19 ноября 2012, 12:06, Елена СЕМЕНОВА

Конфетные лики социалистического Китая

В Московском музее современного искусства на Петровке проходит выставка «Новые направления: молодое искусство Китая».

Конфетные лики социалистического Китая

Для начала оговоримся, что определение «молодое» в названии выставки противоречит пониманию искусства в древней китайской традиции. Если вспомнить основополагающие принципы китайской культуры, то к ним в первую очередь относят отсутствие понятия «длительности» в истории и «эволюции» в искусстве. Искусство Китая никогда не делили по школам, направлениям, в нем не существовало понятий «декоративное» или «прикладное». Все оно целиком было частью миросозерцательной философии. Китайские мастера подчинялись течению дао, в котором главными были духовные идеалы и слияние с природой, ощущать себя малой частицей целого.

А тут получается, что концепция выставки «Новые направления: молодое искусство Китая», курируемой доктором истории искусства Корнелльского университета Яном Синьи, сознательно помещает молодое искусство в выделенную обособленную нишу, то есть современное искусство Китая освободилось от статичных форм, вырвалось из плена традиции. Положительная это тенденция или отрицательная, однозначно судить нельзя. Точно можно сказать одно: выставка, как лоскутное одеяло, собранное из разных стилей, техник, мыслей, имеющих место в молодом искусстве Китая, показывает, что оно сориентировано на контемпорари-арт, где во главу угла поставлена идея.

Чем же живут китайские художники? Им, как молодым авторам, свойствен дух эксперимента и концептуализма. Это не только каскад техник, в который входит живопись акриловыми красками, графика, жикле, пигментная и цифровая печати, скульптура, шелкотрафаретная печать на зеркале, видео и даже акустическая установка. Стилей тоже предостаточно, как в маскарадной толпе. Конструктивизм Цзи Биня («Павильон № 3), плакаты Ма Цзявэя и Ван Вэйфэна на тему экологии и мегаполиса. Структурализм Вана Шо («Перезагрузка 5») – это размышление на тему матрицы, саркастический поп-арт Тун Дачжуана «Ген сотни революционеров» представлен в виде орнамента, сплетенного из конфетных ликов социалистического Китая.

Если говорить о жанре традиционного китайского рисунка, то в наибольшей степени ему близок «Белый лебедь» Ли Цзяжу, выполненный чернилами в традиционной технике гохуа. Это утонченная, изящная и очень нежная миниатюра, где есть место образам природы и в то же время довольно откровенной женской чувственности. Эта работа оппонирует механистичному, несущему брутальный месседж общему тону экспозиции. Китайскому рисунку с его размывами и наплывами туши близка работа Ван Шэна. Однако если говорить о безусловном слиянии, синтезе старого и нового, пальму первенства стоит вручить Гуань Бэньчи за «Цветок сливы № 7». Растение на фоне сумеречного неба, а если подойдешь поближе, виден ствол, скрученный из гаек, проводов, лампочек, – урбанистическая миниатюра как символ наступающего глобализма.

Темы: выставка

Политика Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе

Президенты России, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон согласовали заявление по ситуации в Нагорном Карабахе, оно опубликовано на сайте Кремля.


Общество Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы

Москва впервые за долгое время столкнулась с активным оттоком населения, сообщает радиостанция "Говорит Москва" со ссылкой на результаты исследования, проведенного членом комитета по регенерации городских пространств Urban Land Institute Денисом Соколовым.

Культура Политические соперники на исторической арене "Ялта-45" Политические соперники на исторической арене "Ялта-45"

Перед режиссером Андреем Житинкиным и центральными исполнителями: Василием Бочкаревым, Владимиром Носиком и Валерием Афанасьем стояла сложнейшая задача: без портретного сходства с Рузвельтом, Сталиным, Черчиллем достигнуть такой достоверности в проживании эпохального момента "Ялта-45" стран победительниц в войне с фашизмом, чтобы зрители поверили в подлинность исторического события, описанного шведским драматургом Лукасом СВЕНССОНОМ и реализованного в режиссерском видении Житинкина.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.