29 октября 2012, 10:33, Любовь ЛЕБЕДИНА

Злой рок преследовал Александра Пороховщикова

15 октября этого года исполнилось полгода, как ушел из жизни актер- аристократ Александр Пороховщиков, пережив свою молодую жену Ирину, покончившую с жизнью, на сорок дней. После кончины супругов вокруг их наследства началась возня дальних родст

Злой рок преследовал Александра Пороховщикова

На две квартиры в столице, дачу на Рублевке и особняк в центре Москвы на старом Арбате, а так же две машины претендовали: дочь отчима Пороховщикова Алла Фармин, брат Ирины Владимир Жуков, сводный брат Шалва по отцу Шалва Барабадзе, покинувший московскую семью, когда сыну было три года. В итоге в права наследника вступил сводный брат Пороховщикова Шалва Шалвович, с которым артист никогда в жизни не виделся. Злой рок сыграл злую шутку с известным актером даже после его смерти, который даже в самом страшном сне не мог представить, что наследство его семьи достанется человеку, не причастному ни к его судьбе, ни к его биографии. В редакции сохранилось интервью с Александром Шалвовичем накануне его 70-летия. Нам показалось, что сегодня его будет интересно прочитать нашим читателям, поскольку в нем идет речь о жизни после смерти и памяти.

Экскурсовод в доме своих предков

У Александра Пороховщикова впереди круглая дата – 70 лет. Что и говорить – возраст солидный, но только не для известного артиста, внушающего особое доверие к себе в богемной среде. Как никак отпрыск знаменитого дворянско - купеческого рода, имеющий свой фамильный дом на Арбате. Прославился Пороховщиков после выхода на экраны фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А дальше все покатилось, как по накатанной дорожке, предложения играть основательных, солидных героев сыпались, как из рога изобилия. Благо внешность артиста к этому располагает, но внутри это несказанно трепетный и легкоранимый человек, прячущийся за броню сильного хозяина жизни. В этом я убедилась во время нашей беседы, которая проходила в бильярдном зале Клуба киноактера, где часто бывает Александр Шалвович, чтобы рука хранила крепость, а глаз не терял остроту. Так под звон шаров мы и проговорили, перескакивая с одного на другое, вспоминая разные случаи из жизни артиста и, конечно, истории его знаменитой семьи.

- Чем можно объяснить, что вы так помолодели и похудели? Это ради предстоящего юбилея?

- Да, я похудел на 25 килограмм, ничего при этом не делая, и стал чувствовать себя на 40 лет, и физически, и психологически. Объясняю, как это произошло. Так как моя мама была для меня всем, и с ее уходом я испытал жуткое потрясение, то почти каждый день, часами сидел с закрытыми глазами, мысленно погружаясь в отрочество, юность, когда она была со мной. Постепенно стал замечать, что от этих сеансов мне становится не только легче, но мой организм как бы обновляется. Таким образом, сам того не понимая, я стал медитировать и помог себе. Ведь с мамой ушла вся жизненная информация, которая нас объединяла: в мире нет больше человека, который бы мог мне сказать: каким я был в детстве, кто изображен на том или ином снимке. Поэтому когда перебираю старые фотографии, то обливаюсь холодным потом и казню себя за то, что толком не расспросил ее, где это происходило, что за люди попали в объектив аппарата.

Я отношусь к тем людям, которым трудно жить без любимых людей. В том же фильме «Цензуру к памяти не допускаю» я нашел текст, который весьма точно лег на мое состояние, и определил смысл всей картины. Произошло это в Париже, где я страшно скучал по Москве, и когда принимал душ, то в брызгах воды мне высветился такой диалог. «О чем ты все время думаешь», спрашивает меня моя любимая девочка, - «Я не думаю, я тоскую». «Тебя что-нибудь мучает?» - «Нет, просто я русский человек». Надо сказать: состояние тоски всегда было свойственно русским. Они могут смеяться, веселиться при встречах, но напоследок обязательно плачут. Почему? – Не знаю, но, на мой взгляд, более великого народа не было и не будет никогда, как и более великой страны, где никто не знает, куда она движется, к каким берегам.. Быть может, только художник, который, как вестовой на мачте корабля, увидев вдали сушу, кричит измученной команде: «Земля, земля»!

