27 ноября 2012, 10:40, Антонина КРЮКОВА

Трое польских мужчин дарят нам счастье

На этой неделе в рамках авторской программы Сергея Соловьева «Те, с которыми я…» телеканал «Россия К» показывает документальный цикл «Под сенью Вайды. Польская тетрадь».

Прежде всего, надо сказать, что авторский цикл Сергея Соловьева «Те, с которыми я…» – это редкий образец мемуарного жанра, отличающийся не только необыкновенной искренностью и юмором, но еще и самоиронией, с большой симпатией к людям, с которыми сводила Соловьева судьба. Сергей Александрович не просто рассказывает увлекательные истории – он делится со зрителями своими режиссерскими и человеческими наблюдениями над самобытными личностями выдающихся мастеров. Каждый новый фильм – отдельная страница его жизни. «Я за тех людей, с которыми прожил свою жизнь. Вот этим людям и посвящен цикл. Все, что лично меня связывало с ними, мне очень дорого», – говорит режиссер.

В проекте «Под сенью Вайды. Польская тетрадь» Сергей Соловьев рассказывает о мастерах польского кинематографа, творческая жизнь которых так или иначе связана с режиссером Анджеем Вайдой, о той роли, которую этот классик кино сыграл в их жизни. Кроме того, о польском влиянии на творчество самого Соловьева. «Анджей Вайда – это главный миф польского кино. Вайда – это и главная удача, и главное счастье польского кинематографа и польской культуры! Хотя именно Вайда меньше всего похож на продавца счастья или производителя счастья. Но все всегда начинается с Вайды», – убежден Сергей Соловьев.

Героями нового проект стали актер театра и кино Даниэль Ольбрыхский, режиссеры Ежи Гофман и Кшиштоф Занусси, актриса Беата Тышкевич. Даниэля Ольбрыхского прославил фильм Анджея Вайды «Пепел», где он ярко и выразительно сыграл главную роль. После этого актер снялся еще в 13 картинах мастера и получил возможность работать со многими режиссерами всего мира. «Меня часто спрашивают, в чем магия работы Вайды с актером. Я всегда отвечаю, что он дает актеру возможность, как заводчик лошадей всякой хорошей лошади, прыгнуть очень высоко, потому что он невероятно любит эту лошадь, и лошадь знает и чувствует эту любовь, знает, что рука у всадника очень мягка. Так и Вайда…» – рассказывает Даниэль Ольбрыхский. В Польше Ольбрыхского называют совестью нации. В его жизни было многое – и участие в «Солидарности» в Гданьске, и вынужденная жизнь во Франции. Сейчас Даниэль большую часть времени проводит в своем загородном доме под Варшавой, где и состоялись съемки проекта Сергея Соловьева. Вместе они вспоминали и Венецианский фестиваль, где познакомились, и совместные прогулки по Москве, и фильм Соловьева «Одноклассники», в котором Ольбрыхский сыграл, по сути, самого себя.

Второй знаменитый персонаж польского кинематографа – режиссер и сценарист Ежи Гофман, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с историей Польши. «Гофман 80 лет рискует. И все риски он выиграл! Никогда, ни у кого, даже у польской публики он не был лакеем. Он никогда не снимал фильмы по принципу «дайте сделать картину, чтобы все обалдели, какой я чудный Гофман!» Нет, не чудный Гофман! Он снимает фильмы так, чтобы поляки заинтересовались самими собой, вот в чем коронный номер Гофмана. Увлечь поляков собственным польским сознанием и польской идеей», – делится своими соображениями со зрителем Сергей Соловьев. В фильмографии Ежи Гофмана десятки документальных и художественных фильмов. «Я не режиссер мозга, я режиссер чувств. И, может, потому для меня самое важное в кино – это эмоции. И если как зрителя меня хотя бы раз зацепит какой-то фильм, так я потом иду на поводке, буду смеяться, буду плакать и не увижу никаких шероховатостей. Черт знает, может быть, поэтому я где-то свою эту энергию передаю в кино», – рассказывает Ежи Гофман. Недавно показанная у нас его картина «Варшавская битва. 1920», которая, вопреки ожиданиям, прошла без всякого шума, только подтвердила слова самого Гофмана, который признался Сергею Соловьеву: «Политика давно перестала меня интересовать. Я перестал слушать наших политиков, ваших политиков, мне все равно уже давно. Я никогда не был за дружбу народов, но я был за дружбу с тобой, с Пашкой Лебешевым, с Толомушем Океевым...» У Сергея Соловьева и Ежи Гофмана общая страница в жизни – это ВГИК и множество друзей.

