28 ноября 2012, 12:28, Антонина Крюкова

Обогнать и перегнать американский киноширпотреб

На днях вице-премьер Владислав Сурков, курирующий кинематографическую отрасль, провел совещание с представителями киноиндустрии, на котором обсуждался вопрос, как будет дальше развиваться реформа кино, начатая три года назад.

Обогнать и перегнать американский киноширпотреб

Ведь тогда решительно отказались от системы господдержки через Министерство культуры, которое вынуждено было поделиться полномочиями с образованным тогда Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).

Поскольку денег на всех все равно не хватило бы, быстро нашли нехитрый выход из создавшейся ситуации, сообразив приоритетное финансирование для группы кинокомпаний-лидеров, которые будто бы самые успешные на рынке, исходя только из умозрительных критериев, тогда же и придуманных. А со временем, чтобы хоть как-то оправдать государственные затраты, принялись красочно рассказывать о, так называемых, «социально значимых проектах». Но объяснить, что имеется в виду под такими проектами, никто не рискнул.

Перед продюсерскими компаниями, по счастливой случайности назначенными лидерами, поставили задачу создать отечественный мейнстрим, то есть качественное, достойное кино, способное конкурировать с американским ширпотребом. Почему именно эти компании, а не другие – над этим вопросом до сих пор задаются не самые последние в нашем Отечестве кинематографисты, но ответа нет. А Министерство культуры, которое испокон веку считается бедным ведомством, финансируемым по остаточному принципу, сколько бы туда ни вкладывали, должно было поддерживать убыточное кино – документальное, анимационное, детское, дебютное и авторское.

Однако, несмотря на солидные государственные средства, объем которых увеличивается с каждым годом, дела в киноотрасли обстоят не самым лучшим образом. Попробуйте назвать с десяток российских картин, которые, скажем, в этом уходящем году получили зрительское признание и, соответственно, хорошую прибыль в прокате. Никто их не назовет. Мейнстрима, которым было поручено заняться Фонду кино, как не было, так и нет. При этом в 2010 году в Фонд кино, распределяющий финансы между компаниями – лидерами, было направлено 2,9 миллиарда рублей. А доля кассовых сборов этих компаний составила всего 8,7%. В 2011-м эти показатели составили 3,2 млрд. рублей, то есть, 9,5%. В 2012-м – 3,9 млрд. рублей, а доля лидеров, по прогнозам, не превысит 7,5%. То есть минус 2%, Хотя в декабре прошлого года финансируемые из госбюджета компании обещали вице-премьеру не минус 2%, а плюс 2%.

Выходит - «лидерская» схема себя не оправдывает и надо ее менять.

Сейчас в правительстве занимаются вопросом оптимизации государственной поддержки отечественной кинематографии. Вновь предлагается разграничить функции Министерства культуры и Фонда кино, но уже в других пропорциях и с другими задачами. Со следующего года министерство должно будет осуществлять поддержку производства, проката, показа фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских, экспериментальных, короткометражных, анимационных картин, а также продвижение фильмов на международных кинофестивалях и кинорынках. Оно же будет принимать решения о поддержке и производстве фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства.

По-видимому, к таким фильмам относятся патриотические социально значимой тематики, исторические и некоторые другие, напоминающие зрителям, что они все-таки граждане великой страны. Фонду же, несмотря на его экономическую неэффективность, оставили поддержку коммерческого кино, которое теперь обязано возвращать затраченные государственные средства. Только странно, почему коммерческое кино должно финансироваться государством? На то оно и коммерческое, что само способно зарабатывать, но у нас, как всегда, даже самые очевидные вещи получают своеобразное толкование, если речь идет о больших деньгах. Министерство, кроме того, получает полномочия контролировать деятельность Фонда кино, чего до сих пор не было.

В 2013 году государство выделит на кинематограф 5,3 миллиарда рублей, и эта сумма будет разделена между министерством и фондом. Пока не ясно, сколько достанется каждой из этих структур. Неоспоримым новшеством следующего года станет и то, что под один и тот же проект можно будет брать деньги и у министерства, и у фонда, что сейчас недопустимо. Варианты изменения механизма финансирования предлагают и сами кинематографисты. Одни считают, что делать кино на возвратной основе у нас невозможно, поэтому все равно требуются государственные дотации, и лучше будет, если делать это через министерство без всяких фондов, дублирующих функции культурного ведомства. Некоторые высказываются за дотирование билетов на российское кино. Но, по-видимому, будут двигаться в новом направлении те, кто берется снимать кино – провалившись с одним проектом, ждать господдержку на следующий будет уже проблематично, хотя сейчас это наблюдается сплошь и рядом.


Политика В Кремле прокомментировали слова Трампа о разработке нового оружия в США В Кремле прокомментировали слова Трампа о разработке нового оружия в США

В Кремле прокомментировали заявление президента США Дональда Трампа о разработке нового, "невиданного" оружия и отметили, что в Москве внимательно следят за действиями Вашингтона в этой сфере.


Культура По мотивам реального обмана По мотивам реального обмана

17 октября на российские экраны выходит американский фильм "Прощание" – семейная драма, снятая режиссёром Лулу Ванг, которая написала и сценарий к этой картине. Родившейся в Пекине Ванг хорошо известны нравы, обычаи и традиции китайских семей, историю одной из которых она и рассказала в своей ленте. А если точнее, то она взяла случай из собственной биографии.