Вот сейчас я разговариваю с вами, но при этом знаю, где моя мама стоит, ибо она постоянно со мной.

- Подобного рода ощущение появилось сразу после ее смерти?

- Нет. Поначалу у меня была такая тоска, что хотелось удавиться, и если бы не моя жена Ирочка, то, наверняка, это сделал. Порой мне кажется, что душа мамы переселилась в нее, потому что она смотрит на меня глазами мамы, в машину садится на заднее сидение и сворачивается клубком, как мама. Как ни странно, но особенно тоскливо мне бывало на киносъемках во время перерывов. Я уединялся, садился где-нибудь в сторонку, закрывал глаза, и буквально улетал в прошлую жизнь, где все были живы, под елкой лежали подарки, по воскресеньям бабушка шла со мной в театр. Однажды, темным вечером, когда я лежал и думал о маме, страстно желая, чтобы она появилась, воздух в углу комнаты заколебался, появилось свечение и силуэт мамы. После чего внутри себя я услышал ее голос: «Шурик, что ты так волнуешь?» И я ей мысленно ответил: «Галя, (свою маму я любил называть по имени) я не волнуюсь, я тоскую.» «Не надо, - прошелестела она, - не надо плакать. Смерти нет, это люди придумали. Все вечно». Когда же я заявил, что хочу клонировать свою мать, многие подумали, что Пороховщиков сошел с ума. Тем не менее, буквально три месяца назад мне позвонили с телеканала НТВ и сказали: «Александр Шалвович, мы хотим вас послать в Сеул за наш счет по поводу клонирования». Приехав туда с женой, я был потрясен увиденным, так как увидел свою мечту: клонированных собак, кошек, волка, тигра. В отношении людей, мне сказали, что у них уже есть два человека и в течение 10 лет эти эксперименты будут продолжаться при поддержке государства. Представляете, какая фантастика!

- Итак, если я вас правильно поняла, мысленное общение с умершей мамой помогает вам преодолевать одиночество?

- И делает меня более молодым. Видимо от этих воображаемых путешествий в прошлое мой организм обновляется. Вы не поверите, но у меня кровь стала лучше, сахар уменьшился, я стал снова играть в футбол.

- В связи с вашей особой духовной жизнью и общением с потусторонними мирами вам не кажется, что театральная среда слишком суетная? Вы никогда не хотели покинуть сцену и уйти, к примеру, в религию?

- Вы первый человек, который мне об этом сказал, и вы абсолютно правы. Дело в том, что я безумно люблю свою профессию, но еще больше люблю хирургию и врачевание, недаром окончил три курса медицинского института. Но профессия актера, это тоже религия. И если он разбирается в человеческой психологии, то может любого персонажа сыграть, в том числе старость без всякого грима. Сейчас в моем Пушкинском театре я играю старика, у которого почти нет слов, но зрители подходят ко мне после спектакля и благодарят за великолепную игру, хотя по сути я ничего не играю. Просто смотрю в зал и проживаю собственную жизнь, вспоминаю маму, папу, своего замечательного отчима, не очень сладкие моменты «сладкого» бытия и на моем лице все это отражается.

Я глубоко верующий человек и знаю, что существует Создатель, но весь ужас заключается в том, что люди даже Иисуса Христа притянули к своей помойке, ищут в нем темные пятна. В нашем роду был фамильный бронзовый крест с двумя капельками-глазами, и куда бы ты не шел, они за тобой следили. Этот крест у нас украли, после чего вся семья вора вымерла. Когда я спросил бабушку, двоюродным братом которой был Митрополит Алексий 1, почему мне постоянно кажется, что за мной кто-то наблюдает, то она ответила: «Это ангел тебя охраняет, поэтому ты никому не можешь причинить зла, ни одной божьей твари». Эти слова настолько запали мне в душу, что я даже хотел стать священнослужителем, но мама воспротивилась, сказав бабушке: «Тебе, что мало репрессированных в нашей семье, хочешь, чтобы советская власть и твоего внука куда-нибудь упекла».

- Простите за наивный вопрос, но идеал-то у вас есть?

