30 ноября 2012, 13:40, Ирина РАПОПОРТ

Фарфор из прошлого века

Выставка «Русское декоративно-прикладное искусство ХХ в. Фарфор и ткани» из собрания Национального художественного музея (НХМ) Беларуси начнет работать 5 декабря.

Фарфор из прошлого века

Выставка презентует малознакомую часть собрания НХМ. Впервые в экспозиции так полно представлена коллекция русского фарфора 1918–1990-х годов и узорные набивные платки – авторские произведения художников Павловопосадской платочной мануфактуры.

Музейная коллекция русского фарфора сформировалась во второй половине ХХ века. В ее состав вошли произведения, созданные на известных предприятиях Советского Союза – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дмитровском и Дулевском заводах. Фарфор 1920-х годов дополняют изделия двух предприятий Новгородской области – «Пролетарий» и «Коминтерн».

Одно из произведений музейной коллекции соединяет таланты двух мастеров – Натальи Данько и Алексея Воробьевского. В 1919 году скульптор Наталья Данько, разрабатывая новые формы посуды, обратилась к типу кружки-головы, который часто использовали мастера русских частных заводов в XVIII–XIX веках. Так появилась кружка «Молоко». В 1946 году живописец Алексей Воробьевский предложил свой вариант ее росписи, который способствовал рождению нарядной праздничной вещи, воплощающей стихию народного быта.

Творчество мастера русского фарфора Алексея Воробьевского наиболее разнообразно представлено в белорусском музее. Сервизы, декоративные тарелки, расписанные художником, привлекают яркостью и необычайной тонкостью исполнения. Сказочный стиль этого автора вдохновлен искусством древнерусской живописи и русским лубком, произведениями восточных и европейских мастеров.

Среди любимых тем фарфоровой пластики – театр. Над серией «Мастера Большого театра» на Ленинградском фарфоровом заводе работал скульптор Илья Слоним. В коллекции НХМ также представлено знаменитое произведение Веры Мухиной «Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», созданное в 1949 году.

Важной частью творческого наследия художников Дмитровского и Дулевского заводов является фарфоровая пластика. С Дмитровским заводом сотрудничал скульптор Сергей Орлов, одна из популярных тем творчества которого – цирк. Образы цирковых актеров наполнены юмором, весельем, привлекают яркой расцветкой.

В 2012 году Национальный художественный музей Беларуси получил ценный дар – авторские ткани Виктора Зубрицкого, Ирины Дадоновой, Татьяны Сухаревской, Валерии Фадеевой, Натальи Белокур, Елены Фафоритовой, Клары Зиновьевой – художников Павловопосадской платочной мануфактуры.

Узорные платки Павловского Посада – символ русской традиционной культуры. Истоки формирования этого женского головного убора восходят к XVII веку, однако в современных платках сохраняется классическая стилистика. Их отличает законченность композиционного построения, сочность колорита, тщательная проработка мельчайших деталей. Творчество мастеров мануфактуры впитало лучшие традиции русского народного искусства. Цветы и букетные композиции, орнаменты разнообразной формы на цветных фонах создают сильный художественный эффект. У каждого платка своя история, свое имя: «Отрада», «Весеннее цветение», «Тайна сердца», «Над серебряной водой».

Работать выставка будет до второй половины января 2013 года.


Экономика Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг

В январе 2019 года наши резервы достигли рекордной суммы в 468 миллиардов долларов, при этом наш внешний долг составляет меньшую сумму – менее 454 миллиардов долларов. Владимир Путин отметил, что в настоящее время создана мощнейшая "подушка безопасности".


Культура Драмы и трагедии, не видимые глазу Драмы и трагедии, не видимые глазу

21 февраля в 23.05 на "ТВ-Центре" выйдет в эфир документальный проект "Горькие ягоды" советской эстрады", героями которого стали отечественные исполнители недавнего прошлого, пережившие немало драм и трагедий, да и просто скандалов и интриг, не видимых и не ведомых зрителю.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.