22 октября 2012, 19:26

Такси в законе

Московское такси наконец-то превратилось из роскоши в средство передвижения, что сразу оценили клиенты. Кому достанется желтая майка лидера перевозок? Возросший в последнее время спрос на услуги по доставке объясняется доступностью: официальные иг

Такси в законе

Столичный департамент транспорта затеял собственную реформу, по итогам которой число легальных городских перевозчиков планируется довести до 55 тыс., и большинство из них будут работать в недорогом и популярном формате «от бордюра». Во что выльются эти нововведения?

Московский рынок сейчас на подъеме, утверждают сами таксисты: в последние три-четыре года их услугами пользуются даже те, кто раньше передвигался исключительно на общественном транспорте. Все дело в том, что клиенты перестали считать официальные машины с шашечками привилегией для богатых. «В 1990-е нормального такси не было вообще, тогда весь рынок заняли бомбилы, а люди привыкли голосовать. И только с 2002-го начали появляться цивилизованные перевозчики», – вспоминает руководитель транспортного отдела компании «Мегаполис такси» Дмитрий Павлов. Ценники «официалов» отпугивали многих, однако кризис и падение доходов населения вынудили большинство операторов пересмотреть политику и разделить услуги на два сегмента – бизнес и эконом. Результат не заставил себя ждать. В доступном ценовом диапазоне в Москве сегодня работает уже несколько сотен организаций, отмечает руководитель отдела развития диспетчерской службы «Сити Мобил» Микаэл Мшецян. А в категории «бизнес», где пять лет назад было всего пять игроков, теперь, по словам генерального директора компании «Командир.такси» Василия Баранова, их вдвое больше.

С января нынешнего года предложение существенно выросло за счет индивидуальных предпринимателей: федеральный закон о такси обязал всех водителей, занимающихся частным извозом на собственном автомобиле, зарегистрироваться, нанести на машину соответствующие опознавательные знаки и установить таксометр. По данным департамента транспорта Москвы, на конец мая было выдано около 18 тыс. официальных разрешений. Таксомоторные компании небезосновательно полагают, что в действительности объем перевозок не вырос – произошла легализация «черного» извоза. А вот конкуренция обострилась: новоиспеченных таксистов с радостью взяли под крыло операторы.

Схема проста: водитель получает 70-80% от стоимости поездки, остальное идет диспетчерам. А популярность этой бизнес-модели обусловлена пробелами в законодательстве: в случае нарушения ПДД или неисправности автомобиля индивидуальный предприниматель заплатит гораздо меньший штраф, чем юрлицо. К тому же диспетчерская служба, передающая заказ водителю, не несет издержек, связанных с обслуживанием, содержанием и ремонтом машин: за транспортом следит сам владелец.

Де-факто столичное такси, по меткому выражению игроков рынка, приросло «бомбилами официальными». «Большинство индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров, сейчас бесконтрольны, – сетует Дмитрий Павлов. – По закону департамент транспорта выдает им разрешения, но при этом не проверяется ни автомобиль, ни его техническое состояние, ни знание водителем города. Отсутствует и предрейсовый медицинский осмотр таксиста». Несмотря на это, генеральный директор Новой транспортной компании Феликс Маргарян (бренды «Новое желтое такси» и «Важная персона») уверен, что число индивидуальных предпринимателей, работающих как с операторами, так и самостоятельно, будет увеличиваться. «Их хлеб – те пассажиры, которые готовы уехать хоть на самокате, лишь бы дешевле. А таких по-прежнему большинство», – констатирует он. Его слова подтверждает само количество бомбил, которое насчитывалось до принятия закона о такси: по оценкам экспертов, по городу ездило порядка 40 тыс. нелегалов.

Прибыльный эконом

Демократичный сегмент, за который разворачивается основная борьба, привлекателен тем, что рентабельность здесь составляет 30-40% против 3-4% в бизнес-классе, называют цифры участники рынка. Связано это с разницей в обслуживании автопарка. Да и заказов на экономперевозки в несколько раз больше, добавляет Микаэл Мшецян. «Средний чек за поездку по Москве – около 600 рублей», – говорит генеральный директор «Такси-Пилот» Сергей Шереметьев. Если учесть, что за день в столице, согласно данным операторов, принимается порядка 100 тыс. заказов, то месячный объем рынка можно оценить приблизительно в 2 млрд рублей. Из них, уточняет Василий Баранов, 60% – это экономсегмент. Неудивительно, что даже «премиальное» «Командир.такси» в этом году открыло демократичное подразделение под названием «Ласточка».

Наращивая клиентскую базу, новички зачастую демпингуют, сокращая разницу в цене между легальными извозчиками и оставшимися бомбилами. Минимальное время в пути на легальном такси (обычно это 20 минут) обойдется примерно в 300 рублей. А окончательный чек зависит от общего времени поездки – в среднем от 10-12 рублей за минуту для экономкласса. «Тарифы на такси меняются каждые три года, на них отражается стоимость топлива, запчастей и самих автомобилей», – перечисляет Феликс Маргарян. Так, еще в прошлом году его компания закупала желтые «Фокусы» по 600 тыс. рублей за штуку, а в этом – по 645 тыс., что не могло не сказаться на стоимости проезда.