- Да, это Ганди, который ходил с посохом по земле, ничего не имел, питался тем, что люди ему подавали, но весь мир лежал у его ног. Поэтому, когда мне говорят: «Александр Шалвович, вы могли бы стать миллионером, вон, сколько у вас предложений: снимайся – не хочу». На что я отвечаю: «У меня другая система ценностей, в этот мир я пришел не ради того, чтобы копить и обогащаться. В конце концов, это скучно».

Больше всего я люблю уединение, потому и живу за городом со своей Ирочкой и овчаркой. Самое прекрасное время суток для меня, это выйти ночью на крыльцо, посмотреть на небо и ощутить себя частицей мироздания, куда мы уходим навсегда. Именно в этом состоянии ко мне приходят светлые мысли, даже художественные образы возникают, которые я потом воплощаю на сцене и в кино.

- Порой вам не кажется, что на сцене вы тоже один, как в пустыне, потому что партнеры играют так, будто отбывают повинность…

- Бывает и такое, особенно, когда спектакль идет много лет, и актеры играют, как заведенные куклы, мешая тем, кто продолжает существовать «в живую». В таких случаях мне хочется подойти к особенно ретивым и припечатать, как следует.

- Выходит, вы жестокий человек?

- Нет, но могу им быть. Когда Марк Захаров поставил в театре Сатиры знаменитое «Доходное место», где я играл Белогубова, то в спектакле была сцена, когда мой персонаж подходил к столу с яствами и бил кулаком по краю. Однажды мне под руку подсунули стакан и я, не заметив, ударил по нему. Кровь брызнула фонтаном, а так как я оставался в образе, то рявкнул: «Кто?!» И тот, кто организовал эту подлянку от страха брякнул: «Я». После этого в антракте я его спрашиваю: «За что?» И он мне все рассказал, кто его попросил и почему. А уж, как меня травили в этом театре, я не буду говорить…

- В том числе и Андрей Миронов?

- Ни в коем случае, он был очень скромным человеком и ни в какие дрязги не влезал. С мужчинами общался, будто в пинг – понг играл, с женщинами коленопреклоненно, будучи абсолютно уверенным в своей неотразимости и очень обижался, когда дама не высказывала к нему особого расположения. Не могу сказать, что Андрей шел по жизни играючи, но он был от кончиков пальцев до кончиков волос абсолютным актером, поэтому сцена, экран были его настоящей жизнью, все остальное - так приложение. Хотя, и он, и я сильно переживали, когда министерство культуры закрыло «Доходное место» из идейных соображений. Представляете, власти испугались классика Александра Островского! После этого я тоже решил уйти из театра, хотя Плучек всячески отговаривал меня, убеждая, что мне нигде не будет так хорошо, как в Сатире, притом, что не занимал меня в своих спектаклях.

- Значит, когда вам делают больно, вы уходите?

- Нет. Я просто говорю обидчику: «Вы знаете, это очень больно». Когда нашего дедушку арестовали, и мы с мамой переехали в Магнитогорск, от греха подальше, к нам в класс пришел педагог – немец, и мы его стали изводить, причем очень жестоко. Однажды вставили в стул гвоздь, острым концом вверх. Он сел, но ни один мускул не дрогнул на его лице, отметил всех присутствующих в журнале, после чего встал, вынул гвоздь из пятой точки и сказал: «Дети, это очень больно». Все. После этого мы ходили за ним табуном. Поэтому и я говорю своим недругам, глядя им в глаза: «Вы мне сделали больно, но я переживу, может быть, вам от этого станет легче».

- Вы поэтому покинули Таганку?

- Да. Во-первых, я не мог подсиживать Володю Высоцкого. Я не считаю его великим актером, но человеком он был великим. У нас с ним были замечательные отношения, но близкими друзьями мы не были. Однажды зимой, проходя по фойе, он бросил мне ключи от машины и сказал: «Саша, прогрей машину». Я пошел и прогрел, после чего поднялся к нему в гримуборную и сказал: «Володя, больше так не поступай. У меня это не проходит». Он потом извинялся и. к счастью, в наших отношениях ничего не изменилось. На всю жизнь запомнил, когда Володя стоял за кулисами, а его партнеры зло шушукались по поводу его таланта, и тогда он в раздумье, тихо сказал: «За что они меня так ненавидят?» Вот про что надо снимать фильмы, а не сюсюкать. Недаром Володя говорил: «У меня самый близкий друг – это Севка Абдулов». После его смерти, Севка приезжал ко мне дачу, ничего не ел, только пил и медленно умирал от горя.

