28 ноября 2012, 07:53, Макс Фишман, специально для «Трибуны»

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

28 ноября в Минсельхозе пройдет экспертное совещание по развитию рыбной отрасли. Будет обсуждаться проект Стратегии развития отрасли в контексте вступления России в ВТО. Между тем в Интернете и блогах идет горячая дискуссия относительно будущего

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

После вступления в ВТО у нас почти не осталось шансов сохранить рыбную отрасль

Три месяца назад Россия стала полноправным 156-м членом ВТО. Что изменилось в стране за это время? Иномарки подорожали, цены на продовольствие, включая импортное, - продолжают расти. Одежда, бытовая техника и прочий ширпотреб явно не подешевели. Зарплаты в расчете на покупательскую способность снизились. Других перемен, на первый взгляд, пока нет. На самом деле только «на первый взгляд», и только «пока».

На прошлой неделе в прессе обсуждались итоги заседания Совета Безопасности под председательством президента РФ Владимира Путина, посвященного выработке мер по обеспечению национальной безопасности и защите экономических интересов России в рамках Всемирной торговой организации.

Присоединение к ВТО президент назвал важнейшим событием года. «У нас процесс присоединения продолжался, как вы помните, 18 лет. Не знаю, по-моему, Китай и то меньше вёл переговоры: где-то лет 16–17, - предварил свое выступление В.Путин. Вместе с тем президент напомнил о существующих угрозах для субъектов экономики, фактически признав общую отсталость России от стран с развитыми экономиками по производительности труда и энергоэффективности. «Вступление во Всемирную торговую организацию – это, конечно, серьёзный вызов для нашей конкурентоспособности в целом и для предприятий».

Как вступление в ВТО может отразиться на состоянии дел в рыбной отрасли – этой темой также на прошлой неделе озаботился Институт региональных проблем, опубликовав аналитический доклад на своем сайте. Выводы Доклада являются неплохим подтверждением слов Президента о рисках ВТО. В случае с рыбной отраслью, ситуация, похоже, даже более драматичная, чем в целом по экономике. Причем, судя по Докладу ИРП, даже специалисты не в состоянии сегодня просчитать наиболее пессимистичный сценарий. Попробуем дать анализ ситуации, исходя из основных проблем отрасли и новых вызовов в лице ВТО.

Технологическая отсталость

«Основные фонды многих предприятий нуждаются в обновлении, а выпускаемая продукция зачастую не отвечает современному уровню ни по качеству, ни по стоимости, по цене», - сказал в своем выступлении Путин. Эти слова справедливы и для рыбной отрасли.

Более 90% судов составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60–70-х годов прошлого века с высокими показателями энергоемкости», - указывается в Докладе ИРП. В результате один китайский траулер добывает в российских водах рыбы больше, чем 10-12 наших судов. Перерабатывает рыбу прямо на борту – как 5 прибрежных рыбоперерабатывающих заводов Дальнего Востока. У них современные технологии и энергоэффективность, у нас – допотопные производственные мощности и несоразмерно большое потребление топлива рыболовными судами. Средств для осуществления мощных инвестиций – в строительство новых судов, модернизацию флота, оснащение рыбозаводов новейшим оборудованием – у наших регионов и предприятий нет.

А ведь рыбная индустрия является стратегической отраслью российской экономики, основой продовольственной безопасности и экспортного баланса России. Кроме этого, рыболовство и связанные с ним береговая инфраструктура и рыбопереработка – «становой хребет» экономики приморских регионов - Сахалина, Камчатки, Дальнего Востока, Мурманской и Архангельской областей. Если не остановить деградацию отрасли, в этих регионах начнется безработица, разруха, и как результат – голодная смерть. Не сильно сгущая краски, именно об этом говорят специалисты в самих приморских регионах.

Снижение защитных барьеров

В докладе Института региональных проблем отмечается, что наибольшие риски для рыбной отрасли прогнозируются именно в вопросах приспособления к международным механизмам регулирования бизнеса. В течение пяти лет (до 2017 года) будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию – с нынешних 10% до 3%. А это – более чем серьезный вызов для отрасли. Основная проблема, с которой столкнутся наши предприятия – это конкуренция международного бизнеса, столкновение с «грандами» мировой рыбной промышленности и международными вертикально-интегрированными холдингами.