Кроме тарифов, есть и другие факторы, влияющие на конкуренцию. «Определяющими критериями лидерства в демократичном сегменте в будущем однозначно станут сервис и скорость подачи автомобиля, – заявляет Василий Баранов. – А это уже зависит от наличия и величины собственного автопарка. Чем больше машин, тем быстрее подача». Дмитрий Павлов полагает, что приемлемую скорость подачи можно обеспечить только с автопарком от 500 машин. Таких предприятий в столице всего два – Новая транспортная компания и «ТК 956».

Популярный формат

По мнению большинства опрошенных игроков, в ближайшее время рынок таксомоторных услуг Москвы ждут консолидация и укрупнение. В этом процессе намерены поучаствовать и городские власти: огромный спрос на дешевые и короткие поездки не остался незамеченным. Чиновники, маниакально зачищающие центр от автолюбителей, благоволят официальным таксистам и готовы отдать им самый прибыльный сегмент – перевозки в пределах Третьего транспортного кольца. Для этого уже в 2013 году по договоренности с основными участниками рынка департамент транспорта Москвы планирует запустить два типа такси: премиальное, работающее по вызову, и стандартное, которое будет брать пассажиров «от бордюра», то есть у выходов из метро, музеев, театров и в других местах скопления людей. Трудиться новым столичным таксистам придется по единым расценкам: 100 рублей за первый километр и 30 рублей за каждый следующий (или 12,5 рубля за минуту). «Данный класс призван стать по-настоящему общественным транспортом, доступным всем, а не только небольшой категории граждан», – пояснили журналу «РБК» в департаменте.

Правда, согласно предлагаемой концепции, такси, работающие по заказу и по собственным тарифам, будут считаться премиальными и смогут предлагать пассажирам исключительно машины бизнес-класса. В этом смысле готовящаяся реформа – безусловно, удар по существующим легальным организациям, которые, как замечает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, за последние несколько лет почти полностью перестроились на работу под заказ и вложили немалые суммы в свои диспетчерские службы. В результате они будут вынуждены потратиться как минимум на покупку машин бизнес-класса, чтобы покрывать оба направления.

Еще одно «но» заключается в том, что нынешняя лицензия на частную деятельность, по сути, не дает водителям никаких преференций вроде возможности передвижения по выделенной полосе или парковки в специальном месте. Поэтому около половины курсирующих по городу таксистов предпочитают не наносить на автомобиль маркировку, не соблюдать правила извоза и не платить 6-процентный налог. То есть оставаться бомбилами и отбирать у цивилизованного рынка поездки «от бордюра», пользующиеся наибольшим спросом. «Так будет продолжаться до тех пор, пока власти по примеру европейцев не начнут штрафовать за нелегальный извоз не только водителя, но и пассажира – за поощрение коррупции», – резюмирует Феликс Маргарян.

Три улицы плюс вокзал

Региональный рынок таксомоторных услуг сильно отличается от столичного. Обычно в крупных провинциальных городах действуют километровые тарифы, а в небольших – посадочные (любая поездка вне зависимости от времени и расстояния будет стоить одинаково). Как правило, это 50–100 рублей, и превысить чек вряд ли удастся: слишком предсказуемые и короткие маршруты. Три улицы плюс вокзал – вот и все пути, по которым курсируют многие региональные таксисты. По словам гендиректора Новой транспортной компании Феликса Маргаряна, наладить единую федеральную службу такси в России практически невозможно: при таком различии тарифов предложить стандартный сервис не получится.

Тариф «посадочный»

Для увеличения прибыли таксисты могут экспериментировать со структурой тарифов. К примеру, многие компании всерьез задумываются о том, чтобы брать деньги за посадку. «В советское время она стоила 20 копеек, а в Европе и США до сих пор платная посадка – 2,5 евро или 2,5 доллара», – говорит Дмитрий Павлов из «Мегаполис такси». Кроме того, в большинстве европейских стран и ряде штатов США действуют дополнительные сборы за багаж и сверхкомплектных пассажиров. А, скажем, в Таиланде вдобавок к стоимости поездки придется раскошелиться за передвижение по платным магистралям.

Вам бантики или ехать?

Пытаясь выделиться на фоне конкурентов, таксомоторные компании, работающие в демократичном сегменте, изобретают разные приманки: раздают апельсины, воду, конфеты, оборудуют салоны машин Wi-Fi. Но пассажиры в основном оценивают качество перевозки: скорость подачи, время поездки (читай: знание таксистом объездных путей), вежливость водителя и чистоту автомобиля. «В массовом сегменте «бантики» не нужны. Достаточно быстро подать машину и недорого довезти клиента», – считает Василий Баранов, генеральный директор компании «Командир.такси».



Общество Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки? Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки?

Как сообщили сегодня несколько телеграмм-каналов, в редакции российского "Форбс" проходят обыски в рамках расследования возможного дела, возбужденного по статье о мошенничестве.

Культура Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия. Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия.

16 ноября на сцене Российского академического молодежного театра состоится награждение лауреатов "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры".

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.