4 ноября 2012, 10:35, Владимир УЛЬЯНОВ (соб. корр. «Трибуны») Среднее Поволжье

Воры юрского периода

Кто, как и почему крадет палеонтологические сокровища России.

Воры юрского периода

В 1918 году, когда измученная разрухой молодая Страна Советов отчаянно нуждалась в дешевом топливе, в симбирском поселке Кашпир были построены глубокие шахты для добычи горючего сланца. Проникнув в недра земли на первые десятки метров, горняки вместе с породой стали поднимать на поверхность большие, ни на что не похожие останки. Свою главную тайну кашпирская глубина раскрыла лишь в 1996-м. Спустившемуся в шахту директору Ундорского палеонтологического музея Владимиру Ефимову сменные инженеры сообщили об очередной находке кучи громадных костей. Покопавшись в ней, директор пришел в благоговейный трепет. Шахта подарила человечеству почти полный скелет жестокого хищника древнего моря – ихтиозавра.

Последний раз масштабная экспедиция Палеонтологического института РАН под руководством старшего научного сотрудника Андрея Сенникова прочесывала Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области в августе 2003 года. Сделанные тогда сенсационные находки закрыли многие бреши в палеонтологической науке.

Исследователи – люди поистине страстные. Откопав несколько лет назад в провинции Ляонин скелет летающего четырехкрылого динозавра, сложившего зубастую голову в меловом периоде эдак 120 миллионов лет назад, китаец с неприметной фамилией Ху объявил себя самым счастливым палеонтологом в мире. А собственно говоря, с чего? Ну сдал окаменевшую зверюгу в государственный Пекинский музей. Запишут скромное имя Ху в какой-нибудь социальный справочник. И это в Китае, где бизнес умеют делать из воздуха? Похоже, кое в чем предприниматели Поднебесной пока уступают российским умельцам. А речь идет вот о чем.

Один из крупнейших в стране Ундоровский палеонтологический заказник в Жигулевских горах призван не только заниматься научными исследованиями почивших ящеров, но и присматривать за сохранностью динозавросодержащих недр. Задача не из простых. Федеральный закон «О недрах» обязывает все организации, в производственных или иных целях вгрызающиеся в твердь Земли, сообщать о находках окаменелых представителей мезозойской фауны местным органам власти или управлениям охраны природных ресурсов. Да кто ж его выполняет? Владимир Ефимов, человек фанатично преданный палеонтологии, регулярно наведывается на рудник Кашпирский. Зайдя однажды в контору, Владимир Михайлович, как всегда, поинтересовался у сменного мастера, не попадались ли какие интересные кости? И получил утвердительный ответ. Глубоко в шахте горняки наткнулись на почти целый скелет динозавра.

– И где же он? – в предвкушении выдохнул ученый.

– А его забрали сотрудники Саратовского университета, – ответили горняки. – Привезли письмо из вуза, еще какие-то документы. Мы и отдали. Кому именно? Посмотрите в журнале техники безопасности. Перед спуском в шахту мы с ними инструктаж провели, а они расписались. Все по закону.

Увы, позвонив в Саратов, Ефимов получил ответ: ни аспирант Сперанский, ни сопровождавшие его студенты в университете не числятся. Это странное обстоятельство заставило ученого задуматься и напрячь память. Кто ж такой Глеб Николаевич Сперанский? Уж не Глеб ли Николаевич Успенский, с которым вместе некогда занимались раскопками в клубе «Плутоний»? Догадка вскоре подтвердилась. Выяснилось, что бывший товарищ по лопате ударился в оригинальный бизнес: организовал фирму «Тирекс», которая занялась поиском костей и сборкой скелетов давно вымерших чудищ для состоятельных покупателей. От клиентов отбоя нет. После выхода на экран палеонтологического триллера Спилберга «Парк юрского периода» украсить офис или загородный коттедж скелетом мастодонта счел за честь чуть ли не каждый западный миллионер и новый русский. Бизнес на костях чрезвычайно прибылен во всем мире. Появилась у Ефимова и еще одна догадка: не был ли выставленный в Японии плиозавр, означенный в выставочном каталоге как «скелет из Поволжья», тем самым кашпирским ящером? Цена ему – минимум полмиллиона долларов. Абсолютно же целый скелет, не «доукомплектованный» лошадиными мослами, может потянуть на аукционе Кристи на несколько полновесных миллионов.

