3 декабря 2012, 10:56, Антонина КРЮКОВА

Возвращение «белютинцев»

В Манеже состоялось открытие выставки, посвященной 50-летию события, ставшего едва ли не главным в истории отношений советской власти и творческой интеллигенции и положившего конец оттепели, наступившей после разоблачения культа личности Сталина н

Возвращение «белютинцев»

Это юбилейное событие – скандальная Манежная выставка художников-авангардистов экспериментальной студии живописи и графики «Новая реальность», которой руководил Элий Белютин. Поначалу выставка в Манеже под названием «30 лет МОСХ» включала в себя произведения официальных живописцев, отменно вымуштрованных в Московском отделении Союза художников СССР, но буквально за одну ночь туда перевезли работы «белютинцев», накануне выставлявшихся в одном из залов Дома учителя на Большой коммунистической, 9 (ныне – улица Александра Солженицына), где студия арендовала помещение для занятий. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ, зарубежная пресса много писала о ней, был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению. Учитывая этот резонанс, некоторые либеральные чиновники Министерства культуры и академики-сталинисты МОСХа с провокационной целью предложили Белютину повесить полотна молодых экспериментаторов, а также картины «небелютинцев», давно обвиненных в формализме Штеренберга, Древина, Фалька, Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева, Юло Соостера, Владимира Янкилевского, на втором этаже той самой выставки в Манеже, посвященной 30-летию МОСХА, якобы для узкого круга зрителей. И не ошиблись в своих расчетах.

Славу Манежной выставке 1962 года обеспечил Никита Хрущев, появившийся утром 1 декабря на пороге зала. Поначалу первый секретарь ЦК партии и глава правительства довольно спокойно рассматривал экспозицию. За годы пребывания у власти он не раз бывал на выставках и привык к тому, как по единожды отработанной схеме располагались на них работы. Но на этот раз экспозиция была иной. Речь шла об истории московской живописи, и среди картин были те самые, которые Хрущев сам запрещал еще в 1930-х годах. Он мог бы и не обратить на них особого внимания, если бы секретарь Союза художников СССР Владимир Серов, известный сериями картин о Ленине, не стал говорить о полотнах Роберта Фалька, Владимира Татлина, Александра Древина, называя их мазней, за которую музеи платят огромные деньги трудящихся. Хрущев, ничего не понимавший в искусстве и окруженный подобострастно хихикающей свитой, шествуя от картины к картине, был вне себя. «Глядя на вашу мазню, – неистовствовал он, обращаясь к художникам, – можно подумать, что все вы педерасты! А у нас за это десять лет дают… Не искусство, а … твою мать!» Серов поддакивал из-за его плеча: «Истинно ленинские слова! Истинно ленинские слова!» Невежественный глава государства пустил в разнос картины Роберта Фалька, Николая Андронова, Павла Никонова, а попутно и полотна «белютинцев», но больше других досталось фронтовику, скульптору Эрнсту Неизвестному, который пытался защитить свою «фабрику уродов» и урезонить сверх всякой меры возбудившегося Хрущева, даже плюнувшего на картину «Карьер» Леонида Мечникова. В заключение Хрущев кричал, что всех этих художников надо выслать из страны, посоветовав модернистам убираться на Запад.

После высочайшего разноса, устроенного первым лицом страны в Манеже, весть о том, что стало с советскими абстракционистами, облетела весь мир. Однако, несмотря на это, неофициальное искусство в СССР, не вписывающееся в рамки соцреализма, не то чтобы стало существовать на полулегальном положении, но ушло в глубокое подполье, и многие художники-нонконформисты действительно вынуждены были уехать за границу. Кроме того, разнос в Манеже положил начало целой серии «воспитательных» встреч с творческой интеллигенцией, борьба с абстракционизмом стала новым витком прежней борьбы с формализмом, а «оттепельное» время, позволившее художникам несколько лет дышать свободно, просто закончилось. Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР состоялась в сентябре 1974 года и вошла в историю под названием «бульдозерной».

Элий Белютин до конца 1990-го оставался «невыездным», хотя все годы за рубежом шли, сменяя одна другую, его персональные выставки. В 2001 году в связи с юбилеем указом президента РФ Владимира Путина «за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укреплении дружбы и сотрудничества между народами» профессор Белютин был награжден орденом Почета. Он скончался в Москве, на 86-м году жизни.

Нынешняя выставка, открывшаяся в Манеже по случаю 50-летия события, ставшего для истории неофициального искусства знаковым, реконструирует идеи Белютина. Как и полвека назад, павильон, где располагается экспозиция, разделен на три небольшие части. В одной можно познакомиться с документами, фотографиями, дневниками, биографиями участников выставки – Леонида Рабичева, Веры Преображенской, Майи Филипповой, Инны Шмелевой, Бориса Жутовского. В следующей висят картины, побывавшие тогда в Манеже, те же, следы которых не удалось найти, воспроизведены на слайдах. А на фасадной стене, на выходе из павильона, остались тени художников с показа 1962 года. Сегодня трудно понять, что вызвало тогда гнев Хрущева. Но страшно подумать о том, как воинствующее невежество, находящееся у власти, способно ломать людские судьбы. Вот от этого никто не застрахован.



Общество Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки? Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки?

Как сообщили сегодня несколько телеграмм-каналов, в редакции российского "Форбс" проходят обыски в рамках расследования возможного дела, возбужденного по статье о мошенничестве.

Культура Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия. Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия.

16 ноября на сцене Российского академического молодежного театра состоится награждение лауреатов "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры".

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.