6 ноября 2012, 12:11, Любовь ЛЕБЕДИНА

Смертельная свобода

Заключительным аккордом 8-го международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского», посвященного 150-летию выдающегося реформатора русской сцены, стал спектакль Санкт-Петербургского Александринского театра имени А.С. Пушкина «Гедда Габлер»

Смертельная свобода

Теперь у Гинкаса есть и свои ученики, молодые режиссеры, широко востребованные в разных театрах и получившие из рук мэтра азы психологической школы перевоплощения, что в наше время большая редкость.

Спектакль «Гедда Габлер» по пьесе Генриха Ибсена, названный по имени главной героини, это удивительный сплав подробного проживания артистов в предлагаемых обстоятельствах высокой драмы, режиссерской метафоры и образных символов. Уже много лет Гинкас сочиняет сценические версии в тандеме с выдающимся сценографом Сергеем Бархиным, поэтому оформление спектакля рождается из единого замысла режиссера и художника, связанных одной цепью. Вот и на этот раз замкнутое пространство сцены в декорациях величественного дома отражает идейный смысл постановки. Прозрачная мебель из пенопласта похожа на модные инсталляции современного поп-арта, два огромных аквариума с плавающими рыбками тоже настраивают на выставочный декор, а высокие мраморные стены напоминают имперскую архитектуру начала ХХ века. В общем, все как бы чужое, присвоенное новыми хозяевами дома случайно, на распродаже. Вначале все предметы, включая мебель и цветы, покрыты полиэтиленовой пленкой, которая снимается, но уютнее от этого не становится, наоборот, впечатление временности усиливается. Да и все персонажи кажутся здесь временными жильцами, поскольку воздух не согрет человеческим теплом, и чем дальше, тем больше он разряжается. Кажется, еще немного и герои задохнуться, как рыбка, выловленная из аквариума. Тем не менее близорукий глава семейства Иорген Тесман в исполнении Игоря Волкова ничего не замечает, все его мысли крутятся вокруг престижной должности в университете, а молодая жена, избалованная генеральская дочка Гедда, развлекается стрельбой из пистолета и эпатирует окружающих своим куртуазным поведением. И вот она-то может задохнуться, потому что одетая маска эмансипе помогает скрыть истинное лицо мечущейся натуры, не находящей места в скучной, серой жизни. Мария Луговая ведет себя, как злой, красивый зверек, загнанный в клетку, готовый перегрызть любую преграду и бежать, а куда и сама не знает…

Этот новый сорт женщин, напрочь лишенный материнского инстинкта, явно подмечен Гинкасом в современной среде любительниц острых ощущений, которым ничего и никого не жаль. Единственно, что их развлекает, это игра со смертью, хождение по лезвию бритвы. Они не хотят рожать детей, а значит, продолжать себя в потомстве, следовательно, внутренний мир заполняется холодным эгоизмом.

Ведь не случайно спектакль начинается с видеокадров размножения обитателей морских глубин, выбрасывающих миллионы икринок, несущих в себе будущую жизнь. Гедда Габлер подавляет в себе природные инстинкты и тем не менее хочет любить, но рядом нет достойного партнера. Поэтому она дразнит, претендующего на взаимность Асессора Бракка, представленного Семеном Сытником в виде вальяжной и самодовольной фигуры, способной оправдать любую подлость. И все-таки в этой рассерженной фурии, иначе она бы не была интересна, продолжает жить маленькая девочка со скрипкой, мечтающая о красоте и смелом мужчине, способном совершать поступки. Казалось бы, ее первое юношеское увлечение в лице талантливого самородка Левборга (арт. Александр Лушин), встреченного после долгой разлуки, даст то, что она безуспешно ищет, – смысл жизнь, но опять прокол. Левборг не так силен и свободен, как ей поначалу казалось, потеряв свою единственную рукопись, он считает, что жизнь не имеет дальнейшего смысла и охотно берет револьвер у Гедды, чтобы застрелиться.

Напряжение в спектакле нарастает с каждой минутой, кажется, безумие уже притаилось за порогом и должно произойти что-то страшное. И оно происходит: Фру Гедда сжигает найденную ее мужем рукопись Левборга. Сцена освещается красными языками пламени, а все пространство заполняется криками не рожденного ребенка, его сморщенная мордочка ловит воздух, корчится на белом видеоэкране. Все! Финита ля трагедия! Гедда сжигает все мосты будущего, поэтому единственное спасение для нее – это самоубийство. Спокойная и уже безразличная ко всему она покидает ничего не подозревающего мужа, наивную подругу, приспособившуюся довольствоваться малым, «друга» семьи и под проливным дождем нажимает на курок. Цель достигнута. Человек сознательно оборвал жизнь, ибо ничто и никто не держал его на этой земле. И все же при всем понимании угрызений совести Гедды сочувствия она у меня не вызывает. Не только потому, что самоубийство – грех, но, как мне кажется, – жизнь требует большего мужества, чем суицид. Несомненно, по этому поводу можно долго спорить, и, конечно, окружающий мир жесток, но он настолько же и прекрасен, если у человека есть ради кого жить. Именно об этом ставил свой спектакль в Петербурге московский режиссер Кама Гинкас, продолжающий традиции психологического театра Станиславского.


Политика Путин утвердил основы госполитики в области ядерного сдерживания Путин утвердил основы госполитики в области ядерного сдерживания

Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания. Соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Экономика Мишустин представил план по восстановлению экономики Мишустин представил план по восстановлению экономики

Владимир Путин обсудил с премьером Михаилом Мишустиным детали плана по восстановлению российской экономики от последствий пандемии коронавируса.


Культура Давид Самойлов был влюблен всегда Давид Самойлов был влюблен всегда

Больше всего в жизни знаменитый поэт- фронтовик Давид Самойлов, столетие которого отмечают 1 июня, ценил красоту, которая превыше дарования. А раз так, то, именно присутствие красивых женщин давало ему импульс к творчеству, заставляло звенеть сердечные струны. И в этом он был похож на своего кумира Александра Пушкина, как, впрочем, и вся его лирика.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.