26 ноября 2012, 10:25, Любовь ЛЕБЕДИНА

Художественный свист

27 ноября режиссерский факультет РАТИ – ГИТИС отмечает 90-летний юбилей. В этот день будет проведена научно-практическая конференция, открытые уроки мастеров и, конечно, состоится торжественный вечер в виде «капустника» в &laqu

Художественный свист

Казалось бы, ну что в этом особенного, кроме знаменательной даты? Насчет «особенного» не знаю, а вот нешуточная дата дает повод поговорить о нынешнем состоянии российского театра, который, начиная с ХХ века, признан режиссерским, и все лавры и «шишки» достаются ему.

РАТИ – он же ГИТИС, образованный на заре советской власти в 1922 году, сегодня не включен в черный список проштрафившихся вузов. И то, слава Богу, но количество выпускников режиссерского факультета, не работающих по своей профессии, никто никогда не подсчитывал, а их немало. И причины тут достаточно весомые. Первое: театры не хотят брать «кота в мешке», предпочитая опытных профессионалов, поскольку спектакли, не дающие кассовых сборов, – значительная брешь в финансах, поющих бесплатные романсы. К тому же сейчас о выполненных по плану спектаклях надо постоянно докладывать контролирующим чиновникам от культуры, так как государство субсидирует театры. Второе: поскольку деньги даются только на зарплату и коммунальные услуги, а на декорации и костюмы надо зарабатывать самим, то провинциальные театры сообразили – экономнее, чтобы спектакли выпускали их актеры, а не «гении» на договорах. Иногда исключения делаются ученикам известных мэтров в надежде, что они чему-то научились и не подведут. Бесспорно, безграмотный спектакль они не поставят, но им дается всего полтора месяца на контакт с незнакомыми артистами, работу с художником, композитором и так далее. В результате получается «сырой продукт» и доводить его до ума приходится в процессе проката уже без приглашенного режиссера. Эта ниточка Ариадны может длиться бесконечно, ибо, если раньше опытный худрук мог довести до кондиции сделанное на скорую руку детище, то сейчас оно так и остается полуфабрикатом, поскольку институт худруков разрушен и к власти в театре пришли директора-менеджеры.

Третье: раньше на режиссерские факультеты в основном поступали абитуриенты с высшим образованием, в том числе актерским, решившиеся на этот нелегкий шаг после долгих раздумий и непомерной тяги к сочинительству спектаклей. Но после того как второе высшее образование стало платным, процент образованных специалистов, умеющих держать удар и брать ответственность на себя, сильно снизился. К тому же все чаще стали поговаривать, будто режиссуре нельзя научиться, режиссером надо родиться. И в подтверждение тому, приводят в пример Кирилла Серебренникова, который не имеет специального образования, но, несмотря на это, ставит спектакли и снимает кино. Тем не менее факты упрямая вещь, если в других видах искусства: музыке, живописи без ремесла и шагу нельзя ступить, чтобы тебя не освистали, то в режиссуре все чаще стал появляться художественный свист. Придумывается интересная форма, эдакая экстравагантная конструкция, а в ней, сталкиваясь лбами, колотятся растерянные артисты.

Договорились уже до того, что и система Станиславского ни к чему, что она устарела. В год 150-летия этого гения русской сцены за образец брались те спектакли, где о перевоплощении не могло быть и речи, а человеческая психология как главный враг перформансов просто изгонялась с подмостков.

Не могу сказать, что на режиссерской кафедре ГИТИСа это приветствуется. Все-таки Андрей Гончаров оставил после себя очень сильную команду первачей, не понаслышке знающих о самом трудном в режиссере, – превращении исполнителей в союзников, проводников своей идеи. Но перестроечные времена с разрухой многих систем тоже влияли на режиссерское образование. Все чаще руководители курсов, озабоченные состоянием собственных театров, перекладывали груз ответственности на своих помощников, педагогов, никогда не занимавшихся практикой. И как-то так само собой получилось, что мастерские по режиссуре переехали в те театры, которыми руководили мастера. Взять, к примеру, ту же знаменитую «Студию Петра Фоменко», образованную из выпускников его курса. Или Сергея Женовача, тоже ученика Петра Наумовича, ныне возглавляющего свой коллектив. Или Театр на Малой Бронной, в котором Сергей Голомазов, профессор РАТИ, пытается обновить его за счет выпестованной им молодежи. Не говоря о Каме Гинкасе в московском ТЮЗе, где студенты без продыху вникают в творческие опыты ученика Георгия Товстоногова, после чего им не страшна даже питерская Александринка с требовательным Валерием Фокиным, тоже имеющим свою мастерскую. Также не случайно в этом сезоне худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, ученик Андрея Гончарова, набрал свою студию при театре, куда конкурс был не меньше, чем в ГИТИС. Константин Райкин тоже собирается в следующем году открыть при «Сатириконе» высшее театральное училище со стипендиями для студентов, потому что у него свое представление о театральной школе, приобретенное в результате многолетней практики, где учение Станиславского о работе над образом считается одним из главных.

А теперь я задам сакраментальный вопрос, который наверняка многим не понравится. Зачем плодить большое количество режиссеров, которые, получив заветную корочку, в лучшем случае уйдут снимать клипы или мыльные сериалы на телевидении? Не лучше ли организовать режиссерские мастерские при художественных руководителях театров, имеющих склонность к педагогике, после чего будет ясно, кому можно передавать эстафетную палочку. Хотя не все так просто, и демиурги – режиссеры рождаются нечасто. Ведь 90 лет режиссерской кафедре прославленного ГИТИСа, это не только повод для встречи однокурсников и воспоминаний, но и подведение каких-то итогов, связанных с режиссерской эрой русского театра, его бесконечных взлетов и неминуемых падений навстречу свету в конце тоннеля, который почему-то никак не кончается.


Экономика Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг

В январе 2019 года наши резервы достигли рекордной суммы в 468 миллиардов долларов, при этом наш внешний долг составляет меньшую сумму – менее 454 миллиардов долларов. Владимир Путин отметил, что в настоящее время создана мощнейшая "подушка безопасности".


Культура Драмы и трагедии, не видимые глазу Драмы и трагедии, не видимые глазу

21 февраля в 23.05 на "ТВ-Центре" выйдет в эфир документальный проект "Горькие ягоды" советской эстрады", героями которого стали отечественные исполнители недавнего прошлого, пережившие немало драм и трагедий, да и просто скандалов и интриг, не видимых и не ведомых зрителю.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.