «везет» Антон Павловичу Чехову, самому известному драматургу в Европе. И тут, казалось бы, надо гордиться, поскольку русская литература востребована за границей, значит, мы по-прежнему, остаемся культурной державой. Но погодите радоваться, на самом деле все обстоит гораздо сложнее.

Если взять «Вишневый сад» гамбургского Театра Талия в постановке Люка Персеваля, на котором зрительский ажиотаж достиг немыслимого предела, то последняя пьеса Чехова, написанная в преддверии надвигающихся перемен в царской России, явилась для режиссера той матрицей, из которой появился на свет совершенно новый «продукт», весьма отдаленно напоминающий известный каждому гуманитарию сюжет. Менял ли он характеры героев? Конечно, менял, подстраивая их под типажи современных людей. Что вполне объяснимо, иначе они не были бы интересны нынешним зрителям.

Персеваль не хотел выстраивать события так, как они представлены у Чехова, начиная с приезда Раневской в свое имение накануне торгов и заканчивая прощанием с вишневым садом навсегда. Его интересовало другое: почему русские ничего не делают, чтобы спасти родовой дом, почему так быстро сдаются и даже готовы умереть вместе с вырубленным садом, но не изменить своим идеалам? Ведь это смешно, глупо и безрассудно, поскольку меняющая жизнь заставляет приспособляться. А эти люди не хотят «наступать на горло собственной песне», хотя по большому счету их песенка давно спета, и даже новый хозяин Лопахин тоже не будет счастлив, потому что душа его мертва, и жениться на падчерице Раневской Варе тоже не станет – холостяку прожить легче.

Вообще в этом коротком спектакле, сокращенном до одного часа пятнадцати минут, никто ни о ком, по-настоящему, не заботится (что есть и у Чехова). Каждый существует словно перкати - поле, то есть, механически. День прошел – и ладно, о будущем стараются не думать, так как обстоятельства все равно победят.

Можно ли сказать, что Персеваль насмехается над русской ментальностью, врожденной леностью, привычкой жить «на авось»? В какой-то степени да, ибо немецкая пунктуальность не может мириться с упадничеством, возвышенностью мыслей, не приносящих доход . Тут очень кстати подходит поговорка, рожденная перестройкой: «Если ты такой умный, то почему такой бедный…»Но с другой стороны 55-летний режиссер показывает этот спектакль на разных европейских фестивалях и, наверное, его сверхзадача не заключается только в том, чтобы разоблачить непрактичных русских. Насколько мне кажется, он и сократил пьесу Чехова до формата дайджеста, чтобы высветить в том числе и свои европейскую проблемы – повального равнодушия, витания в виртуальном пространстве, в то время, когда настоящее рушится на глазах, и человек перестает осознавать, кто он.

Недаром первая мизансцена спектакля представлена в виде ряда стульев с сидящими героями, тупо смотрящими в зал. Публика тоже взирает на них и так продолжается в течение пяти минут (я ничуть не преувеличиваю), а когда, наконец, персонажи открыли рты, то выясняется – обсуждать в общем нечего, они все знают друг про друга, надо только дождаться результатов торгов. Иногда они устраивают что-то в виде разминки, вальсируют, а молодой мужчина, отмеривающий шаги за спинами собравшихся друзей по несчастью никто иной, как Фирс. Но не чеховский старик, оставленный в заколоченном доме, а некая инфернальная фигура, сохранившаяся в памяти поблекшей Раневской, путающей верного слугу с неверным любовником, оставленным в Париже. Любовь Андреевна в черном траурном платье несколько раз повторит, что это ее любимый крест и с ним она готова идти на дно. А если уж так надо продавать вишневый сад, то пусть продают и ее. Не надейтесь, прежде великолепную женщину не продадут, теперь она для этого стара, хотя трансвестит Яша и пытается хватать хозяйку за ноги, просто она умрет во время танца на руках молодого Фирса. Красиво, не правда ли?

Умирающие чувства, умирающая культура с парижским шансонье не дают никаких надежд на возможный ренессанс. И тому свидетельница луна, точнее много лунных дисков, повисших в холодном пространстве эстетского спектакля, где Чехов послужил источником для режиссерских метаморфоз, талантливых метаморфоз по поводу безвольных людей, растративших свою жизнь напрасно.


Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.

В мире Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу

Заявления о желании Саудовской Аравии покончить с производителями сланцевой нефти неверны, Эр-Рияд добивался сокращения нефтедобычи и достижения баланса рынка, заявил глава МИД королевства принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"
Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Популярный российский композитор Денис Ковальский и певица PAVLA уже не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их совместные работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов. На сей раз ребята приготовили запоминающийся с первых нот трек "РОЗОВЫЙ АЙФОН"! Трек, рождённый взорвать весенние чарты и выстрелить в самое яблочко!

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.