27 ноября 2012, 10:40, Антонина КРЮКОВА

Трое польских мужчин дарят нам счастье

На этой неделе в рамках авторской программы Сергея Соловьева «Те, с которыми я…» телеканал «Россия К» показывает документальный цикл «Под сенью Вайды. Польская тетрадь».

Прежде всего, надо сказать, что авторский цикл Сергея Соловьева «Те, с которыми я…» – это редкий образец мемуарного жанра, отличающийся не только необыкновенной искренностью и юмором, но еще и самоиронией, с большой симпатией к людям, с которыми сводила Соловьева судьба. Сергей Александрович не просто рассказывает увлекательные истории – он делится со зрителями своими режиссерскими и человеческими наблюдениями над самобытными личностями выдающихся мастеров. Каждый новый фильм – отдельная страница его жизни. «Я за тех людей, с которыми прожил свою жизнь. Вот этим людям и посвящен цикл. Все, что лично меня связывало с ними, мне очень дорого», – говорит режиссер.

В проекте «Под сенью Вайды. Польская тетрадь» Сергей Соловьев рассказывает о мастерах польского кинематографа, творческая жизнь которых так или иначе связана с режиссером Анджеем Вайдой, о той роли, которую этот классик кино сыграл в их жизни. Кроме того, о польском влиянии на творчество самого Соловьева. «Анджей Вайда – это главный миф польского кино. Вайда – это и главная удача, и главное счастье польского кинематографа и польской культуры! Хотя именно Вайда меньше всего похож на продавца счастья или производителя счастья. Но все всегда начинается с Вайды», – убежден Сергей Соловьев.

Героями нового проект стали актер театра и кино Даниэль Ольбрыхский, режиссеры Ежи Гофман и Кшиштоф Занусси, актриса Беата Тышкевич. Даниэля Ольбрыхского прославил фильм Анджея Вайды «Пепел», где он ярко и выразительно сыграл главную роль. После этого актер снялся еще в 13 картинах мастера и получил возможность работать со многими режиссерами всего мира. «Меня часто спрашивают, в чем магия работы Вайды с актером. Я всегда отвечаю, что он дает актеру возможность, как заводчик лошадей всякой хорошей лошади, прыгнуть очень высоко, потому что он невероятно любит эту лошадь, и лошадь знает и чувствует эту любовь, знает, что рука у всадника очень мягка. Так и Вайда…» – рассказывает Даниэль Ольбрыхский. В Польше Ольбрыхского называют совестью нации. В его жизни было многое – и участие в «Солидарности» в Гданьске, и вынужденная жизнь во Франции. Сейчас Даниэль большую часть времени проводит в своем загородном доме под Варшавой, где и состоялись съемки проекта Сергея Соловьева. Вместе они вспоминали и Венецианский фестиваль, где познакомились, и совместные прогулки по Москве, и фильм Соловьева «Одноклассники», в котором Ольбрыхский сыграл, по сути, самого себя.

Второй знаменитый персонаж польского кинематографа – режиссер и сценарист Ежи Гофман, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с историей Польши. «Гофман 80 лет рискует. И все риски он выиграл! Никогда, ни у кого, даже у польской публики он не был лакеем. Он никогда не снимал фильмы по принципу «дайте сделать картину, чтобы все обалдели, какой я чудный Гофман!» Нет, не чудный Гофман! Он снимает фильмы так, чтобы поляки заинтересовались самими собой, вот в чем коронный номер Гофмана. Увлечь поляков собственным польским сознанием и польской идеей», – делится своими соображениями со зрителем Сергей Соловьев. В фильмографии Ежи Гофмана десятки документальных и художественных фильмов. «Я не режиссер мозга, я режиссер чувств. И, может, потому для меня самое важное в кино – это эмоции. И если как зрителя меня хотя бы раз зацепит какой-то фильм, так я потом иду на поводке, буду смеяться, буду плакать и не увижу никаких шероховатостей. Черт знает, может быть, поэтому я где-то свою эту энергию передаю в кино», – рассказывает Ежи Гофман. Недавно показанная у нас его картина «Варшавская битва. 1920», которая, вопреки ожиданиям, прошла без всякого шума, только подтвердила слова самого Гофмана, который признался Сергею Соловьеву: «Политика давно перестала меня интересовать. Я перестал слушать наших политиков, ваших политиков, мне все равно уже давно. Я никогда не был за дружбу народов, но я был за дружбу с тобой, с Пашкой Лебешевым, с Толомушем Океевым...» У Сергея Соловьева и Ежи Гофмана общая страница в жизни – это ВГИК и множество друзей.

Что касается Кшиштофа Занусси, то он частенько наведывается в Москву, читает лекции во ВГИКе, проводит семинары и мастер-классы, охотно дает интервью. Его дипломная работа «Смерть провинциала» (1966 год) принесла ему несколько международных наград. «Я как бывший физик всегда был близок к тому, что в физике, как и в науке, мы приближаемся к тайне и никогда не можем ее расшифровать. У искусства происходит то же самое – мы приближаемся к тайне и уже не можем без творчества. Мы понимаем, где-то интуицией чувствуем некий смысл в жизни, но мы его никогда не поймем до конца. В этом невозможно разобраться, нужно просто принять это как тайну…» – рассказывает Кшиштоф Занусси. Его считают «вторым Вайдой». «Занусси – самый разумный режиссер среди нас – это уж точно!» – изрек однажды великий мастер. «Занусси иногда называют, кстати, очень точно называют, тихой совестью Польши. Это как бы противовес безумному польскому страстному менталитету», – утверждает Сергей Соловьев.

Наконец, самая польская актриса – Беата Тышкевич. Киноманы советской эпохи шутили: «Когда нашему кино не хватает красавиц, помогает братская Польша». На экране героиням Беаты Тышкевич признавались в любви Бальзак и Наполеон, а в жизни ею восхищались Антониони, Висконти, Бунюэль и Тарковский, ее сравнивали с Софи Лорен и Катрин Денев. «Я абсолютно не способна проводить ни мастер-классы, ни семинары. Более того, я дико смущаюсь, когда меня спрашивают, как я работала над ролью. Да никак я не работаю над ролью! Вообще никак! И на самом деле я вообще никакая не актриса. Я просто присутствую в тех фильмах, которые снимают люди, которых я люблю, и где мне хочется принять участие», – откровенничает она. Сергей Соловьев впервые услышал ее имя в 1969 году после выхода на экраны картины Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо». По признанию Соловьева, ему надолго запомнился «абсолютно волшебный женский облик». А познакомились они с Беатой значительно позже – как члены жюри на Каирском кинофестивале, где Соловьев убедился, что Тышкевич не только талантливая актриса, но и удивительно эмоциональный зритель. «Беата абсолютно была не настроена делать что-нибудь в свой жизни так, как ей говорят. Беата была не настроена и на карьеру. Беата была настроена, прежде всего, на свободу», – считает Соловьев. Зрителям же остается разделить впечатления автора «Польской тетради», посмотрев этот проект на канале «Россия К».



Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Долгая дорога к правде Долгая дорога к правде

В российский прокат вышел психологический триллер "Идеальный пациент" режиссера Микаэля Хофстрёма. Фильм основан на реальной истории осужденного за восемь убийств шведского маньяка Томаса Квика, для которого у суда не нашлось ни сколько-нибудь внятных свидетельских показаний, ни неопровержимых и убедительных улик, подтверждающих его виновность. Доказательством преступлений стали только собственные признания подсудимого, увеличившие количество этих его преступлений до тридцати и обрисовавшие их

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.