16 ноября 2012, 12:58, Максим БАШКЕЕВ

Дежавю и грабли

Мы не зря скептически относились к Федеральной целевой программе (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», обошедшейся бюджету в 47 миллиардов рублей. Главной своей цели достичь она так и не смогла. Тем не менее ей на см

Напомним, основная цель ФЦП заключалась в сокращении числа людей, гибнущих в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза в 2012 году по сравнению с 2004 годом. Нехитрые арифметические вычисления подсказывают, что по итогам 2012 года на дорогах страны сложить голову должны не более 23 тысяч человек.

В какой-то момент стало понятно, что эффект от, по-видимому, единственного действенного мероприятия в ее рамках (многократное повышение штрафов за нарушение ПДД в 2007–2008 годах) окончательно выдохся. После четырех лет планомерного улучшения показателей, в 2011 году они разом ухудшились, причем сразу все. Но самое главное – число погибших в результате ДТП выросло почти до 28 тысяч (в 2010 году – 26 567 человек).

В 2012 году ситуация не улучшилась, и смертность на российских дорогах продолжила расти. Согласно официальной статистике ГИБДД, за 10 месяцев в автомобильных авариях уже погибли 23 173 человека – рост на 1,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Учитывая, что до конца года еще достаточно далеко, с полным правом можно констатировать: ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» провалилась.

Причем выросла не только смертность, но и аварийность как таковая 170 091 зарегистрированное ДТП (+ 3,3 процента), и число пострадавших – 216 384 человека (+4,2 процента)… А ведь еще совсем недавно российские чиновники на полном серьезе предлагали ООН перенять передовой отечественный опыт в борьбе за повышение безопасности дорожного движения.

Какие выводы из этого были сделаны? Просто феноменальные! Правительством уже одобрена концепция новой программы повышения безопасности дорожного движения, на этот раз рассчитанной до 2012 года, стоимостью 99 миллиардов рублей.

Основной целью программы, зафиксированной в документе, «является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом», то есть до уровня 19 925 человек.

Но это еще далеко не самое интересное. В распоряжении правительства за номером 1995-р дается оценка еще не завершившейся ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». И она положительная!

Цитируем: «Использование программно-целевых методов управления… позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. За 5 лет ее реализации число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента». И еще: «За годы реализации Федеральной целевой программы… Россия вошла в число стран – лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю практически все европейские и азиатские страны, Соединенные Штаты Америки и Австралию, что свидетельствует об эффективности использования программно-целевого подхода при решении проблем по обеспечению безопасности дорожного движения». Все, можно почивать на лаврах. Правда, почему-то статистические данные ГИБДД последних двух лет старательно игнорируются. Самые свежие цифры, приводящиеся в документе, датированы последним оптимистичным 2010 годом. Интересно, почему? Надеемся не из-за того, что документ писался в начале 2011 года, а затем его либо не захотели, либо не успели адаптировать к изменившимся условиям.

Какими средствами предполагается достичь поставленных целей? Для реализации очередного амбициозного плана, в частности, увеличат число автоматических комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. В крупных региональных центрах установят интеллектуальные системы управления дорожным движением. В планах также значится закупка новых школьных автобусов, очередное повышение штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, предполагается усилить контроль за техническим состоянием автомобилей и общественного транспорта, для чего ГИБДД собирается разработать некие «требования к конструктивной и пассивной безопасности». Хотя с 2005 года в России уже действуют Правила № 94 и № 95 Европейской экономической комиссии ООН, в которых уже все давно прописано. К тому же буквально полгода назад в России был принят новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Еще один интересный момент: «Разработка методик определения и ликвидации наиболее опасных участков дорог и планирование дорожных сетей с учетом требований их безопасности». Интересен он тем, что в России и так есть ГОСТ Р 50597-93, регламентирующий состояние и уровень безопасности дорожного покрытия. Весь вопрос в том, как добиться его соблюдения.

Происходящее сильно похоже на дежавю. Не получится ли так, что самым действенным механизмом новой ФЦП опять-таки станет многократное повышение штрафов (фактически бесплатное для бюджета). А водителям, желающим сохранить жизнь и здоровье на российских дорогах, придется уповать на старинные отечественные правила: «тише едешь – дальше будешь» и «дай дорогу дураку». Или же и вовсе без особой надобности никуда не выезжать на личном транспорте.

Источник: Максим БАШКЕЕВ Темы: ФЦП Повышение безопасности дорожного движения


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.