29 октября 2012, 09:51, Любовь Лебедина

Чехов соединил Россию и Запад

20 лет существует Международный театральный фестиваль имени Чехова, который в 1913 году начнется 19 мая и закончится 14 июля.

Чехов  соединил Россию и Запад

И хотя до его открытия далеко, билеты уже продаются в театральных кассах, а на днях состоялась грандиозная пресс-конференция, куда были приглашены посольства тех стран, спектакли которых принимают участие в фестивале, а так же на один день прилетели в Москву известные хореографы Охад Наарин (Израиль) и Жозеф Надж (Франция).

- Я чувствую себя в Москве, как дома, - сказал Надж. – В мире мало есть стран, где существует такая эмоциональная отзывчивость и энергетика, как у вас. Я не первый раз приезжаю в Россию и хотел бы узнать ее поближе, поскольку у вас великая культура.

Думаю, это не просто слова, сказанные из вежливости. Ибо участие 263-х режиссеров из 50 стран мира в течение 20 лет говорит о многом, в частности, о высоком уровне фестиваля, названного именем Чехова, перед которым преклоняется весь Запад. Не хотелось бы «надувать щеки» и заниматься самовосхвалением, но фестиваль, родившийся по инициативе незабвенного Кирилла Лаврова и нынешнего генерального директора Валерия Шадрина в конце 90-х годов прошлого столетия, когда в стране было не до искусства, сейчас ничем не хуже Авиньонского. Нашему фестивалю хватило примерно трех раз, чтобы за рубежом его восприняли серьезно, в плане хорошо отлаженной инфраструктуры и переполненных залов. И это несмотря на экономическую нестабильность и мировой дефолт. Ведь если русские захотят кому-то утереть нос, то костьми лягут, а докажут.

Уже не говоря о том, что в год 150-летия Антона Павловича в течение двух месяцев здесь показывались спектакли только по произведениям Чехова, и ничего выдержали, одолели скептиков, неверующих в эту затею.

Как одолели и то, будто зарубежные коллективы за свои деньги в Москву не поедут. Они не только поехали, получая по европейским меркам небольшие гонорары, но и сами стали предлагать себя. Ведь главное держать слово и, несмотря на каверзные проблемы с таможней, аккуратно работать, придерживаясь всех пунктов договора.

Дело в том, что театральные представления не требуют таких огромных затрат, как кино. Это «производство» совсем иного характера и технические приспособления минимальные, все решает мастерство артистов даже на пустой сцене, например, в балете, и фантазия режиссера. Ансамбль - прежде всего, как в том же цирке. (Чеховский фестиваль рискнул провести и такой съезд цирковых коллективов, что многих удивило, позабавило и восхитило. )

Кстати, цирковые элементы давно стали составной частью европейского театра, как, впрочем, и пантомима, пластические дивертисменты, постепенно вытесняя диалоги. Этот синтез, где образному видеоряду отдается основное предпочтение, пока в России не очень-то прижился, поскольку у нас по-прежнему главным остается психологический театр. И вот на эту исключительность и рассчитывает сегодня чеховский фестиваль, постепенно превращаясь в коммерческий. Что не так уж плохо, если театральный «продукт» высокого качества и зрители не жалеют о потраченных деньгах. И тут не стоит лукавить, ведь к коммерческому подходу призывают наши театры и чиновники от культуры, пытаясь освободить государство от чрезмерных трат на стационарные коллективы.

Итак, если кризис нас не подкосит, то в мае следующего года зрители смогут выбирать между мировой серией спектаклей и московской, посвященной памяти Петра Наумовича Фоменко. А в регионах при поддержке местных властей покажут «Бурю», «Три сестры» и «Двенадцатую ночь» Деклана Доннеллана, а так же «Шепот стен» Виктории Тьере-Чаплин, «Deca dance” Охада Наарина», «Животне и дети занимают улицы» Сюзан Андрейд и «Синдром Орфея» Владимира Панкова.

Чеховский фестиваль уже давно занимается театральными проектами. И если раньше для их осуществления привлекали известных зарубежных режиссеров, то в этом году новый проект под названием «Как вам это понравится по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» возглавил московский художник и режиссер Дмитрий Крымов. Мировая премьера спектакля состоялась на сцене Королевского Шекспировского театра, а затем на Эдинбургском фестивале, где он был удостоен специальной премии.

На предыдущих фестивалях Мэтью Боурн положил к своим ногам Москву авангардным балетом «Лебединое озеро», где все женские парии исполняли мужчины, а в июне следующего года на сцене театра имени Моссовета состоится премьера «Спящая Красавица» на музыку горячо любимого им Чайковского. Канадский Робер Лепаж, поставивший «Оборотную сторону луны» под впечатлением первого полета советского человека в космос и показавший этот спектакль в Москве, на этот раз представит на суд россиян свое новое творение «Карты1-Пики». Действие разворачивается в Лас-Вегасе в 2003-ем году, когда мир стоит на пороге вторжения Америки в Ирак. И, наконец, меломаны впервые смогут увидеть настоящий бродвейский мюзикл «Фела!», основанный на жизни Фела Кути, создавшего музыкальный жанр афробит – смесь джаза, фанка и африканских ритмов.

О том, что будет особенно запоминающегося во время Х1-ого Международного чеховского фестиваля, (ведь он проходит раз в два года), мы постараемся сообщать нашим читателям и делиться своими впечатлениями.


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.