23 ноября 2012, 11:29, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Достоевская пластика

В галерее «Дом Нащокина» проходит первый московский фестиваль скульптуры «Российские ваятели»

Достоевская пластика

Галерея «Дом Нащокина» – оптимальное место для любования искусством. Не слишком просторное, чтобы гость тонул в изломанных геометрических пространствах, не слишком узкое, чтобы ощущалась клаустрофобия и старомодность. Поэтому богатая и насыщенная именами, параллелями и смыслами выставка «Российские ваятели» более чем вписалась в уютный и витиеватый интерьер. Флюиды от работ маститых скульпторов моментально захватывают в плен. При всем богатстве материалов (бронза, дерево, гипс, камень, металл, кость и др.), техник и стилей выставка оставляет ощущение глубокого погружения в мировую историю, в древний и ежедневно меняющий формы эпос. Происходит оригинальная, парадоксальная и мистически ощутимая серьезная игра образами, когда ты не просто зритель, а участник акта скульптурной мистерии. Почти все скульпторы относятся к 1970–1980 годам.

В первом зале подвального помещения (самом выгодном с точки зрения мистически художественного транса) бросаются в глаза скорбные лики деревянных библейских скульптур Сергея Мильченко «Боже, прости им, ибо не знают, что делают», «Кто из вас без греха, возьми и брось в него камень», «Глас вопиющего в пустыне». С библейской темой скульптор работает с начала 1990-х, и за этот период создана целая евангельская галерея. Поразительно то, что с этими ликами удачно и пронзительно рифмуется скульптурный бюст «Пикассо на корриде в Валлорисе», у которого в отличие от традиционных пустых белков вставлены хрустально-агатовые глазные яблоки. В случае «Сна императора» (Наполеона) как раз отыгрывают свою роль сомкнутые веки.

Мощную, «достоевскую» пластику можно увидеть в работе народного художника РФ Михаила Переяславца «Осень в деревне» – бронзовой скульптуре печального крестьянского мальчика с поникшей головой. С помощью грубых, размашистых штрихов скульптору удается подчеркнуть именно «русское» настроение; кажется, что мальчик сошел с картин передвижников. Резким контрастом рядом с ним смотрятся отпрыски итальянского Возрождения – пухлые античные «Кентавр-младенец Хирон» и «Ганимед» и изящные музы с флейтами. Кажется немного странным, что мастер, создавший немало премиальных работ на темы войн 1812 года и Великой Отечественной (особенно хорош Михаил Кутузов и Екатерина II), представлен в экспозиции античной нотой.

Примечательно построение композиции в зале Александра Рукавишникова (автора памятника Юрию Никулину у Цирка на Цветном бульваре и Шолохову на Гоголевском бульваре). Обрамленная работами из серии «Вспоминая Ангелину» (мать отца, скульптор Ангелина Филиппова) – романтичными вариациями на тему девочки и пони, в середине комнаты установлена скульптура «Как бы». В этой работе автор уместил реализм – грубый деревенский мужик в трусах с цигаркой, соцреализм – баба в косынке с грубой пластикой фигуры и сюрреализм – невероятность композиции, неестественно узкая талия. Проходя вокруг скульптуры, невольно наслаиваешь смыслы. Ага, одинаковые скулы и разрез глаз. Значит, семья. Почему спинами друг к другу? Значит, семейный раздор. Почему ребенок курит – плохо следят. Почему баба голая, руки в боки – значит, бунтует? Такой всплеск вопросов вызывает лишь талантливое произведение.

Интересно, что выставка, выдерживающая классический подход, за счет многогранности участников удовлетворит любителей абстракции и фигуратива – им помогут работы Георгия Франгуляна. Саркастичный символизм выражен в худощавых скульптурах Юрия Злотя «Мастер», «Богомол» и «Крест». Не обойден жанр анимализма у Андрея Балашова, усиленный экспрессией, гротеском и фольклорным мотивом. Герметичны, пародийны и приближены к контемпорари-арт работы создателя знаменитой композиции по мотивам Рембрандта «Ночной дозор 3D» Михаила Дронова: «Утро» (девушка у рукомойника), «Мастер» (булгаковский Мастер у батареи), «Лошадка» и «Уровень». В произведениях Виктора Корнеева ощутима загадка терракотовой армии, синтезированная с инсталляцией и натюрмортом. Потрясающи, инопланетны скульптуры бурятского самородка Даши Намдакова на татаро-монгольские сюжеты: в суженных подбородках, диких глазах, экстатическом напряжении ощутима мощь древнего степного этноса.

Источник: "Трибуна" №48 от 22-28 ноября Темы: «Дом Нащокина» фестиваль скульптуры «Российские ваятели»

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.