Оптимистическая точка зрения состоит в том, что снижение пошлин принесет пользу для потребителя. Вопрос – пользу для потребителя стран-членов ВТО или все-таки простому россиянину? А пессимисты полагают, что доход от снижения импортных пошлин пополнит бюджет Норвежского комитета по продвижению рыбопродукции, который проводит политику расшатывания российской системы регулирования импорта в собственных бизнес-интересах. А также даст заработать, к примеру, - Вьетнамскому совету экспортеров пангасиуса.

«Будучи членом ВТО, мы сможем полноценно участвовать в формировании международных правил торговли, - говорил в своем выступлении Владимир Путин, - а значит, наравне с другими странами – членами ВТО получать для своих товаров удобный национальный режим на внешних рынках».

Руководство страны продолжает надеяться, что у России появится дополнительная возможность отстаивать свои интересы в органах ВТО. Вопрос без ответа – кто и зачем будет создавать для нас благоприятный режим? Евросоюз и страны АТР полностью устраивает «сырьевая» роль России, которая поставляет на экспорт сотни тонн необработанной рыбы, а покупает за рубежом для внутреннего потребления продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Слабая законодательная база и отсутствие стимулов

Институт региональных проблем говорит о необходимости поддержки рыбной отрасли: государственное регулирование, финансовая поддержка моногородов, развитие форм частно-государственного партнерства, консолидация отрасли - как пути повышения эффективности и развития индустрии. Ничего нового, - об этом говорится уже довольно давно и на всех уровнях, но ничего не меняется.

А о том, кого и зачем нужно поддерживать – ясно выразился президент Путин: «Поддержку должны получать в первую очередь и главным образом лучшие производственные практики, только эффективные предприятия и только конкурентоспособные образцы продукции, имеющие перспективу. Консервировать технологическую отсталость, некачественные, низкооплачиваемые рабочие места – это путь в тупик».

Сурово, но, к сожалению, - неизбежно. Государство готово решать вопросы социального характера, но не считает возможным дотировать отсталое производство. Но индустрии требуются не только деньги, государственные дотации и льготы – иногда достаточно движения в сторону правовой защиты предпринимателя, принятия грамотных законов, предоставляющих защиту, стимулы и возможность для развития бизнеса.

Будем реалистами, рыночная экономика – это управление рисками. Выигрывает тот, у кого современнее оборудование и меньше издержки. У кого правильнее и проще законы, четче их исполнение и меньше зависимость от различных чиновничьих согласований и разрешений. В этом Россия вчистую проигрывает развитым государствам.

А законы нам придется дорабатывать, - учитывая ограничения, которые налагает членство в ВТО. Уже известно, например, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов» расходится с требованиями, установленными Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО.

И хотя Президент Путин заявил, что «вступление в ВТО не означает отказа от политики поддержки национальной экономики», и призвал использовать «более сложные, гибкие инструменты регулирования, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер», существуют большие риски остаться у разбитого корыта. Причем, не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова.

Социальное напряжение в регионах

В самих регионах ситуация видится куда более тревожной, чем политкорректные выводы доклада Института региональных проблем. И для страны в целом, и для конкретных регионов. Что греха таить, отечественный траловый флот дышит на ладан. По оценкам Росрыболовства, износ судов составляет более 80 процентов. Оговорюсь, что это не самая пессимистичная оценка – специалисты называют и 85% и 90% износа.

Береговая инфраструктура устаревает, сопутствующие и альтернативные простой добыче водных биологических ресурсов направления отрасли, та же аквакультура - не развиты, и не защищены законом. В загоне вопросы научного сопровождения в части разработки новых технологий и сотрудничества с отраслевыми институтами, подготовки и повышения квалификации кадров.

