4 ноября 2012, 15:06, Марина КУДИМОВА

Поющие в попсовнике

Споры вокруг феномена авторской (бардовской) песни не утихают лет тридцать. Что это? Музыкальная поэзия? Поэтическая музыка? Каждое возвращение к теме вдобавок сопровождалось рефреном о кризисе жанра. Между тем авторская песня жила и развивалась п

Поющие в попсовнике

Булат Окуджава говорил, что авторская песня – это стихи с гитарой в руках. И для своего времени был абсолютно прав. Только вот в чем вопрос: а зачем поэт взял в руки гитару? Слава догнала Окуджаву-барда, когда поэзия еще собирала стадионы, но магнитные носители уже исподволь ее подтачивали и переозвучивали. В ХIХ веке «Черную шаль» Пушкина каждый письмоводитель исполнял под гитару понравившейся барышне, но Пушкин не сменил романтическую лиру на демократичную гитару. Блок всю жизнь записывал в тетрадь цыганские романсы, однако не пел в трактирах «Незнакомку». И «процесс пошел» лишь тогда, когда повальное музыкальное любительство кончилось и началось соперничество текста с музыкой и исполнением.

По выражению Марины Влади, Высоцкий, социальная острота многих песен которого удивляет и сейчас, «звучал из каждого окна». Вот эта мечта «звучать из каждого окна», на мой взгляд, и побудила поэта взять в руки гитару, а затем аранжировать свои три аккорда в дорогой студии. Что бы ни говорили о природе творчества, движущая сила здесь – успех, а сильнейший стимул – достижение этого успеха. И если вчера успех «подпольный» ценился выше официального, то сегодня сочинение «для себя» остается частной позицией сочинителя – и не более того.

Поэты Большой спортивной арены в Лужниках несомненно обладали недюжинной харизмой. Но, во-первых, в силу разных причин у них не было равноценных конкурентов в других аудио-жанрах. Толкунова или ансамбль «Самоцветы» вряд ли могли тягаться с Евтушенко и Вознесенским. Во-вторых, поэзия, которая выдерживает испытание большой аудиторией, уже тем самым тяготеет к масскультуре. Успех – явление прежде всего массовое. Поэтому шельмуемая ныне «попса» и «побса» (поэзия Большой спортивной арены) – родные сестры. И выход за рамки элитарности – обратная сторона всякого успеха.

На мой взгляд, авторская песня сегодня идет наиболее верной дорогой к успеху и известности, то есть к постепенному слиянию с шоу-бизнесом. Пока музыкальные продюсеры реагируют на это неохотно и осторожно, а бардовскую песню можно услышать лишь на «Маяке» и «Руспеснях», но ситуация изменится, как только общество хоть чуть перерастет нынешний уровень. В целом авторскую песню сегодня отличает от эстрады не плохое исполнение под плохой аккомпанемент, а в первую очередь более высокая интеллектуальность текста, над которым слушатель поневоле должен размышлять.

Авторская песня лет пятнадцать назад двинулась в сторону самоокупаемости. Сегодня «кухонный» жанр мало-помалу становится продуктом. А посему просто вынужден заботиться о качестве. Путь этой естественной эволюции выбрали вслед за Митяевым и Розенбаумом достаточно многие. Вот лишь два примера симбиоза эстрады и бардовской традиции.

Первый – Елена Фролова. Еще несколько лет назад поэт Дмитрий Сухарев сказал о ней: «Это – авторская песня завтрашнего дня, сегодня же она еще элитарна. Но разве кто-то мешает нам расти вместе с любимым жанром?» Мало того что сказано точно, но еще и пророчески. Без Елены Фроловой с ее «космическим» вокалом и звучанием шестиструнной гитары (а теперь еще и гуслей) трудно себе представить сегодня самый представительный концерт жанра. Репертуар Елены фантастически разнообразен: это и песни на стихи поэтов Серебряного века, и прекрасный цикл на стихи Иосифа Бродского, и песни на собственные стихи. И – ни одного случая понижения планки!

Автор и исполнитель из Саратова Элана всего три года назад вышла на сцену. Голосовые, сценические и исполнительские данные Эланы пока что преобладают над текстом и музыкой. Но по недавнему концерту в Домжуре очевидно, что хороший режиссер и музыкальный редактор получат материал, работа с которым окупится сторицей. В песнях Эланы есть элементы и джаза, и рока, и этники, но по артистизму и драматизму ближе всего они, пожалуй, к новейшему французскому шансону. Если мне не изменяет интуиция, то «театр Эланы» – дело не столь далекого будущего. Юлий Ким ведь активно писал мюзиклы, и его слава барда от этого ничуть не померкла.

Авторская песня становится все более конкурентной. В самом скором времени этот феноменально живучий жанр выставит серьезный счет «попсе», которая кажется незыблемой только тем, кто кроме нее ничего не слушает.

Источник: Марина КУДИМОВА Темы: авторская песня барды

Политика Президент Литвы рассказал о помощи США и НАТО в борьбе с Россией Президент Литвы рассказал о помощи США и НАТО в борьбе с Россией

США и другие страны НАТО помогают Литве эффективно "сдерживать" Россию, заявил президент прибалтийской республики Гитанас Науседа на Мюнхенской конференции по безопасности. Об этом сообщает Sputnik Литва со ссылкой на администрацию главы государства.

В мире Халифа Хафтар заявил, что ЛНА не отступит, пока не освободит Триполи от террористов Халифа Хафтар заявил, что ЛНА не отступит, пока не освободит Триполи от террористов

14 февраля на площади Киш в Бенгази состоялся митинг "Стоп террор", в котором приняли участие более 200 тысяч жителей Ливии. Во время митинга главнокомандующий ЛНА Халифа Хафтар дал обещание гражданам страны, что не отступит, пока не победит террористов, захвативших Триполи, и не изгонит их из республики.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура Сага о "Крепостной" на  48 серий Сага о "Крепостной" на 48 серий

Мыльные телесериалы с неприхотливыми сюжетами, рассказывающими о судьбе провинциальных золушек, желающих покорить Москву изрядно надоели зрителям, финал которых можно предугадать заранее, где нежданной беременности никак не избежать.

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.