7 ноября 2012, 08:41, Сергей Зуйков

Имеют ли право актеры советских фильмов на процент от проката?

На днях в интернете была опубликована информация о том, что доходы Элизабет Тейлор даже после ее смерти, растут и измеряются миллионами долларов США. После этого журналисты газеты «Трибуна» задались вопросом о том, почему русские акт

Когда речь заходит о произведениях, созданных еще до перестройки, важно понимать, что в то время в нашей стране действовала распределительная система и все блага, которые были даны гражданам, были даны им государством. Соответственно, когда люди снимали фильмы, писали сценарии и играли роли, все авторские права на результат их деятельности и на созданные ими произведения принадлежали СССР.

Если, говоря о композиторах или художниках того времени, можно предположить, что они все же имели право на результат своей интеллектуальной деятельности, то говоря об актерах, стоит сказать, что снимаясь в фильмах они создавали, так называемые, служебные произведения, права на которые по закону принадлежат работодателю – то есть студии, которая снимает кино. Именно поэтому сегодня наши актеры не получают никаких отчислений и фактически не имеют юридических прав на картины, в которых они снимались. Но вопрос о том, законно ли это и действительно ли у них нет никаких прав, остается открытым. Чтобы дать на него однозначный ответ, нужно поднимать и изучать те договоры, которые были заключены с исполнителями в советское время.

Современное законодательство предполагает, что авторские права возникают автоматически, по факту создания произведения, и передаются лишь в том объеме, в котором это обозначено в договоре. То есть, если студии было передано право транслировать картину на телевидении, это вовсе не значит, что она также владеет правом распространять фильм на DVD дисках или показывать его в кинотеатрах. Безусловно, здесь есть предмет спора, и актер может отстаивать свои права в суде, требуя выплачивать ему проценты от трансляций или продаж копий картины – собственно, именно за счет этих отчислений и богатеют наследники западных звезд. Но при этом нужно понимать, что судиться с Мосфильмом, Ленфильмом или другими крупными компаниями всегда тяжело и дорого. В нашей стране работа киностудий и телекомпаний с актерами, режиссерами и сценаристами чаще всего построена по принципу: «работаем на тех условиях, на которых предлагают или не работаем вообще». И сейчас, также как и в советское время, многие российские киностудии, в отличие от иностранных компаний, записывают на себя все права на созданные произведения. Между тем, в западных странах практика получения актерами роялти (то есть отчислений от проката) является законной и общепринятой.

Безусловно, бюджеты российских фильмов намного меньше, чем бюджеты зарубежных картин, равно как и сборы от проката. Но если говорить о принципе, то отстоять свое право на получение процента для российского актера реально, ведь пункт любого договора, лишающий человека его законного права, можно признать недействительным в судебном порядке. Но наши актеры просто боятся подавать в суд, потому что судебное разбирательство с продюсерскими центрами, в первую очередь означает, что зачинщика спора, скорее всего, просто перестанут снимать. Именно поэтому мне сложно представить себе, что кто-то из актеров, например Джигарханян, будет судиться со студией. К тому же, в нашей стране сегодня нет практики по рассмотрению подобных дел, а значит, нет и прецедентов, их нужно создавать. А это означает, что нужно будет пройти несколько инстанций, надеясь, что суд вынесет решение в пользу исполнителя, при том что, произойдет это или нет, не до конца ясно.

Источник: Сергей Зуйков Темы: Зуйков авторские права

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама В "Соседях" соседствуют смех и слёзы – комедия и мелодрама

На днях в станице Обуховская Ростовской области стартовали съёмки четвёртого и пятого сезонов сериала "Соседи" силами телекомпании "Мостелефильм дистрибьюшн" по заказу канала "Россия 1". В новых сериях героев проекта ждут настоящие страсти. Казалось бы, все конфликты в прошлом, в большом семействе Ширшиковых и Кораблёвых наступил долгожданный мир: дети отпраздновали свадьбу, выигран районный конкурс на лучший садовый цветок, – но идиллия новоиспеченных родственников рушится в одночасье, когда вн

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.