Достаточно только вскользь пройти по «стартовым позициям» ключевых игроков российской рыбодобычи накануне вступления в ВТО. В Архангельской области это Архангельский траловый флот, который сегодня ждет приватизации. На балансе - суда возрастом от 20 и более лет. Предприятие испытывает дефицит оборотных денежных средств. Размер кредиторской задолженности - 1,1 млрд. рублей, размер налоговой недоимки только по НДС составляет 22,6 млн. руб. «Большой флот почти весь стоит, - говорит в своем интервью местной газете бывший заместитель генерального директора АТФ Виктор Лощевский. – Для больших морозильных рыболовных траулеров почти нет работы. Половина траулеров стоит на металлолом, и их уже не восстановить». Архангельский траловый флот – это еще 5-6 тысяч человек, которые работают в море и на берегу, и их благополучие и выживание зависит от итогов той самой приватизации.

Дальний Восток и Камчатка. Здесь наиболее проблемной является ситуация с приватизацией 11-ти неэффективных лососевых рыбоводных заводов. В Мурманской области приватизации ждет морской рыбный порт. Его руководство опасается, что в результате продажи акций Мурманского морского рыбного порта на его территории появится собственник, интересы которого не будут связаны с рыбной отраслью.

И еще: добыча рыбы – не просто судно и экипаж. Это порт, где происходит выгрузка продукции. Это доки, где ремонтируют траулеры. Это перерабатывающие заводы. Это учебные заведения, в которых учат и повышают квалификацию специалисты отрасли. Это, в конце концов, судостроительные заводы. Учитывая, что государство не готово вкладывать в отрасль, а новые правила торговли, диктуемые ВТО, окончательно прижмут отрасль к причальной стенке, вся надежда остается на нового эффективного собственника. В противном случае можно будет поставить крест на экономике прибрежных территорий, а госбюджету – быть готовым взять на баланс кратно возросшее число безработных в приморских регионах.

«Необходимо всесторонне оценить последствия присоединения к ВТО для отечественного рынка труда, - говорится в выступлении президента В.В.Путина. - На протяжении последних 10 лет уровень безработицы в России постоянно снижался. Даже в самое тяжёлое время, в кризисный 2009 год, он составил всего 8,4 процента, а сегодня не превышает 5,2 процента экономически активного населения».

Только это, как говорится, – средняя температура по больнице. Если взять только рыбохозяйственный комплекс – показатели безработицы увеличится в 2-2,5 раза. И в первую очередь за счет расширения участия иностранных специалистов в «международном разделении труда» в нашей рыбной индустрии, иными словами – в вытеснении наших отечественных кадров.

И наконец, следует обратить внимание на слова В.Путина: «не допустить падения уровня занятости в моногородах и в тех регионах, где концентрируются крупные предприятия отраслей. Минтруду, ведомствам экономического блока следует провести комплексный анализ последствия присоединения России к ВТО для отечественного рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить конкретные предложения о снижении негативных эффектов».

Минтруду, Минсельхозу и другим ведомствам дали время на анализ ситуации в ключевых отраслях российской экономики. Только времени на раздумья о судьбе рыбной отрасли уже практически нет.

Раздробленность и отсутствие «центров развития»

Если суммировать, то продукция нашей рыбной отрасли неконкурентоспособна и, если ничего не изменится, - вряд ли станет лучше в обозримой перспективе. А от нас уже сейчас требуют снижать ввозные пошлины. Это значит, что если мы и увидим свою, российскую треску, лосось, пикшу, крабов на прилавках – все это будет продукция так называемого «реэкспорта» - переработанная и упакованная на нероссийских заводах. Что будет с российскими предприятиями, - уже понятно.

Так есть ли выход? Пока лишь в виде смутного представления о необходимости «сберечь», «защитить», «дать импульс». В Докладе ИРП говорится о необходимости создания вертикально-интегрированных холдингов, включающих добычу, переработку и дистрибуцию рыбной продукции, что называется «от моря до прилавка». Нужны крупные инвесторы, которые способны построить концерны с интегрированной логистической цепочкой от вылова до переработки, включая механизмы реализации продукции в розничных сетях без посредников. Именно такой механизм, по мнению авторов Доклада, позволит стабилизировать ситуацию в отрасли, создаст вектора развития. Отрасли нужен крепкий хозяин, способный строить новые корабли, модернизировать существующую инфраструктуру, создавать рабочие места в реальном секторе экономики.

