30 ноября 2012, 13:40, Ирина РАПОПОРТ

Фарфор из прошлого века

Выставка «Русское декоративно-прикладное искусство ХХ в. Фарфор и ткани» из собрания Национального художественного музея (НХМ) Беларуси начнет работать 5 декабря.

Фарфор из прошлого века

Выставка презентует малознакомую часть собрания НХМ. Впервые в экспозиции так полно представлена коллекция русского фарфора 1918–1990-х годов и узорные набивные платки – авторские произведения художников Павловопосадской платочной мануфактуры.

Музейная коллекция русского фарфора сформировалась во второй половине ХХ века. В ее состав вошли произведения, созданные на известных предприятиях Советского Союза – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дмитровском и Дулевском заводах. Фарфор 1920-х годов дополняют изделия двух предприятий Новгородской области – «Пролетарий» и «Коминтерн».

Одно из произведений музейной коллекции соединяет таланты двух мастеров – Натальи Данько и Алексея Воробьевского. В 1919 году скульптор Наталья Данько, разрабатывая новые формы посуды, обратилась к типу кружки-головы, который часто использовали мастера русских частных заводов в XVIII–XIX веках. Так появилась кружка «Молоко». В 1946 году живописец Алексей Воробьевский предложил свой вариант ее росписи, который способствовал рождению нарядной праздничной вещи, воплощающей стихию народного быта.

Творчество мастера русского фарфора Алексея Воробьевского наиболее разнообразно представлено в белорусском музее. Сервизы, декоративные тарелки, расписанные художником, привлекают яркостью и необычайной тонкостью исполнения. Сказочный стиль этого автора вдохновлен искусством древнерусской живописи и русским лубком, произведениями восточных и европейских мастеров.

Среди любимых тем фарфоровой пластики – театр. Над серией «Мастера Большого театра» на Ленинградском фарфоровом заводе работал скульптор Илья Слоним. В коллекции НХМ также представлено знаменитое произведение Веры Мухиной «Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», созданное в 1949 году.

Важной частью творческого наследия художников Дмитровского и Дулевского заводов является фарфоровая пластика. С Дмитровским заводом сотрудничал скульптор Сергей Орлов, одна из популярных тем творчества которого – цирк. Образы цирковых актеров наполнены юмором, весельем, привлекают яркой расцветкой.

В 2012 году Национальный художественный музей Беларуси получил ценный дар – авторские ткани Виктора Зубрицкого, Ирины Дадоновой, Татьяны Сухаревской, Валерии Фадеевой, Натальи Белокур, Елены Фафоритовой, Клары Зиновьевой – художников Павловопосадской платочной мануфактуры.

Узорные платки Павловского Посада – символ русской традиционной культуры. Истоки формирования этого женского головного убора восходят к XVII веку, однако в современных платках сохраняется классическая стилистика. Их отличает законченность композиционного построения, сочность колорита, тщательная проработка мельчайших деталей. Творчество мастеров мануфактуры впитало лучшие традиции русского народного искусства. Цветы и букетные композиции, орнаменты разнообразной формы на цветных фонах создают сильный художественный эффект. У каждого платка своя история, свое имя: «Отрада», «Весеннее цветение», «Тайна сердца», «Над серебряной водой».

Работать выставка будет до второй половины января 2013 года.


В мире В штабе Зеленского пояснили слова о повстанцах в ЛНР и ДНР В штабе Зеленского пояснили слова о повстанцах в ЛНР и ДНР

Представитель штаба кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского Дмитрий Разумков пояснил, почему в одном из вопросов на дебатах жители самопровозглашенных республик Донбасса были названы повстанцами.


Культура 25 лет "Золотой маски" не прошли даром. 25 лет "Золотой маски" не прошли даром.

За это время она окрепла, обросла верными спонсорами и друзьями, выработала свой код близкий к новому европейскому театру, потеснила стареющих режиссеров, исповедующих психологический театр, избавилась от вредных критиков, встающих на пути всероссийской национальной премии, поскольку ее авторитет стал непререкаемым.

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.