27 ноября 2012, 12:07, Любовь Лебедина

Два непримиримых клана объединила любовь

Вчера в театре имени Вахтангова состоялось событие, о котором еще долго будут говорить в театральных кругах. На презентацию книги «Здравствуй и прощай» Натальи Казьминой, выпущенной друзьями к годовщине смерти известного критика

Два непримиримых клана объединила любовь

в большом фойе театра, где проходит выставка, посвященная 85-летию Михаила Ульянова, собрались известные режиссеры, артисты и ее коллеги.

Такого я не могу припомнить за последние десятилетия, чтобы два враждующих лагеря – руководителей творческого процесса и его контролеров, то есть, критиков, неожиданно объединились и стали вспоминать о Наташе, которая была отнюдь не пушистым «ревизором», скорее строгим и принципиальным, чтобы все было по справедливости. Так в чем же заключается ее феномен?

Для меня это по-прежнему остается загадкой, хотя знала ее хорошо, и когда прежний журнал «Театр» приказал долго жить, и она вместе со своими товарищами оказалась не удел, то есть, без печатного органа, я охотно предлагала ей выступать на страницах газеты «Трибуна». Так как знала, это всегда будет выстрел в десятку, без амикошонства и подхалимства, честно и принципиально, не взирая на лица. Одним словом, необходимый для критики эмбрион мужества у нее был в крови, а любовь к театру настолько неизбывная, я бы сказала «патологическая», что режиссеры крякали, читая ее аналитические статьи, но против ничего не могли сказать, поскольку это было еще и талантливо написано. Великий, могучий русский язык просто выпрыгивал из строчек, предлагая живое описание театральных игрищ и, конечно же, неуловимые оттенки характеров, ликов в исполнении артистов, которых Наташа хорошо понимала, как будто сама обряжалась в их «шкуры» и жалела. Видимо поэтому она дружила с Зельдиным и Чеханковым, Лановым и Князевым, не скупясь на время и редактируя их книги. Она влюблялась в художника раз и навсегда и как добрая фея вела его по крутой тропе, обращая внимание на ухабы и возможные камнепады на горных вершинах славы, добрым словом выводила их депрессии и внушала уверенность в себе. Ректор Щукинского училища Евгений Князев, он же ведущих артист Вахтанговского театра рассказал о нескольких случаях, когда Наташа просто спасла его от творческого кризиса. А народный артист СССР Василий Лановой не стесняясь хвастался, как Наташа четыре раза посещала спектакль «Посвящается Еве», чтобы доказать ему, в каких местах он ошибается. Я не знаю другого такого критика, который бы из-за артиста столько времени уделял одному спектаклю, когда ему надо посмотреть сотни спектаклей за сезон. Не из праздного любопытства, не из-за самоутверждения в глазах профессионалов, а потому что Наташе надо было знать, куда движется русский театр, чем он болен и как помочь выздороветь, хотя, может быть, ее мнение особенно никого не интересовало в высших кругах. Я не могу припомнить такого случая, чтобы ее приглашали в экспертный совет «Золотой маски» или на другие известные фестивали, хотя это было бы очень скати. Почему? Да, потому, что всегда была самостоятельна в своих суждениях и не боялась на черное говорить черное и называть сорняки сорняками, а не лютиками-цветочками.

Как известно, в мире искусства всегда есть «священные коровы», которых не принято гладить против шерстки, а Наташа «гладила». Причем не с наслаждением прокурора, уличившего в художественном обмане известного режиссера, но пытаясь разобраться в его крапленых картах, грозящих возможным проигрышем и позором. . Вот почему Наташа всегда обращала внимание на преемственность актерских и режиссерских поколений и включала красный свет, когда на дорожку к желанному Олимпу вступали нувориши, объявляющие себя новой миссией в искусстве.

Старшее поколение режиссеров, которых на этой презентации было немало, это и Гетта Яновская, и Кама Гинкас, и Михаил Левитин, и Юрий Погребничко, и Александр Вилькин. Все они отлично помнили, как одна разгромная статья в «Правде» обрывала дальнейшую карьеру режиссера. В практике Наташи такого не было, но она глубоко переживала изгнание из Москвы, уже в демократические времена, Анатолия Васильева. Одна из немногих предвосхитила режиссерский талант художника Дмитрия Крымова и оказалась права. Первой заметила молодого режиссера из Литвы Римаса Туминаса и поддержала его спектакля «Горе от ума» в «Современнике», который почти все обругали. Наташа никогда не любила мейнстрим. Она всегда любила штучный «товар», штучных людей и никогда не изменяла им, Может быть, поэтому они и собрались через год на презентации ее книги, которая без Валерия Семеновского и Али Заславской никогда бы не увидела свет. И мы бы не смогли сегодня прочитать, что думает о современном русском театре Наталья Казьмина, которая продолжает жить в памяти ее друзей и даже недругов, ибо истинный талант всегда вызывает зависть у посредственностей.



Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура МКФ "Западные ворота" состоится в древнем городе Пскове МКФ "Западные ворота" состоится в древнем городе Пскове

С 27 по 30 июня 2019 года в Пскове пройдет международный кинофестиваль "Западные ворота", на котором будут представлены фильмы из европейских стран.