28 ноября 2012, 14:37, Данил СЕДЛОВ

Золотые рельсы

Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте, принятая в 2010 году, – удовольствие чрезвычайно затратное для федерального бюджета. Иного пути у правительства, впрочем, нет: на кону – жизни пассажиров, которые легко могут отнять тер

Золотые рельсы Автор фото: Наталья НЕЧАЕВА

«Хотелось бы, конечно, чтобы сначала посоветовались с регионами, со специалистами, – комментирует качество выполнения федеральной программы замначальника Октябрьской железной дороги по безопасности Николай Клюквин. – Может быть, зря потрачены федеральные средства на отдельные моменты, но есть требования, и мы вынуждены их выполнять. Я считаю, должно быть какое-то рациональное зерно во всем этом, должна быть экономика. Когда писали эту программу, надо было согласовать с теми, кто работает непосредственно на местах. А пока получается, что все это надо ФСБ, МВД, а на работу железной дороги, например, это влияет не лучшим образом».

Скептическое отношение Николая Клюквина вполне понятно. Показывая журналистам ультрасовременный пункт досмотра на Московском вокзале Санкт-Петербурга, он посетовал, что под это нововведение не подведена законодательная база. «Мы не имеем права досматривать пассажиров скоростных поездов, можем только предложить это сделать, – подчеркнул Клюквин. – Если пассажир отказывается, мы вызываем полицейских. В противном случае мы вынуждены попросить его покинуть территорию вокзала».

Это не единственная логическая промашка программы. Другой пример неграмотного распределения средств – это организация сразу двух пунктов досмотра на вокзале в Выборге. Один служит нуждам Октябрьской дороги, другой находится в ведении погранслужбы ФСБ. Комплексы расположены на расстоянии 20 метров друг от друга, и пассажирам скоростного поезда «Аллегро», направляющегося в Финляндию, приходится дважды проходить одну и ту же процедуру досмотра.

Много вопросов вызывает и оборудование, которое используется на петербуржских транспортных объектах. К примеру, согласно Комплексной программе, железнодорожники обязаны установить рентгеновские аппараты. Однако они не имеют права этого сделать – в силу отсутствия лицензии Росатома и специально обученных специалистов. Анализаторы радиоактивных веществ, которые все же удалось смонтировать на объектах, скорее создали дополнительные проблемы для служб безопасности, чем принесли реальную пользу пассажирам. Например, притчей во языцех стал случай, имевший место совсем недавно. У одной из пассажирок анализатор начал «фонить», показывая повышенный радиационный фон. Оказалось, что прибор отреагировал на ампулу с инсулином – женщина была диабетиком. Теперь железнодорожники вынуждены просить граждан брать с собой еще и необходимые медицинские документы.

Эффект от установки рамок и металлодетекторов, по словам Николая Клюквина, скорее психологический. «99,9% выявленного оружия – с разрешениями. За 1,5 года не было ни одной попытки проноса взрывчатых веществ. Так что в плане профилактики программа работает, конечно, но реального срабатывания все равно нет. Ведь понятно, что защищать и охранять надо не вокзал или здание аэропорта, а конкретный состав или рейс», – убежден эксперт. Замначальника ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Черников также намекнул, что эффективность Комплексной программы все еще далека от совершенства. Несмотря на наличие взрывозащитных контейнеров, пунктов досмотра и кнопок тревоги, на подконтрольном ему объекте «критически мало» полицейских. Черников признался, что найти сотрудника УВД на станции метрополитена часто бывает очень не простой задачей: тот либо работает один на два объекта, либо находится в опорном пункте, либо наверху (в то время как его помощь требуется внизу).

Средства, между тем, на обеспечение безопасности перевозок тратятся колоссальные. На одно только петербургское метро в рамках федеральной программы планируется выделить в 2012 году 655,4 млн рублей. Учитывая цену вопроса, понятно, почему специалистов в соответствующей сфере не очень-то устраивает один лишь «психологический эффект». Остается надеяться, что вызвавшие нарекания огрехи Комплексной программы будут учтены Минтрансом и своевременно исправлены – ради блага российских пассажиров.


В мире Украина решила взыскать с России компенсацию за имущество в крымских портах Украина решила взыскать с России компенсацию за имущество в крымских портах

Государственное предприятие "Администрация морских портов Украины" (АМПУ) собирается потребовать от Москвы возмещение убытков, понесенных из-за возвращения Крыма в состав России. Об этом сообщается на сайте АМПУ.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Слушайте музыку и смотрите документальное кино Слушайте музыку и смотрите документальное кино

На этой неделе телеканал "Россия К" в рубрике "Музыкальные фестивали Европы" представляет своим зрителям выступлении выдающихся музыкантов мирового масштаба. В рамках темы в эфире уже прошли Фестиваль в Гранаде с участием пианиста-виртуоза Пьера-Лоран Эмара и Фестиваль в Гранж-де-Меле с сольным концертом американского пианиста Николаса Ангелича, исполнившего произведения Фредерика Шопена и Роберта Шумана.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.