Если помните, еще недавно ситуация в других добывающих отраслях была ничуть не лучше. Деньги текли рекой в виде нефти и газа, но уплывали куда-то мимо. Создать своего рода «рыбный» Газпром, Роснефть или какой-нибудь международный ТНК-BP, способный конкурировать на мировом рынке и защитить приморские регионы, можно попробовать и в рыбной отрасли.

Сейчас это кажется утопией, однако именно вокруг предприятий «Газпрома» и «Роснефти» живут и развиваются большие и малые российские города. Большинство регионов-доноров и просто экономически сильных областей и краёв существуют за счёт добычи нефти и газа, за счет их переработки. То же самое в свое время было и с рыбодобывающими регионами. Видимо, с этих позиций нужно подходить к решению вопросов, связанных с развитием отрасли - в том числе к готовящейся приватизации предприятий, наиболее крупные из которых - Мурманский порт и Архангельский траловый флот.

Рыбная отрасль нуждается в новой организационной структуре, которая позволит ускорить процесс формирования крупных вертикально интегрированных холдингов, сочетающих добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбной продукции. Еще несколько лет назад глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний говорил о том, что консолидация в отрасли уже началась, и Росрыболовство обещало всемерно помогать процессам укрупнения предприятий: «Я не верю в те компании, которые занимаются промышленным рыболовством, имея одно судно или один трал. Такое возможно только в малом или среднем бизнесе. Океанический лов подобные компании не «потянут». Это дело крупных игроков, которые готовы инвестировать».

За это время мало что изменилось, наоборот – за последние пять лет, в результате бесконечных реформ в рыбной отрасли из 10-12 крупных игроков образовалось 5 тысяч компаний «мелкого калибра», на каждую из которых в среднем приходится 1-2 рыболовных судна.

Теперь предстоит обратный процесс – при помощи государства или без нее, с помощью западных инвесторов или на российские кредиты – более эффективные крупные игроки начнут поглощать небольшие рыбные компании. Далее последует слияние и укрупнение основных игроков рыбной индустрии, становление тех самых вертикально-интегрированных холдингов, появление публичных рыбных компаний и их выход на IPO. Утопия? Увы, нет, - рыбопромышленный комплекс пойдет по тому же пути консолидации, что и другие отрасли. И других рельсов не проложено.

«Дорожная карта» для отрасли

Будем откровенны - мы сегодня вплотную приблизились к «точке невозврата». Если консолидации отрасли и создания мощных холдингов не будет, то мы рискуем не только продовольственной безопасностью, но и выживанием регионов. Выбор у государства небольшой: или оно спасает отрасль вместе с людьми, или теряет и то, и другое.

Параллельно необходим пересмотр «правил игры». Понимание этого у чиновников есть. Однако первые шаги, такие как вопрос распределения квот и подготовка закона об аквакультуре, напоминают пока лихорадочные попытки удержаться на плаву. Те же «квоты под киль», очевидно, - мера, скорее всего, вынужденные, направленные на спасение отрасли от деградации и разбазаривания.

Несмотря на неоднозначность некоторых оценок, можно согласиться с авторами Доклада ИРП, нужна долгосрочная «дорожная карта» развития отрасли, привязанная к программе развития приморских регионов. Одно без другого невозможно и бессмысленно. Главное, опять не закопаться в бумагах, а провести откровенную дискуссию экспертов, способных такую дорожную карту» создать быстро и без проволочек.


В мире В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе

Украине следует пойти на жертвы, чтобы решить конфликт в Донбассе, заявил председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член партии "Слуга народа" Даниил Гетманцев в эфире телеканала NewsOne.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Человек на своём месте Человек на своём месте

"Важнейшее дело – найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили, – уверен режиссёр и актёр Владимир Меньшов, которому на днях исполнилось восемьдесят лет. – Главные этапы моей жизни – это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни – это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.