3 декабря 2012, 11:02, Татьяна ЭСАУЛОВА

Евгенй Авраменко: «Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом»!

Совсем недавно в Калининграде завершился очередной этап Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации ОРГАН. Определись лауреаты: I премию получил Евгений Авраменко (Москва), II-ю – Александр Новоселов (Санкт-Петербург), III пре

Евгенй Авраменко: «Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом»!

Как в вашей жизни появился инструмент орган?

С тринадцати лет я пытаюсь постичь это трудное ремесло. Музыкой начал заниматься с пяти лет, и это было моё первое, если можно так выразиться осознанное желание. Сначала я занимался в музыкальной школе города Одинцово, а через год мне сказали, тебе здесь делать нечего – поезжай в Москву. Так я попал в музыкальную школу при Московской консерватории и в какой-то момент очень заинтересовался органом. Когда я узнал, что у нас в школе при Консерватории есть класс органа, и там работает Алексей Михайлович Шмитов, я пришёл к нему в класс, сыграл ему, и он согласился меня учить. В консерватории, учился у заслуженной артистки России, заведующей кафедрой органа и клавесина, Натальи Николаевны Гуреевой-Ведерниковой.

После учёбы в консерватории я работал на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Затем, мы с супругой переехали жить в Дамаск. Уезжая, Алексей Михайлович Шмитов пригласил меня туда на российский контракт. Я работал как концертмейстер, органист, пианист и клавесинист. После известных событий на Ближнем Востоке, нам пришлось, к сожалению, закрыть контракт, оставить учеников, с которыми я до сих пор поддерживаю связь.

Когда джазовые музыканты, играют джем-сешн, они стараются «превзойти» друг друга в искусстве импровизации. Известно, что в XVI-XVII вв. органисты были великими импровизаторами. Как вы считаете, нужно ли включить в условия Всероссийского музыкального конкурса такой вид состязаний как импровизация?

– Мне было бы это интересно. За рубежом существуют конкурсы, которые проходят параллельно по двум специальностям: импровизация и исполнение. Один из таких конкурсов лет десять назад в Германии выиграл наш соотечественник Владимир Хомяков. К тому же он известен как джазовый импровизатор на органе, выступающий со многими известными музыкантами в этой области.

Что для вас естественней играть музыку времён расцвета органного искусства, или вы – экспериментатор, работаете в разных стилях?

– Я думаю, что в принципе любое направление в музыке должно быть включено в репертуар хорошего органиста. Бывают разные программы, разные требования… Я пытаюсь всё время делать новые программы, у меня весьма разнообразный репертуар: и джазовые вещи есть, и современные, и старые, и добаховской эпохи, и конечно же, много произведений композиторов-романтиков.

А в чём для вас кроется смысл конкурсных состязаний? Почему решили участвовать в Первом Всероссийском?

Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом. Я не раз участвовал в разных соревнованиях, на этот раз, просто для себя решил, ещё раз попробовать. Дело в том, что после приезда из Сирии, мы с супругой стали жить в Калининграде (она родом из этого города). Поскольку здесь я выступаю уже с 95-го года, и меня все знают, я ещё весной по приезду, подал заявку. Я подумал, почему бы не поучаствовать? Тем более, что практически вся программа у меня была готова.

Вы так много играете самой разной музыки?.. А каков процент сочинений русских композиторов в программе этого конкурса?

– Программа на первом туре включала помимо добаховских произведений старых немцев, обязательную русскую пьесу – это был Сергей Танеев. Второй тур был уже посерьёзней: где среди прочих произведений – масштабное сочинение Баха, а также современная пьеса российского композитора 2-ой половины XX века. В финале также звучала обязательная пьеса русского автора – Кушнарёва или Глазунова. Я считаю, это очень правильно, поскольку конкурс – Всероссийский. Органисты сами должны знать русскую органную музыку и знакомить с этим репертуаром публику.

Если выступаете в Калининграде с 1995 года, то вероятно хорошо знаете оба калининградских органа (в соборе, и в филармонии?) А ведь те исполнители, которые впервые сели за эти органы – им было гораздо сложнее…

Возможно, поскольку я оказался ещё и самым «возрастным» участником: мне – 32 года. В Калининградской филармонии, где проходили первый и второй туры, я не играл уже лет, наверное, десять. Здесь, мне кажется, все были в равных условиях, тем более, что для репетиций времени было достаточно.

Ваши ощущения от гала-концерта?

– Это было очень здорово. Публика очень тепло воспринимала и награждение и выступления победителей.

Ваш любимый инструмент в России и за рубежом?

– Есть очень много замечательных органов. Это, во-первых, орган Большого зала Московской консерватории, который сейчас временно молчит; это орган кафедрального собора в Калининграде, я считаю, один из лучших органов мира. Зарубежные инструменты, которые мне запомнились, – это очень хороший орган в Познани; это орган XIII века в Сьоне. Последний, он, скажем так, не подойдёт для концертов, но по ощущениям, по духу, который витает в этом соборе, – впечатления колоссальные!

Расскажите о самом для вас необычном случае, связанным с инструментом органом.

– Я расскажу случай, о котором практически никто не знает. Один мой знакомый (он живёт сейчас в Израиле) – любитель-органист. В своё время он жил в Советском Союзе, в городе Кирове, где на тот момент, соответственно, органа не было. А поскольку он просто «болел» органной музыкой, то пытался найти любую возможность, чтобы поехать послушать концерт какого-либо мастера-органиста. Для того, чтобы его отпустили с работы, ему приходилось быть донором. Он сдавал кровь и ехал в другой город, ночевал на вокзале и возвращался обратно, успевая утром ещё и на работу. Рассказ этого человека просто поразил меня…

Орган – это целый оркестр, очень величественный, огромный инструмент. А какой орган у вас дома?

– А я, как раз, его получил буквально за две недели до конкурса. Этот орган, сделан на заказ российским мастером и весит меньше 100 кг.


В мире Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике

Сын экс-президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера, занимавшего этот пост с 1984 по 1994 год, врач Фриц фон Вайцзеккер скончался во вторник от ножевых ранений после нападения во время лекции в берлинской клинике Schlosspark-Klinik, сообщает телерадиокомпания RBB.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.