22 октября 2012, 19:26

Такси в законе

Московское такси наконец-то превратилось из роскоши в средство передвижения, что сразу оценили клиенты. Кому достанется желтая майка лидера перевозок? Возросший в последнее время спрос на услуги по доставке объясняется доступностью: официальные иг

Такси в законе

Столичный департамент транспорта затеял собственную реформу, по итогам которой число легальных городских перевозчиков планируется довести до 55 тыс., и большинство из них будут работать в недорогом и популярном формате «от бордюра». Во что выльются эти нововведения?

Московский рынок сейчас на подъеме, утверждают сами таксисты: в последние три-четыре года их услугами пользуются даже те, кто раньше передвигался исключительно на общественном транспорте. Все дело в том, что клиенты перестали считать официальные машины с шашечками привилегией для богатых. «В 1990-е нормального такси не было вообще, тогда весь рынок заняли бомбилы, а люди привыкли голосовать. И только с 2002-го начали появляться цивилизованные перевозчики», – вспоминает руководитель транспортного отдела компании «Мегаполис такси» Дмитрий Павлов. Ценники «официалов» отпугивали многих, однако кризис и падение доходов населения вынудили большинство операторов пересмотреть политику и разделить услуги на два сегмента – бизнес и эконом. Результат не заставил себя ждать. В доступном ценовом диапазоне в Москве сегодня работает уже несколько сотен организаций, отмечает руководитель отдела развития диспетчерской службы «Сити Мобил» Микаэл Мшецян. А в категории «бизнес», где пять лет назад было всего пять игроков, теперь, по словам генерального директора компании «Командир.такси» Василия Баранова, их вдвое больше.

С января нынешнего года предложение существенно выросло за счет индивидуальных предпринимателей: федеральный закон о такси обязал всех водителей, занимающихся частным извозом на собственном автомобиле, зарегистрироваться, нанести на машину соответствующие опознавательные знаки и установить таксометр. По данным департамента транспорта Москвы, на конец мая было выдано около 18 тыс. официальных разрешений. Таксомоторные компании небезосновательно полагают, что в действительности объем перевозок не вырос – произошла легализация «черного» извоза. А вот конкуренция обострилась: новоиспеченных таксистов с радостью взяли под крыло операторы.

Схема проста: водитель получает 70-80% от стоимости поездки, остальное идет диспетчерам. А популярность этой бизнес-модели обусловлена пробелами в законодательстве: в случае нарушения ПДД или неисправности автомобиля индивидуальный предприниматель заплатит гораздо меньший штраф, чем юрлицо. К тому же диспетчерская служба, передающая заказ водителю, не несет издержек, связанных с обслуживанием, содержанием и ремонтом машин: за транспортом следит сам владелец.

Де-факто столичное такси, по меткому выражению игроков рынка, приросло «бомбилами официальными». «Большинство индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров, сейчас бесконтрольны, – сетует Дмитрий Павлов. – По закону департамент транспорта выдает им разрешения, но при этом не проверяется ни автомобиль, ни его техническое состояние, ни знание водителем города. Отсутствует и предрейсовый медицинский осмотр таксиста». Несмотря на это, генеральный директор Новой транспортной компании Феликс Маргарян (бренды «Новое желтое такси» и «Важная персона») уверен, что число индивидуальных предпринимателей, работающих как с операторами, так и самостоятельно, будет увеличиваться. «Их хлеб – те пассажиры, которые готовы уехать хоть на самокате, лишь бы дешевле. А таких по-прежнему большинство», – констатирует он. Его слова подтверждает само количество бомбил, которое насчитывалось до принятия закона о такси: по оценкам экспертов, по городу ездило порядка 40 тыс. нелегалов.

Прибыльный эконом

Демократичный сегмент, за который разворачивается основная борьба, привлекателен тем, что рентабельность здесь составляет 30-40% против 3-4% в бизнес-классе, называют цифры участники рынка. Связано это с разницей в обслуживании автопарка. Да и заказов на экономперевозки в несколько раз больше, добавляет Микаэл Мшецян. «Средний чек за поездку по Москве – около 600 рублей», – говорит генеральный директор «Такси-Пилот» Сергей Шереметьев. Если учесть, что за день в столице, согласно данным операторов, принимается порядка 100 тыс. заказов, то месячный объем рынка можно оценить приблизительно в 2 млрд рублей. Из них, уточняет Василий Баранов, 60% – это экономсегмент. Неудивительно, что даже «премиальное» «Командир.такси» в этом году открыло демократичное подразделение под названием «Ласточка».

Наращивая клиентскую базу, новички зачастую демпингуют, сокращая разницу в цене между легальными извозчиками и оставшимися бомбилами. Минимальное время в пути на легальном такси (обычно это 20 минут) обойдется примерно в 300 рублей. А окончательный чек зависит от общего времени поездки – в среднем от 10-12 рублей за минуту для экономкласса. «Тарифы на такси меняются каждые три года, на них отражается стоимость топлива, запчастей и самих автомобилей», – перечисляет Феликс Маргарян. Так, еще в прошлом году его компания закупала желтые «Фокусы» по 600 тыс. рублей за штуку, а в этом – по 645 тыс., что не могло не сказаться на стоимости проезда.

