25 октября 2012, 16:15, Любовь ЛЕБЕДИНА

Об авторском праве мечтать не грешно

На днях в СМИ было опубликовано сенсационное известие о доходах, почившей в 2011 году голливудской звезды Элизабет Тейлор, уже после ее смерти, сумма которых составила 210 миллионов долларов. Она даже затмила (правда, о мертвых так не пишут) певца

Можно ли такое сейчас представить в России? – Думаю, пока нет, даже при тех баснословных гонорарах, которые получает избранная каста актеров. О режиссерах, сценаристах, операторах я уже не говорю, хотя, казалось бы, у них должны быть авторские права. Так почему у наших артистов нет таких перспектив, как у того же Бельмондо, очень больного, но отнюдь не бедного, а потому не слишком переживающего, что его не снимают в кино. Сегодня Татьяне Самойловой, героине Каннского фестиваля с легендарным фильмом «Летят журавли» уже никто не предложит сниматься в кино, как говорится, ее время ушло, несмотря на прежние заслуги, но ведь и особо шиковать ей тоже не на что. Пенсия та же, что у работниц чулочной фабрики. До недавнего времени была весьма патовая ситуация у ее партнера Алексея Баталова, которому вначале предложили покинуть кафедру актерского мастерства во ВГИКе, а потом вернули обратно, после того как его ученики подняли бучу. Ведь это был единственный источник дохода народного артиста СССР, старые фильмы которого продолжают крутить по всем телеканалам, а «Москва слезам не верит» остается непревзойденным бестселлером.

Оказавшись на ночных съемках уже не помню какого фильма и наблюдая за игрой Армена Джигарханяна и Ады Роговцевой, я видела, как они грели руки на горячей батарее, пили крепкий чай, чтобы не уснуть, и в паузе Армен Борисович с эдаким лукавством в глазах спросил у своей давней партнерши: «Ты о такой старости мечтала?..» Будь наши артисты известными-разызвестными, они все равно свою славу на хлеб не намажут и нужное лекарство не купят. Однажды в поликлинике Союза театральных деятелей, точнее аптеке, я видела, как непревзойденный Шерлок Холмс – Василий Ливанов выбирал лекарство, исходя из меньшей цены, хотя ему нужно было дорогое. Да что там говорить – Семен Фарада вообще загибался без лекарств, оставленный всеми, а на похороны легендарного Штирлица – народного артиста СССР Вячеслава Тихонова собирали по копейке в Доме кино, а потом на поминки каждый нес что-то свое из дома. И таких примеров можно привести тысячи. Пока был жив Леонид Филатов, то и жива была телепередача «Чтобы помнили», а ушел он из жизни, и никому не захотелось подхватить архиважную тему. Уж слишком хлопотно, да и не гламурно.

Сегодня на том же телевидении в телесериалах у разных актеров разные ставки, и если оно захочет пригласить красавца Машкова, то надо будет выложить за день съемок не меньше 5 тысяч евро. Актер, снимающийся в Голливуде, хорошо знает расценки мировых звезд, к коим себя причисляет, поскольку отчислений от кино актеры не получают. У них просто нет авторских прав. Зато, когда ТВ заключает договор с режиссером, сценаристом и композитором (оператор вообще не входит в когорту избранных) на будущий художественный «продукт», то в этом договоре есть все: обязанности и права двух сторон, но ни слова об авторских правах. Вы наверняка спросите, как же поступают с авторскими правами фильмов, снятых при советском строе? А это вообще тайна за семью печатями. Права столько раз перепродавались из рук в руки, что концы найти невозможно. Правда, если фильм снимался на «Мосфильме» – значит, следы авторских прав режиссеров и сценаристов надо искать там. Но, думаю, на эти поиски и доказательства в судах своего авторства – жизни не хватит.

И все-таки давайте попытаемся понять, почему в Голливуде тому же Брюсу Уилиссу платят 20 миллионов долларов за картину. Там что, любят деньги пускать на ветер? Скорее, деньги пускают на ветер у нас, потому что наше кино не ликвидное, и сколько ни плати замечательному человеку и актеру Сергею Безрукову за съемки, все равно потраченные 5 миллионов долларов на съемки не вернутся после проката. В то время как в Америке зрители идут на конкретную звезду, и таким образом, фильм окупается. Кстати, вы заметили, как одна за другой в Москву приезжают постановочные группы вместе с мегазвездами, устраивают здесь пресс-конференции, а результат почти нулевой. Нет той традиции, что за океаном.

Скоро на канале «Россия 1» будут показывать очень интересный фильм «Пустой дом» об эмигрантах в Москве. Так вот эта лента продана ТВ со всеми авторскими правами, ибо держаться за них невыгодно. Или, пожалуйста, другой пример: Борис Хлебников снял фильм «Пока ночь не разлучит» без гонораров, в надежде, что прибыль, полученная от проката, поделится между его участниками. Процесс, как говорится, пошел, но больших денег пока не видно. И вообще, самое выгодное для актеров в России это сниматься бесплатно у своих друзей в авторском кино, где есть и сценарий хороший, и режиссер, и оператор, после чего, чем черт не шутит, можно и на международный кинофестиваль попасть. А там об авторских правах не спрашивают.


Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН" Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Композитор Денис Ковальский и певица PAVLA не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.