26 ноября 2012, 15:08, Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

Четыре существа в беспредельности

«Цена» Артура Миллера – пьеса в нашей стране известная, но обращаются к ней сегодня не слишком часто. Может быть, потому что не видят острой современности, считая, что продажа оценщику родительской мебели и неизбитый конфликт д

Четыре существа в беспредельности

Леонид Хейфец, поставивший спектакль на малой сцене Театра имени Маяковского, нашел в ней не только «наплывы времени», не только боль об утраченном навсегда, но вполне современную мысль о деньгах, которых хочется иметь все больше, а также горькую тоску по бездуховной, потускневшей жизни. Единственной «вещи», у которой нет цены.

…Над заставленной старой мебелью сценой, над зрительным залом висят стулья – множество стульев разного времени, разного назначения (художник Владимир Арефьев). Они подвешены, словно осязаемый след тех людей, которые когда-то жили или бывали в этом доме и которых уже нет. Пустые стулья, не нужные никому, – они как свидетели тех времен, когда дом был полон людьми, когда мать братьев Франц в вечернем платье играла на арфе, когда старик отец после смерти жены взвалил все заботы о себе на сына Виктора, пряча собственные деньги, и дом опустел, а стулья стали не нужны.

Виктор (очень сдержанная и точная работа Александра Андриенко) со своей женой Эстер (Татьяна Аугшкап, давно не появлявшаяся на сцене, играет просто виртуозно!) являются в этот забытый мир как пришельцы с другой планеты – той неведомой и хорошо известной планеты, где все измеряется деньгами, которых постоянно не хватает. Где люди погрязли в сером быте, ничем не напоминающем бытие; где остается только работать до изнеможения (как Виктор) или тихонько пить (как Эстер). И вдруг в этом потерянном мире появляется Грегори Соломон, человек, уже давно забытый всеми как оценщик мебели, имя которого Виктор случайно нашел в старом справочнике. Возбужденный тем, что он снова оказался кому-то нужным, Грегори Соломон тянет время, потому что ему необходимо в этой жизни лишь одно – человеческое общение. Ефим Байковский играет ювелирно: каждый его жест, взгляд осмысленны, глубоко прочувствованны – это не просто оценщик пришел к клиентам, это в потерянный мир вошло потерянное время.

Позже, когда неожиданно придет в родительскую квартиру брат Виктора Уолтер (Виктор Запорожский создает знакомый, но не перестающий удивлять тип человека благополучного, но мучимого не до конца внятными комплексами), именно благодаря Грегори Соломону обострится память о «невыясненности, которая длится 28 лет». Произойдет то, о чем Артур Миллер писал в «Наплывах времени»: «Воспоминания наслаиваются, как наплывы геологических пластов, – глубинные породы неожиданно поднимаются вверх, чтобы снова исчезнуть в толще».

Каждый по-своему одинокий и каждый по-своему несчастный, четыре героя сойдутся, словно у Достоевского, «в беспредельности», чтобы… так ничего и не понять. «Смотреть правде в лицо – слишком дорогое удовольствие», – считал Миллер, но расставаться со своими иллюзиями чрезвычайно сложно. Хотя в финале Виктор произнесет именно это слово: «Иллюзии», осознав внезапно, что в этом старом доме, предназначенном на слом, никогда не было любви.

Может быть, потому что всегда и всему была определенная цена? Цена отношений между детьми и родителями, между двумя сыновьями, между жизнью и ее видимостью… Как теперь, много лет спустя, определяется цена мебели и вещей, продающихся вместе, – потому что это продается потерянный мир. Целиком. Без разделений.

В очень печальном и необходимом нам сегодня спектакле Леонида Хейфеца задается много вопросов, не осмыслив которые еще труднее становится жить. И в душе каждого зрителя не может не отозваться смех – тот самый смех, который находит на одной из старых пластинок оставшийся в одиночестве старый Грегори Соломон. Он ставит пластинку, слушает и начинает хохотать вместе с ней: безудержно, до слез, и уже непонятно хохочет или рыдает этот восьмидесятидевятилетний старик, окруженный приметами ушедшего времени, где каждая вещь хранит в себе память. И отчего он так хохочет и рыдает? – Не оттого ли, что, понимая все уродство наступивших времен, принимает их такими, каковы они есть. В отличие от братьев Франц и Эстер, вынужденных жить по правилам действительности, не сопротивляясь ей, потому что это бессмысленно. Как делаем это и мы…


Политика Венесуэла готова закрыть границу с островными государствами Венесуэла готова закрыть границу с островными государствами

Венесуэла намеревается закрыть границу с рядом островов, в том числе с Аруба, Бойнер, а также Кюрасао. С ними будут пересмотрены дипломатические отношения. Такое заявление сделал вице-президент Венесуэлы Делси Родригес.

В мире Мадуро рекомендует открывать валютные счета в РФ Мадуро рекомендует открывать валютные счета в РФ

Bloomberg через свои источники узнал, что Николас Мадуро рекомендует всем компаниям, выпускающим товары народного потребления, наладить отношения с теми странами, которые поддержали его: Турция, Российская Федерация, Индия и КНР.

Экономика Украина лидирует в нанесении экономического ущерба нашей стране Украина лидирует в нанесении экономического ущерба нашей стране

Против нашей страны действуют около 160 ограничений, принятых в 62 государствах. По мнению экспертов, общий ущерб от этих санкций составляет 6,3 миллиарда долларов ежегодно. Украина входит в тройку лидеров по количеству введенных санкций.


Культура Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Стараниями кинопрокатной компании "ПРОвзгляд" 28 февраля на экраны российских кинотеатров выходит фильм аргентино-испанского производства "Шедевр" режиссера Гастона Дюпра. В 2018 году картина участвовала во внеконкурсной программе МКФ в Венеции – и вполне успешно, получив теплый прием фестивальной публики и похвальные отклики критиков.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.