Кроме тарифов, есть и другие факторы, влияющие на конкуренцию. «Определяющими критериями лидерства в демократичном сегменте в будущем однозначно станут сервис и скорость подачи автомобиля, – заявляет Василий Баранов. – А это уже зависит от наличия и величины собственного автопарка. Чем больше машин, тем быстрее подача». Дмитрий Павлов полагает, что приемлемую скорость подачи можно обеспечить только с автопарком от 500 машин. Таких предприятий в столице всего два – Новая транспортная компания и «ТК 956».

Популярный формат

По мнению большинства опрошенных игроков, в ближайшее время рынок таксомоторных услуг Москвы ждут консолидация и укрупнение. В этом процессе намерены поучаствовать и городские власти: огромный спрос на дешевые и короткие поездки не остался незамеченным. Чиновники, маниакально зачищающие центр от автолюбителей, благоволят официальным таксистам и готовы отдать им самый прибыльный сегмент – перевозки в пределах Третьего транспортного кольца. Для этого уже в 2013 году по договоренности с основными участниками рынка департамент транспорта Москвы планирует запустить два типа такси: премиальное, работающее по вызову, и стандартное, которое будет брать пассажиров «от бордюра», то есть у выходов из метро, музеев, театров и в других местах скопления людей. Трудиться новым столичным таксистам придется по единым расценкам: 100 рублей за первый километр и 30 рублей за каждый следующий (или 12,5 рубля за минуту). «Данный класс призван стать по-настоящему общественным транспортом, доступным всем, а не только небольшой категории граждан», – пояснили журналу «РБК» в департаменте.

Правда, согласно предлагаемой концепции, такси, работающие по заказу и по собственным тарифам, будут считаться премиальными и смогут предлагать пассажирам исключительно машины бизнес-класса. В этом смысле готовящаяся реформа – безусловно, удар по существующим легальным организациям, которые, как замечает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, за последние несколько лет почти полностью перестроились на работу под заказ и вложили немалые суммы в свои диспетчерские службы. В результате они будут вынуждены потратиться как минимум на покупку машин бизнес-класса, чтобы покрывать оба направления.

Еще одно «но» заключается в том, что нынешняя лицензия на частную деятельность, по сути, не дает водителям никаких преференций вроде возможности передвижения по выделенной полосе или парковки в специальном месте. Поэтому около половины курсирующих по городу таксистов предпочитают не наносить на автомобиль маркировку, не соблюдать правила извоза и не платить 6-процентный налог. То есть оставаться бомбилами и отбирать у цивилизованного рынка поездки «от бордюра», пользующиеся наибольшим спросом. «Так будет продолжаться до тех пор, пока власти по примеру европейцев не начнут штрафовать за нелегальный извоз не только водителя, но и пассажира – за поощрение коррупции», – резюмирует Феликс Маргарян.

Три улицы плюс вокзал

Региональный рынок таксомоторных услуг сильно отличается от столичного. Обычно в крупных провинциальных городах действуют километровые тарифы, а в небольших – посадочные (любая поездка вне зависимости от времени и расстояния будет стоить одинаково). Как правило, это 50–100 рублей, и превысить чек вряд ли удастся: слишком предсказуемые и короткие маршруты. Три улицы плюс вокзал – вот и все пути, по которым курсируют многие региональные таксисты. По словам гендиректора Новой транспортной компании Феликса Маргаряна, наладить единую федеральную службу такси в России практически невозможно: при таком различии тарифов предложить стандартный сервис не получится.

Тариф «посадочный»

Для увеличения прибыли таксисты могут экспериментировать со структурой тарифов. К примеру, многие компании всерьез задумываются о том, чтобы брать деньги за посадку. «В советское время она стоила 20 копеек, а в Европе и США до сих пор платная посадка – 2,5 евро или 2,5 доллара», – говорит Дмитрий Павлов из «Мегаполис такси». Кроме того, в большинстве европейских стран и ряде штатов США действуют дополнительные сборы за багаж и сверхкомплектных пассажиров. А, скажем, в Таиланде вдобавок к стоимости поездки придется раскошелиться за передвижение по платным магистралям.

Вам бантики или ехать?

Пытаясь выделиться на фоне конкурентов, таксомоторные компании, работающие в демократичном сегменте, изобретают разные приманки: раздают апельсины, воду, конфеты, оборудуют салоны машин Wi-Fi. Но пассажиры в основном оценивают качество перевозки: скорость подачи, время поездки (читай: знание таксистом объездных путей), вежливость водителя и чистоту автомобиля. «В массовом сегменте «бантики» не нужны. Достаточно быстро подать машину и недорого довезти клиента», – считает Василий Баранов, генеральный директор компании «Командир.такси».


В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.