Что касается Кшиштофа Занусси, то он частенько наведывается в Москву, читает лекции во ВГИКе, проводит семинары и мастер-классы, охотно дает интервью. Его дипломная работа «Смерть провинциала» (1966 год) принесла ему несколько международных наград. «Я как бывший физик всегда был близок к тому, что в физике, как и в науке, мы приближаемся к тайне и никогда не можем ее расшифровать. У искусства происходит то же самое – мы приближаемся к тайне и уже не можем без творчества. Мы понимаем, где-то интуицией чувствуем некий смысл в жизни, но мы его никогда не поймем до конца. В этом невозможно разобраться, нужно просто принять это как тайну…» – рассказывает Кшиштоф Занусси. Его считают «вторым Вайдой». «Занусси – самый разумный режиссер среди нас – это уж точно!» – изрек однажды великий мастер. «Занусси иногда называют, кстати, очень точно называют, тихой совестью Польши. Это как бы противовес безумному польскому страстному менталитету», – утверждает Сергей Соловьев.

Наконец, самая польская актриса – Беата Тышкевич. Киноманы советской эпохи шутили: «Когда нашему кино не хватает красавиц, помогает братская Польша». На экране героиням Беаты Тышкевич признавались в любви Бальзак и Наполеон, а в жизни ею восхищались Антониони, Висконти, Бунюэль и Тарковский, ее сравнивали с Софи Лорен и Катрин Денев. «Я абсолютно не способна проводить ни мастер-классы, ни семинары. Более того, я дико смущаюсь, когда меня спрашивают, как я работала над ролью. Да никак я не работаю над ролью! Вообще никак! И на самом деле я вообще никакая не актриса. Я просто присутствую в тех фильмах, которые снимают люди, которых я люблю, и где мне хочется принять участие», – откровенничает она. Сергей Соловьев впервые услышал ее имя в 1969 году после выхода на экраны картины Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо». По признанию Соловьева, ему надолго запомнился «абсолютно волшебный женский облик». А познакомились они с Беатой значительно позже – как члены жюри на Каирском кинофестивале, где Соловьев убедился, что Тышкевич не только талантливая актриса, но и удивительно эмоциональный зритель. «Беата абсолютно была не настроена делать что-нибудь в свой жизни так, как ей говорят. Беата была не настроена и на карьеру. Беата была настроена, прежде всего, на свободу», – считает Соловьев. Зрителям же остается разделить впечатления автора «Польской тетради», посмотрев этот проект на канале «Россия К».


Политика Импичмент действующего президента Порошенко и уголовное дело Импичмент действующего президента Порошенко и уголовное дело

Сегодня 23 апреля, стало известно, о том что судьи Окружного административного суда Киева (ОАСК) требуют начать процедуру отрешения действующего президента Украины Петра Порошенко от должности и возбудить против него уголовное дело.


Культура Андрей Григорьев-Апполонов рассказал о разводе с супругой Андрей Григорьев-Апполонов рассказал о разводе с супругой

Солист группы "Иванушки International" Андрей Григорьев-Апполонов прокомментировал на своей странице в Instagram слухи о разводе с супругой Марией после 17 лет брака.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.