19 ноября 2012, 09:55, Светлана ДРОБЫШЕВА

Платок или нечто большее?

Скандал, разразившийся в одной из школ Ставрополья, после того как директор запретила нескольким девочкам посещать уроки в хиджабе, заставил в очередной раз вернуться к ставшей уже довольно больной для нашей страны проблеме социально-религиозных о

Платок или нечто большее?

Ни для кого не секрет, что хиджабы сегодня чуть ли не массово носят девушки-студентки и молодые женщины не только в Северо-Кавказской провинции, но и в некоторых тамошних региональных центрах. Общеобразовательных школ подобная мода, к счастью, пока не коснулась. Видимо, срабатывает общий исламский принцип ношения хиджабов девушками, лишь достигшими 14-летнего возраста.

В этой связи инцидент на Ставрополье выглядит как минимум странно. Тем более что дело происходило не где-нибудь, а в школе на территории казачьей и в большинстве своем русской Ставропольщины. Очевидно, что конфликт возник не на пустом месте. С большой долей вероятности можно предположить, что ношение школьницами религиозного головного убора поощрялось взрослыми. И одно дело, если это – лишь дань религиозным нормам, исламской моде, и совсем другое – ежели имела место провокация, попытка расслоить общество, накалить и без того неспокойную обстановку.

В конце восьмидесятых годов прошлого века я училась в одной из школ дагестанского Хасавюрта. Класс был многонациональный, хотя и преобладали ребятишки из мусульманских семей. Так вот когда у одноклассницы-аварки умерла мать и на второй день после похорон девочка пришла в черном траурном платке – ни у кого даже в голову не пришло потребовать от перенесшей горе девятиклассницы соблюдать школьный устав. Мы высказывали Хуризадэ искренние соболезнования, независимо от веры и национальной принадлежности, всем классом, а к другому однокласснику Ахмеду даже ездили на поминки в связи с кончиной его самого дорогого человека в приграничный с Чечней аул.

В свое время меня шокировало то, как быстро и внезапно мусульманские девушки и женщины отказались от летней одежды с длинным рукавом (это произошло где-то в 90-е и совпало с массовыми «челночными» поездками в светскую Турцию). Сегодня, как мне кажется, настал период новой моды – торговлей народ пресыщен и вчерашние «челноки» легко и с прибылью затовариваются на ближайших складах и базах, и мусульманский Кавказ делает ставку на обязательное посещение Мекки и Арабских Эмиратов. Отсюда, как мне кажется, и перемена моды.

В этом, наверное, нет ничего плохого. Тем более что в нашей многонациональной стране каждый вправе носить в том числе национальную одежду. Русские женщины ходят в церковь в платочках, мусульманские мужчины в мечети – в белых тюбетеечках, молодежь предпочитает кроссовки и наушники. Религия вперемежку с модой…

Что же касается школ, то здесь вопрос, видимо, особый. Здесь форма (если ношение таковой является обязательным по школьному уставу) входит в конфликт с религиозными правилами. Как его разрешить? Отдать его на откуп общественному самоуправлению в школах и позволить девочкам носить хиджабы или православные платочки? В таком случае наша школа может превратиться в южных регионах в некие подобия медресе, а на территории Центрально-Европейской части России, Сибири, ДВФО – в церковно-приходские учебные заведения. Ведь вслед за модой на религиозную атрибутику последуют призывы учить Закон Божий и давать уроки Корана как для верующих, так и для всех остальных.

Есть мнение

Валентина ИВАНОВА, председатель Всероссийского педагогического собрания:

– Россия – светское государство. К тому же все наши школы работают по единым образовательным стандартам. Восемьдесят процентов нашего населения – православные. Если пойдем на уступки, например, только мусульманам, можно представить, чего потребуют остальные верующие. Мы давно выступаем за обязательное повсеместное возвращение школьной формы. Она дает ощущение единого коллектива, не позволяет ученикам выделяться. Дети не должны испытывать ни малейшего ущемления ни по национальным, ни по религиозным, ни по социальным признакам.

Выход – школьная форма?

Согласно последнему социологическому опросу ВЦИОМ, посвященному данной теме, восемь из 10 россиян (77 процентов) выступают за введение школьной формы. Категорически против единообразия – 18 процентов. При этом больше половины опрошенных (53 процента) не хотят, чтобы учащиеся носили предметы религиозной одежды. Ничего плохого в хиджабах и прочих атрибутах культа не видят 35 процентов респондентов.


Политика В бундестаге раскритиковали идею вернуть Россию в G8 В бундестаге раскритиковали идею вернуть Россию в G8

Возвращение России в формат G7 будет "ошибкой", поскольку это подаст Москве "неверный сигнал", заявил в беседе с радиокомпанией Deutschlandfunk глава комитета бундестага по внешней политике Норберт Рёттген.

В мире Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ

США официально отозвали свое предложение Турции о продаже противоракетных комплексов Patriot в качестве альтернативы российским зенитно-ракетным комплексам С-400, сообщает CNN со ссылкой на представителя госдепартамента.


Культура "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага. "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага.

22 августа при участии 4.500 тысяч представителей творческой молодежи и видных деятелей искусства был развернут российский триколор 12 на 18 метров. Этим событием стартовал праздничный флешмобл