В отличие от китайского, ценность окаменелостей хорошо знает отечественный «черный» рынок. 90-е годы прошлого столетия ознаменовались массовым вывозом из России на Запад не только православных икон, но и палеонтологических раритетов. Какие научные сокровища неисповедимыми путями ушли «за бугор» в условиях паралича правоохранительной системы, не знает никто. Контрабанда осела в музейных собраниях, частных коллекциях и научных лабораториях подернутых жирком благополучия стран. Ибо в «серую» либо откровенно криминальную коммерцию ударились структуры, по своему статусу призванные оберегать палеонтологическое наследие государства.

Не выдержав десятилетнего разграбления Палеонтологического института, старший научный сотрудник Лариса Догужаева написала заявление в МВД. Картинки вырисовывались поразительные. По закромам учреждения с академическим именем уполномоченные лица водили немецкого коммерсанта по фамилии Вордеманн, которому на выбор предлагали купить доисторические скелеты. Пристойности ради при институте была создана фирма «Русские фоссилли», через которую германский негоциант стал гнать раритетные коллекции за рубеж. Не всегда удачно. Как-то смоленская таможня конфисковала партию скелетов мамонтов и медведей стоимостью три миллиона долларов. Сам Вордеманн был арестован с контрабандой на Выборгской таможне. При попытке вывоза древнего черепа задержан замдиректора института Новиков. Исчезла уникальная коллекция из 27 черепов лабиринтодонтов, всплывшая позже в одном из музеев Германии. От воровства серьезно пострадал Центральный геологоразведочный музей. Догужаева отметила, что организован не только вывоз, но и нелегальный сбор палеонтологических материалов. Пораженные размахом этой деятельности, ученые Англии, Франции, США и Японии организовали рабочую группу по возвращению ископаемых останков в Россию.

Ситуация несколько выправилась, когда наконец-то был наведен элементарный таможенный порядок и государственная граница стала меньше походить на трухлявое решето. Но свято место пусто не бывает. Его заняли «черные следопыты» отечественной формации. В один не слишком прекрасный день Владимир Ефимов был поставлен в известность, что неизвестные личности откапывают на территории палеонтологического заказника скелет динозавра. Нельзя сказать, что музейщик очень удивился, застав на месте ЧП во главе бригады «черных следопытов», извлекавших из запретной земли еще одного крупного плиозавра, своего доброго знакомого Глеба Успенского.

– Охранять достояние палеонтологического заказника мы практически не можем, – печалится Владимир Ефимов. – Денег нет даже на извлечение из земли и реконструкцию динозавров. Музеи бедствуют. А вместе с ними и вся палеонтологическая наука, до которой государству нет никакого дела.

Но вот парадокс: пока госмузеи примеряют саван, частные фирмы получают лицензии на сбор доисторических останков на территории всей страны за исключением заказников. Но это ограничение совсем нетрудно обойти. К примеру, оформить лицензию на добычу скелетов на участке, впритык примыкающему к заказнику. А если лопата невзначай нарушит невидимую границу, кто ж заметит?..

По свидетельствам самарских краеведов, в конце 70-х годов минувшего века в глубине Кашпирского рудника был обнаружен огромный окаменевший отпечаток доисторического существа, отдаленно напоминавшего шестикрылого дракона. К сожалению, это открытие, возможно, мирового значения не нашло широкой известности в научных кругах. Тем не менее, думается, русский ящер был несравненно лучше мелкого, размером с гуся, найденного в Китае. Но у них есть доказательства открытия, а у нас нет. Похоже, украли.

Источник: Владимир УЛЬЯНОВ (соб. корр. «Трибуны») Среднее Поволжье Темы: палеонтология кражи

Политика Марин Ле Пен отметила абсурд в заявлениях о возвращении России в G8 Марин Ле Пен отметила абсурд в заявлениях о возвращении России в G8

Выступая против возвращения России к участию в формате G8, европейские политики создают абсурдную пародию на холодную войну, написала глава партии "Национальное объединение", член комитета Национального собрания Франции по международным делам Марин Ле Пен в Twitter.

В мире Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ

США официально отозвали свое предложение Турции о продаже противоракетных комплексов Patriot в качестве альтернативы российским зенитно-ракетным комплексам С-400, сообщает CNN со ссылкой на представителя госдепартамента.

Культура "Новая волна" в Сочи, это Олимп для молодых талантов. "Новая волна" в Сочи, это Олимп для молодых талантов.

Музыкальный фестиваль "Новая волна", существующий 18 лет, откроется 24 августа грандиозным гала-концертом в зале NEW WAVE HALL и продлится шесть дней, где в конкурсе примут участие молодые солисты, а так же пройдет творческий вечер композитора Игоря Крутого и концерт, посвященный юбилею Аллы Пугачевой.