4 ноября 2012, 15:06, Марина КУДИМОВА

Поющие в попсовнике

Споры вокруг феномена авторской (бардовской) песни не утихают лет тридцать. Что это? Музыкальная поэзия? Поэтическая музыка? Каждое возвращение к теме вдобавок сопровождалось рефреном о кризисе жанра. Между тем авторская песня жила и развивалась п

Поющие в попсовнике

Булат Окуджава говорил, что авторская песня – это стихи с гитарой в руках. И для своего времени был абсолютно прав. Только вот в чем вопрос: а зачем поэт взял в руки гитару? Слава догнала Окуджаву-барда, когда поэзия еще собирала стадионы, но магнитные носители уже исподволь ее подтачивали и переозвучивали. В ХIХ веке «Черную шаль» Пушкина каждый письмоводитель исполнял под гитару понравившейся барышне, но Пушкин не сменил романтическую лиру на демократичную гитару. Блок всю жизнь записывал в тетрадь цыганские романсы, однако не пел в трактирах «Незнакомку». И «процесс пошел» лишь тогда, когда повальное музыкальное любительство кончилось и началось соперничество текста с музыкой и исполнением.

По выражению Марины Влади, Высоцкий, социальная острота многих песен которого удивляет и сейчас, «звучал из каждого окна». Вот эта мечта «звучать из каждого окна», на мой взгляд, и побудила поэта взять в руки гитару, а затем аранжировать свои три аккорда в дорогой студии. Что бы ни говорили о природе творчества, движущая сила здесь – успех, а сильнейший стимул – достижение этого успеха. И если вчера успех «подпольный» ценился выше официального, то сегодня сочинение «для себя» остается частной позицией сочинителя – и не более того.

Поэты Большой спортивной арены в Лужниках несомненно обладали недюжинной харизмой. Но, во-первых, в силу разных причин у них не было равноценных конкурентов в других аудио-жанрах. Толкунова или ансамбль «Самоцветы» вряд ли могли тягаться с Евтушенко и Вознесенским. Во-вторых, поэзия, которая выдерживает испытание большой аудиторией, уже тем самым тяготеет к масскультуре. Успех – явление прежде всего массовое. Поэтому шельмуемая ныне «попса» и «побса» (поэзия Большой спортивной арены) – родные сестры. И выход за рамки элитарности – обратная сторона всякого успеха.

На мой взгляд, авторская песня сегодня идет наиболее верной дорогой к успеху и известности, то есть к постепенному слиянию с шоу-бизнесом. Пока музыкальные продюсеры реагируют на это неохотно и осторожно, а бардовскую песню можно услышать лишь на «Маяке» и «Руспеснях», но ситуация изменится, как только общество хоть чуть перерастет нынешний уровень. В целом авторскую песню сегодня отличает от эстрады не плохое исполнение под плохой аккомпанемент, а в первую очередь более высокая интеллектуальность текста, над которым слушатель поневоле должен размышлять.

Авторская песня лет пятнадцать назад двинулась в сторону самоокупаемости. Сегодня «кухонный» жанр мало-помалу становится продуктом. А посему просто вынужден заботиться о качестве. Путь этой естественной эволюции выбрали вслед за Митяевым и Розенбаумом достаточно многие. Вот лишь два примера симбиоза эстрады и бардовской традиции.

Первый – Елена Фролова. Еще несколько лет назад поэт Дмитрий Сухарев сказал о ней: «Это – авторская песня завтрашнего дня, сегодня же она еще элитарна. Но разве кто-то мешает нам расти вместе с любимым жанром?» Мало того что сказано точно, но еще и пророчески. Без Елены Фроловой с ее «космическим» вокалом и звучанием шестиструнной гитары (а теперь еще и гуслей) трудно себе представить сегодня самый представительный концерт жанра. Репертуар Елены фантастически разнообразен: это и песни на стихи поэтов Серебряного века, и прекрасный цикл на стихи Иосифа Бродского, и песни на собственные стихи. И – ни одного случая понижения планки!

Автор и исполнитель из Саратова Элана всего три года назад вышла на сцену. Голосовые, сценические и исполнительские данные Эланы пока что преобладают над текстом и музыкой. Но по недавнему концерту в Домжуре очевидно, что хороший режиссер и музыкальный редактор получат материал, работа с которым окупится сторицей. В песнях Эланы есть элементы и джаза, и рока, и этники, но по артистизму и драматизму ближе всего они, пожалуй, к новейшему французскому шансону. Если мне не изменяет интуиция, то «театр Эланы» – дело не столь далекого будущего. Юлий Ким ведь активно писал мюзиклы, и его слава барда от этого ничуть не померкла.

Авторская песня становится все более конкурентной. В самом скором времени этот феноменально живучий жанр выставит серьезный счет «попсе», которая кажется незыблемой только тем, кто кроме нее ничего не слушает.

Источник: Марина КУДИМОВА Темы: авторская песня барды


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Долгая дорога к правде Долгая дорога к правде

В российский прокат вышел психологический триллер "Идеальный пациент" режиссера Микаэля Хофстрёма. Фильм основан на реальной истории осужденного за восемь убийств шведского маньяка Томаса Квика, для которого у суда не нашлось ни сколько-нибудь внятных свидетельских показаний, ни неопровержимых и убедительных улик, подтверждающих его виновность. Доказательством преступлений стали только собственные признания подсудимого, увеличившие количество этих его преступлений до тридцати и обрисовавшие их

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.