5 ноября 2012, 10:59, Любовь Лебедина

Все на продажу

Год от года сиротеет наш культурный Олимп, и потому хочется ухватиться за что-то, хотя бы за остатки культурной цивилизации, точнее их носителей, но, как некоторые утверждают – это напрасный труд. И все же!

О, как мое сердце возрадовалось, когда на телеэкране я увидела давно не появляющегося Алексея Баталова, услышала его неторопливую, спокойную речь, как будто мне позволили вновь встретиться с этим культурным, широко образованным человеком, знающем об искусстве столько, сколько я никогда не узнаю и не прочувствую. Он - сын истинных мхатовцев не только был знаком с корифеями русского театра, но и сидел за одним столом с Михаилом Булгаковым, Борисом Пастернаком, Осипом Мандельштамом, пил с ними чай, а с Анной Андреевной Ахматовой общался постоянно, когда она гостила в их семье, и даже писал ее портрет.

Обо всем этом Алексей Владимирович говорил в документальном фильме Петра Шепотиника просто, как само собой разумеющемся, даже чуть смущаясь. Происходило это на лечении в Карловых Варах. Куда вслед за ним приехала съемочная группа в надежде, что уж там, обычно не дающий интервью Баталов, согласится побеседовать, точнее произнесет монолог о жизни, о судьбе, о встречах, об ушедших современниках.

Итак, цель была достигнута: сраженный наповал кинематографической прытью артист поддался уговорам непрошенных гостей. Что же двигало режиссером? Ведь он отлично понимал, что «попкормовому» зрителю такого рода материал и даром не нужен. И все-таки, все-таки надеялся на тонкую прослойку аристократов духа, которым будет интересно встретиться с тем, для кого Сергей Трубецкой был не просто героем «Звезды пленительного счастья», а его «сводным» братом, воплотившем в себе честь и достоинство русского офицера, не способного на предательство. Вот именно это несуетное достоинство, воспитанное в человеке с детских лет и привлекало режиссера в народном артисте СССР, далеком от политики и ярмарки тщеславия, но знакомым с внутренними ценностями, исчезающими на наших глазах. Баталов, конечно, мог бы и сейчас много сниматься (поскольку никаких доходов кроме кафедры в институте кинематографии не имеет), но у него всегда есть планка, ниже которой совесть не позволяет.

Вот этот, никому ненужный сегодня «рудимент» спасает душу Баталова и держит его на плаву. Не знаю: то ли самоуважение родилось из общения с героями, которые воспитывали артиста в картинах «Дама с собачкой, «Девять дней одного года», «Летят журавли», «Бег», то ли Баталов наделял их тем, чем сам был богат, но, в конце концов, все совпадало, и рождался положительный герой, живущий рядом с нами. Да, да, не улыбайтесь, герой, в котором мы все так нуждаемся, не смотря на окружающий хаос и вакханалию, ибо не может душа питаться только «черным налом» безумного пиара, к чему постоянно толкает раскрученный мейнстрим шоу-бизнеса.

На самом деле шоу, не такое уж плохое понятие. Оно появилось задолго до нашей перестройки, но когда соединилось с безумным бизнесом, уничтожающем все нравственные и моральные ценности на своем пути, то мы не стали кричать «караул», а постарались встроиться в эту систему, накинув на шее петлю под названием «алчность».

Представители публичной профессии – певцы, музыканты, артисты, режиссеры в погоне за голливудскими стандартами стали позиционировать себя в качестве звезд, одновременно называя своих же коллег «звездунами», то есть, они понимали, что это стыдно, но одновременно понимали и силу рекламы, порой дутой рекламы. И если раньше известность приходила к артисту благодаря его мастерству, то теперь все определял рейтинг, часто взятый с потолка. Но вот, что странно, умные зрители и здесь оказались прозорливее алчущих славы, а заодно и денег, художников. Ведь недаром старые добрые фильмы, пусть даже напитанные советской идеологией, по тому же негласному рейтингу опережают кровавые боевики, блокбастеры с вампирами и пришельцами с других планет. И только молодое поколение, не имеющее понятие об истинном искусстве, «садится на иглу» бездумной «развлекухи», где всем все «по фигу», - главное зубодробительная интрига, криминальный сюжет и осмеяние всего и вся, в том числе своего прошлого.

Так как же в этом случае можно говорить о национальной идее, о патриотизме, который, как красная тряпка на быка действует на либеральных демократов, разрушившись все, но ничего существенного не построивших. В данном случае не только выкачивается нефть и газ из кладовых российских просторов, но выкачиваются и мозги, а вмести с ними вкусы, понятия, что хорошо, а что плохо. Дебилизм современной эстрады тому яркое подтверждение, и нечего кивать на Петросяна и обвинять его в пошлости, поскольку ему далеко до разных пусиков и андрогенов, заполонивших концертные залы. На канале НТВ даже есть специальная программа, посвященная тайнам закулисной жизни прославленных маэстро. Ведь это так «клево» копаться в грязном белье, вытаскивая на свет божий альковные истории и любовные треугольники. Понятно, что каждый человек несовершенен, но когда на всеобщее обозрение выставляются пороки кумиров, здесь в первую очередь бьют по неокрепшим юным сердцам, и никакие градации в смысле возраста здесь не помогают, потому что молодое яблоко, пораженное изнутри червем сомнения, в конце концов, съедается им. Не зря появилось такое выражение «прогнившее общество», ибо фасад демократического здания на первый взгляд кажется праздничным, а с черного хода он весь заплеван. Спрашивается, так кто же плюет в тот колодец искусства, из которого потом приходится пить? Те же художники и плюют, надеясь, что они всегда будут пить минеральную воду в бутылках. Не получится.

Вот мы и подошли к тому, что любое творчество тогда превращается в «нетленку», если его совершают личности, неподкупные личности. Нет, я не призываю всех молиться только своей идее и не есть хлеб с маслом, но во всем должны быть свои пределы, пределы чистой совести, за черту которой заходить опасно. Недаром один умный человек сказал: «Мир достаточно велик, чтобы прокормить человечество, но достаточно мал, чтобы прокормить человеческую алчность».

Темы: олимп

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.