26 ноября 2012, 10:25, Любовь ЛЕБЕДИНА

Художественный свист

27 ноября режиссерский факультет РАТИ – ГИТИС отмечает 90-летний юбилей. В этот день будет проведена научно-практическая конференция, открытые уроки мастеров и, конечно, состоится торжественный вечер в виде «капустника» в &laqu

Художественный свист

Казалось бы, ну что в этом особенного, кроме знаменательной даты? Насчет «особенного» не знаю, а вот нешуточная дата дает повод поговорить о нынешнем состоянии российского театра, который, начиная с ХХ века, признан режиссерским, и все лавры и «шишки» достаются ему.

РАТИ – он же ГИТИС, образованный на заре советской власти в 1922 году, сегодня не включен в черный список проштрафившихся вузов. И то, слава Богу, но количество выпускников режиссерского факультета, не работающих по своей профессии, никто никогда не подсчитывал, а их немало. И причины тут достаточно весомые. Первое: театры не хотят брать «кота в мешке», предпочитая опытных профессионалов, поскольку спектакли, не дающие кассовых сборов, – значительная брешь в финансах, поющих бесплатные романсы. К тому же сейчас о выполненных по плану спектаклях надо постоянно докладывать контролирующим чиновникам от культуры, так как государство субсидирует театры. Второе: поскольку деньги даются только на зарплату и коммунальные услуги, а на декорации и костюмы надо зарабатывать самим, то провинциальные театры сообразили – экономнее, чтобы спектакли выпускали их актеры, а не «гении» на договорах. Иногда исключения делаются ученикам известных мэтров в надежде, что они чему-то научились и не подведут. Бесспорно, безграмотный спектакль они не поставят, но им дается всего полтора месяца на контакт с незнакомыми артистами, работу с художником, композитором и так далее. В результате получается «сырой продукт» и доводить его до ума приходится в процессе проката уже без приглашенного режиссера. Эта ниточка Ариадны может длиться бесконечно, ибо, если раньше опытный худрук мог довести до кондиции сделанное на скорую руку детище, то сейчас оно так и остается полуфабрикатом, поскольку институт худруков разрушен и к власти в театре пришли директора-менеджеры.

Третье: раньше на режиссерские факультеты в основном поступали абитуриенты с высшим образованием, в том числе актерским, решившиеся на этот нелегкий шаг после долгих раздумий и непомерной тяги к сочинительству спектаклей. Но после того как второе высшее образование стало платным, процент образованных специалистов, умеющих держать удар и брать ответственность на себя, сильно снизился. К тому же все чаще стали поговаривать, будто режиссуре нельзя научиться, режиссером надо родиться. И в подтверждение тому, приводят в пример Кирилла Серебренникова, который не имеет специального образования, но, несмотря на это, ставит спектакли и снимает кино. Тем не менее факты упрямая вещь, если в других видах искусства: музыке, живописи без ремесла и шагу нельзя ступить, чтобы тебя не освистали, то в режиссуре все чаще стал появляться художественный свист. Придумывается интересная форма, эдакая экстравагантная конструкция, а в ней, сталкиваясь лбами, колотятся растерянные артисты.

Договорились уже до того, что и система Станиславского ни к чему, что она устарела. В год 150-летия этого гения русской сцены за образец брались те спектакли, где о перевоплощении не могло быть и речи, а человеческая психология как главный враг перформансов просто изгонялась с подмостков.

Не могу сказать, что на режиссерской кафедре ГИТИСа это приветствуется. Все-таки Андрей Гончаров оставил после себя очень сильную команду первачей, не понаслышке знающих о самом трудном в режиссере, – превращении исполнителей в союзников, проводников своей идеи. Но перестроечные времена с разрухой многих систем тоже влияли на режиссерское образование. Все чаще руководители курсов, озабоченные состоянием собственных театров, перекладывали груз ответственности на своих помощников, педагогов, никогда не занимавшихся практикой. И как-то так само собой получилось, что мастерские по режиссуре переехали в те театры, которыми руководили мастера. Взять, к примеру, ту же знаменитую «Студию Петра Фоменко», образованную из выпускников его курса. Или Сергея Женовача, тоже ученика Петра Наумовича, ныне возглавляющего свой коллектив. Или Театр на Малой Бронной, в котором Сергей Голомазов, профессор РАТИ, пытается обновить его за счет выпестованной им молодежи. Не говоря о Каме Гинкасе в московском ТЮЗе, где студенты без продыху вникают в творческие опыты ученика Георгия Товстоногова, после чего им не страшна даже питерская Александринка с требовательным Валерием Фокиным, тоже имеющим свою мастерскую. Также не случайно в этом сезоне худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, ученик Андрея Гончарова, набрал свою студию при театре, куда конкурс был не меньше, чем в ГИТИС. Константин Райкин тоже собирается в следующем году открыть при «Сатириконе» высшее театральное училище со стипендиями для студентов, потому что у него свое представление о театральной школе, приобретенное в результате многолетней практики, где учение Станиславского о работе над образом считается одним из главных.

А теперь я задам сакраментальный вопрос, который наверняка многим не понравится. Зачем плодить большое количество режиссеров, которые, получив заветную корочку, в лучшем случае уйдут снимать клипы или мыльные сериалы на телевидении? Не лучше ли организовать режиссерские мастерские при художественных руководителях театров, имеющих склонность к педагогике, после чего будет ясно, кому можно передавать эстафетную палочку. Хотя не все так просто, и демиурги – режиссеры рождаются нечасто. Ведь 90 лет режиссерской кафедре прославленного ГИТИСа, это не только повод для встречи однокурсников и воспоминаний, но и подведение каких-то итогов, связанных с режиссерской эрой русского театра, его бесконечных взлетов и неминуемых падений навстречу свету в конце тоннеля, который почему-то никак не кончается.


В мире Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена

Бывший спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил на слушаниях по импичменту против Дональда Трампа, что не требовал от украинских властей расследовать деятельность Джо Байдена.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.