16 ноября 2012, 12:29, Любовь ЛЕБЕДИНА

Африканцы учат играть по Станиславскому

В эти дни для театральной общественности произошло знаменательное событие: спустя 45 лет на гастроли в Москву по инициативе Международного театрального фестиваля имени Чехова приехал Королевский Шекспировский театр из Стратфорда-на-Эйвоне.

Африканцы учат играть по Станиславскому

Причем англичане показывают всего один спектакль «Юлий Цезарь» на сцене Чеховского МХТ, но какой! Все роли в нем играют африканские артисты, которых Грегори Доран собрал не просто ради экзотики, а для воплощения своего режиссерского замысла, имеющего отношение и к политике, и к «арабской весне», и к культу личности. Неожиданно для многих это сработало и стало играть на идею спектакля, хотя пьеса была написана в 1599 году. Но что значат века для гения, когда психология человека в принципе не меняется, а жажда власти, страх террора и неминуемого наказания, хотя многие из нас не верят в судьбу, – тема вселенская, подвластная философам-прорицателям, к коим принадлежит Шекспир.

Нынешний художественный руководитель королевского театра Грегори Доран задумал постановку «Юлия Цезаря» еще 25 лет назад. К этому режиссера во многом подвигла встреча с Нельсоном Манделой, просидевшем 27 лет в тюрьме, где «Юлий Цезарь» был для него настольной книгой, а фраза «Трус умирает много раз до смерти», сказанная Цезарем, превратилась в эпиграф к дальнейшей жизни. Доран стал думать, а что значило тогда и сейчас борьба за свободу. Почему сегодня в тех же африканских странах демократически избранные президенты впоследствии превращаются в тиранов и начинаются военные перевороты с гражданскими войнами. Неужели без крови нельзя тем же демократическим путем поменять власть?..

А вот это и есть самое сложное – заявляет панафриканский спектакль, ибо ни один правитель (за редким исключением) не уступит свой трон, так как считает себя правым. Более того, каждый приходящий ему на смену, создавая однопартийную систему и сосредотачивая всю власть в своих руках, начинает действовать по той же схеме, что и предыдущий. И так до бесконечности.

По художественной форме – это площадной спектакль, чуть ли не народный, с монологами – апарт в зрительный зал, требующих от артистов сильных эмоций и, конечно, умения донести свою мысль до публики. В прежние времена русские артисты владели сложным мастерством перевоплощения в монологах, но со временем это было утрачено, подменено «шептальным» реализмом. Поэтому русский Шекспир утратил первородный викторианский стиль, чувства стали более приземленными, а взаимоотношения между героями похожими на обычные, бытовые. Вот почему «Юлий Цезарь» в России перешел в запасники, может быть, навсегда, так как актерская школа уже другая. Боюсь, что со временем и великая русская психологическая школа тоже канет в небытие…

В данном же случае, абсолютно актерский спектакль, без режиссерских наворотов и разных кунштюков, весь сосредоточен на психологии личности, сложных извивов его судьбы, противостояния этой судьбе и жертвенности. Вот почему здесь большую роль играют тотемы, к тому же это Африка, где обязательно существует связь с предками. Не случайно роль Прорицателя (Тео Огандипе) одна из главных. Он появляется в белой маске смерти среди веселящейся толпы, диссонируя ее жизнерадостным ритмам. Вся его пластика носит характер мистического существа, страшного и недоступного, так как он общается с небом, и ослушаться его – значит погибнуть. Цезарь в мощном исполнении Джеффри Киссуна, возомнив себя богом на земле, пренебрег советами Прорицателя, не послушал свою жену, и отправился в сенат, где и был убит.

Все это нам хорошо известно из уроков истории, но задача режиссера заключалась в том, чтобы сделать эту историю сиюминутной, живой, чтобы зритель поверил в неотвратимость происходящего, ибо сложен человек и порой в нем просыпаются такие животные инстинкты, что потом, придя в себя, не может поверить, будто это был он. Режиссер также большое внимание уделяет чувству страха, который, как чума, парализует людей и толкает на безумные поступки. Тот же друг Цезаря Брут поначалу не соглашается с заговорщиками и завистливым Кассием в энергичном исполнении Сирила Нри, считающим себя ничем не хуже Цезаря. Но постепенно атмосфера страха поглощает и смелого Брута (Паттерсон Джозеф), и он вонзает свой кинжал в тело победителя, так и не успевшего надеть лавровый венок. Сцена расправы над Цезарем решена в лучших традициях Шекспировского театра. Статика здесь помножена на точно рассчитанный жест, напоминая ожившее художественное полотно. Руки борцов за свободу окрашены красной кровью, лица искажены, при этом каждый из них боится, что среди этой страшной вакханалии кто-то может и ему ударить в спину. Все они становятся похожими на стаю гиен, терзающих свою жертву. Самое же интересное заключается в том, что любимец Цезаря Марк Антоний в блистательном исполнении Рэя Фирон (его монолог над телом убитого друга подобен шквальной бури, обрушившейся с небес) поначалу усыпляет бдительность заговорщиков, как бы «выторговывает» себе прощение, чтобы потом повернуть народ против убийц.

Таким образом, Королевский Шекспировский театр показал нам, что сохранение традиций не такая уж плохая вещь, и даже полезная, чтобы понять весь масштаб шекспировской трагедии, обращенной в том числе и в наш день. Приятно было так же видеть, как наследие нашего реформатора русской сцены К.С. Станиславского прекрасно прививаются на теле африканской культуры, органично вошедшей с парадного подъезда в Шекспировский театр.


В мире Асад назвал разграбление месторождений нефти вопиющим примером политики США Асад назвал разграбление месторождений нефти вопиющим примером политики США

США занимаются разграблением нефтяных месторождений в Сирии, это самый вопиющий практический пример американской политики, заявил в интервью RT президент арабской республики Башар Асад.

Экономика Правительство установило размеры пособий по безработице на 2020 год Правительство установило размеры пособий по безработице на 2020 год

Пособие по безработице в России в следующем году останется на прежнем уровне, следует из постановления, которое подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.


Общество Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки? Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки?

Как сообщили сегодня несколько телеграмм-каналов, в редакции российского "Форбс" проходят обыски в рамках расследования возможного дела, возбужденного по статье о мошенничестве.

Культура Одинокий голос доктора Стокмана Одинокий голос доктора Стокмана

На телеканале "Россия К" 15 ноября в 22.00 состоится трансляция открытия VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, который признан событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов со всех континентов. Его мероприятия проходят на многочисленных культурных площадках Северной столицы. Кино, музыка, музеи, уличный театр – практически все области и направления творчества становятся предметом заинтересованного обсуждения в секциях форума.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.