- Скажите, в последнее время вы не чувствуете себя чужим среди своих и наоборот?

- Я это давно чувствую.

- Когда смотрите михалковский фильм - слеза прошибает?

- Еще как! Я искренне люблю Михалкова, который был очень искренним, талантливым человеком и которому было очень много дано от природы. У Никиты еще в утробе матери был банк, в то время, как у меня все украли.. Я никогда этому не завидовал, но власть, по-моему, его испортила, и он стал похож на своего папу, который, говорят, дома не заикается. Никиту не избрали на последнем съезде Союза кинематографистов председателем. А почему? – Зависть и ненависть к успеху помешала его коллегам взглянуть на ситуацию объективно.. Я очень хочу на телевидении поставить «Двенадцать стульев, так как есть живой, настоящий Остап Бендер, это Никита Михалков.

- Возвращаясь к истории вашей семьи, скажите, вы закончили реставрировать свой фамильный дом на Арбате?

- Нет, наверное, до конца своих дней буду этим заниматься, потому что делается все недобросовестно, видно, как деньги уходят куда-то на сторону, материалы исчезают. Хотя и говорят, что это моя собственность, на самом деле Юрий Михайлович Лужков выделил мне дом в аренду на 49 лет, под музей. А так как закон о реституции в нашей стране не принят, то я всего лишь экскурсовод в доме своих предков и вынужден платить бешеные деньги за коммунальные услуги. Мы сейчас по крохам собираем какие-то фотографии со всего мира, вещи, чтобы сделать музей моего прадеда, владельца «Славянского базара» и деда. Ведь здесь в гостях бывали уникальные люди. Великий Шаляпин давал первый набросок «Бориса Годунова, а моя прабабка вместе с Рахманиновым аккомпанировала ему на рояле, стоящего у камина и сделанного из чистейшего малахита по эскизам художника Врубеля. Этот камин распилили за одну ночь и вынесли. Местная мафия намекала мне у кого он находится, предлагая вернуть вместе с ушами «прихватизатора», только надо было скомандовать «фас». Естественно, я отказался от криминальных услуг и, думаю, поступил правильно. Кстати, фамильные гербы нашего рода уже найдены в Париже, они находятся у моего троюродного брата, в том числе сохранились в моем доме на каких-то тарелочках. Макет самолета двухкрылки мне тоже сделали за тысячу долларов. Пришлось заплатить, потому что это последний самолет, изобретенный моим дедом. Кроме того, в 1915 году в Риге, где у него был свой завод, он сконструировал первый танк в мире, заплатив за это расстрелом в 1941 году, как враг народа. В моей автобиографичной картине «Цензуре память не изменяет» все это отражено. Кстати, этот фильм помог мне и других родственников найти за границей.

Однажды вечером я решил зайти в ресторан Дома кино и немного расслабиться, выпить, ибо не знал, что делать с готовой картиной. Все хвалят, а не покупает, на фестивали не берут. Вдруг вижу, на стене висит объявление: «Первый фестиваль русского кино в городе Сан – Рафаэль». Я нахожу две тысячи долларов, беру Ирку под мышку, и мы туда катим. И, о чудо, получаем главный приз «Золотой парус», из зала нас выносят на руках. Мы радостные приезжаем в гостиницу, на столе лежит записка: «Уважаемый, господин Пороховщиков, моя фамилия Пороховщикова. Быть может, мы с вами родственники? Я живу в городе Венсе, в двадцати минутах езды от Сан-Рафаэля. Если сможете, позвоните». Я позвонил. Приезжает машина «Ситроен», выходит женщина, копия моей покойной тети, одно лицо, а за ней идет девочка, как две капли воды похожая на мою двоюродную сестру Алену. Разговорились. Оказалось, это действительно моя родственница. Таким я образом, я нечаянно обрел еще одну ветвь нашего генеалогического древа. И хотя они далеко от меня, но лицом мы похожи, значит, род Пороховщиков не переводится.


В мире Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной раде законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)", свидетельствуют данные на официальном сайте парламента.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.