6 ноября 2012, 12:11, Любовь ЛЕБЕДИНА

Смертельная свобода

Заключительным аккордом 8-го международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского», посвященного 150-летию выдающегося реформатора русской сцены, стал спектакль Санкт-Петербургского Александринского театра имени А.С. Пушкина «Гедда Габлер»

Смертельная свобода

Теперь у Гинкаса есть и свои ученики, молодые режиссеры, широко востребованные в разных театрах и получившие из рук мэтра азы психологической школы перевоплощения, что в наше время большая редкость.

Спектакль «Гедда Габлер» по пьесе Генриха Ибсена, названный по имени главной героини, это удивительный сплав подробного проживания артистов в предлагаемых обстоятельствах высокой драмы, режиссерской метафоры и образных символов. Уже много лет Гинкас сочиняет сценические версии в тандеме с выдающимся сценографом Сергеем Бархиным, поэтому оформление спектакля рождается из единого замысла режиссера и художника, связанных одной цепью. Вот и на этот раз замкнутое пространство сцены в декорациях величественного дома отражает идейный смысл постановки. Прозрачная мебель из пенопласта похожа на модные инсталляции современного поп-арта, два огромных аквариума с плавающими рыбками тоже настраивают на выставочный декор, а высокие мраморные стены напоминают имперскую архитектуру начала ХХ века. В общем, все как бы чужое, присвоенное новыми хозяевами дома случайно, на распродаже. Вначале все предметы, включая мебель и цветы, покрыты полиэтиленовой пленкой, которая снимается, но уютнее от этого не становится, наоборот, впечатление временности усиливается. Да и все персонажи кажутся здесь временными жильцами, поскольку воздух не согрет человеческим теплом, и чем дальше, тем больше он разряжается. Кажется, еще немного и герои задохнуться, как рыбка, выловленная из аквариума. Тем не менее близорукий глава семейства Иорген Тесман в исполнении Игоря Волкова ничего не замечает, все его мысли крутятся вокруг престижной должности в университете, а молодая жена, избалованная генеральская дочка Гедда, развлекается стрельбой из пистолета и эпатирует окружающих своим куртуазным поведением. И вот она-то может задохнуться, потому что одетая маска эмансипе помогает скрыть истинное лицо мечущейся натуры, не находящей места в скучной, серой жизни. Мария Луговая ведет себя, как злой, красивый зверек, загнанный в клетку, готовый перегрызть любую преграду и бежать, а куда и сама не знает…

Этот новый сорт женщин, напрочь лишенный материнского инстинкта, явно подмечен Гинкасом в современной среде любительниц острых ощущений, которым ничего и никого не жаль. Единственно, что их развлекает, это игра со смертью, хождение по лезвию бритвы. Они не хотят рожать детей, а значит, продолжать себя в потомстве, следовательно, внутренний мир заполняется холодным эгоизмом.

Ведь не случайно спектакль начинается с видеокадров размножения обитателей морских глубин, выбрасывающих миллионы икринок, несущих в себе будущую жизнь. Гедда Габлер подавляет в себе природные инстинкты и тем не менее хочет любить, но рядом нет достойного партнера. Поэтому она дразнит, претендующего на взаимность Асессора Бракка, представленного Семеном Сытником в виде вальяжной и самодовольной фигуры, способной оправдать любую подлость. И все-таки в этой рассерженной фурии, иначе она бы не была интересна, продолжает жить маленькая девочка со скрипкой, мечтающая о красоте и смелом мужчине, способном совершать поступки. Казалось бы, ее первое юношеское увлечение в лице талантливого самородка Левборга (арт. Александр Лушин), встреченного после долгой разлуки, даст то, что она безуспешно ищет, – смысл жизнь, но опять прокол. Левборг не так силен и свободен, как ей поначалу казалось, потеряв свою единственную рукопись, он считает, что жизнь не имеет дальнейшего смысла и охотно берет револьвер у Гедды, чтобы застрелиться.

Напряжение в спектакле нарастает с каждой минутой, кажется, безумие уже притаилось за порогом и должно произойти что-то страшное. И оно происходит: Фру Гедда сжигает найденную ее мужем рукопись Левборга. Сцена освещается красными языками пламени, а все пространство заполняется криками не рожденного ребенка, его сморщенная мордочка ловит воздух, корчится на белом видеоэкране. Все! Финита ля трагедия! Гедда сжигает все мосты будущего, поэтому единственное спасение для нее – это самоубийство. Спокойная и уже безразличная ко всему она покидает ничего не подозревающего мужа, наивную подругу, приспособившуюся довольствоваться малым, «друга» семьи и под проливным дождем нажимает на курок. Цель достигнута. Человек сознательно оборвал жизнь, ибо ничто и никто не держал его на этой земле. И все же при всем понимании угрызений совести Гедды сочувствия она у меня не вызывает. Не только потому, что самоубийство – грех, но, как мне кажется, – жизнь требует большего мужества, чем суицид. Несомненно, по этому поводу можно долго спорить, и, конечно, окружающий мир жесток, но он настолько же и прекрасен, если у человека есть ради кого жить. Именно об этом ставил свой спектакль в Петербурге московский режиссер Кама Гинкас, продолжающий традиции психологического театра Станиславского.


В мире В Пентагоне рассказали о полете B-52, сымитировавшем бомбардировку Крыма В Пентагоне рассказали о полете B-52, сымитировавшем бомбардировку Крыма

Пара стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress ВВС США совершили тренировочный полет над Черным морем в рамках "интеграции и подготовки к взаимодействию с европейскими союзниками и партнерами". Об этом сообщается в пресс-релизе командования Вооруженными силами США в Европе.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество МТС обеспечил нефтяников Югры высокоскоростным интернетом МТС обеспечил нефтяников Югры высокоскоростным интернетом

Высокоскоростной мобильный интернет пришел на нефтяные месторождения Югры, обеспечив их надежной связью и заложив основу для создания комплексов "умных месторождений" за счет внедрения инновационных цифровых технологий.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.