3 декабря 2012, 11:02, Татьяна ЭСАУЛОВА

Евгенй Авраменко: «Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом»!

Совсем недавно в Калининграде завершился очередной этап Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации ОРГАН. Определись лауреаты: I премию получил Евгений Авраменко (Москва), II-ю – Александр Новоселов (Санкт-Петербург), III пре

Евгенй Авраменко: «Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом»!

Как в вашей жизни появился инструмент орган?

С тринадцати лет я пытаюсь постичь это трудное ремесло. Музыкой начал заниматься с пяти лет, и это было моё первое, если можно так выразиться осознанное желание. Сначала я занимался в музыкальной школе города Одинцово, а через год мне сказали, тебе здесь делать нечего – поезжай в Москву. Так я попал в музыкальную школу при Московской консерватории и в какой-то момент очень заинтересовался органом. Когда я узнал, что у нас в школе при Консерватории есть класс органа, и там работает Алексей Михайлович Шмитов, я пришёл к нему в класс, сыграл ему, и он согласился меня учить. В консерватории, учился у заслуженной артистки России, заведующей кафедрой органа и клавесина, Натальи Николаевны Гуреевой-Ведерниковой.

После учёбы в консерватории я работал на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Затем, мы с супругой переехали жить в Дамаск. Уезжая, Алексей Михайлович Шмитов пригласил меня туда на российский контракт. Я работал как концертмейстер, органист, пианист и клавесинист. После известных событий на Ближнем Востоке, нам пришлось, к сожалению, закрыть контракт, оставить учеников, с которыми я до сих пор поддерживаю связь.

Когда джазовые музыканты, играют джем-сешн, они стараются «превзойти» друг друга в искусстве импровизации. Известно, что в XVI-XVII вв. органисты были великими импровизаторами. Как вы считаете, нужно ли включить в условия Всероссийского музыкального конкурса такой вид состязаний как импровизация?

– Мне было бы это интересно. За рубежом существуют конкурсы, которые проходят параллельно по двум специальностям: импровизация и исполнение. Один из таких конкурсов лет десять назад в Германии выиграл наш соотечественник Владимир Хомяков. К тому же он известен как джазовый импровизатор на органе, выступающий со многими известными музыкантами в этой области.

Что для вас естественней играть музыку времён расцвета органного искусства, или вы – экспериментатор, работаете в разных стилях?

– Я думаю, что в принципе любое направление в музыке должно быть включено в репертуар хорошего органиста. Бывают разные программы, разные требования… Я пытаюсь всё время делать новые программы, у меня весьма разнообразный репертуар: и джазовые вещи есть, и современные, и старые, и добаховской эпохи, и конечно же, много произведений композиторов-романтиков.

А в чём для вас кроется смысл конкурсных состязаний? Почему решили участвовать в Первом Всероссийском?

Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом. Я не раз участвовал в разных соревнованиях, на этот раз, просто для себя решил, ещё раз попробовать. Дело в том, что после приезда из Сирии, мы с супругой стали жить в Калининграде (она родом из этого города). Поскольку здесь я выступаю уже с 95-го года, и меня все знают, я ещё весной по приезду, подал заявку. Я подумал, почему бы не поучаствовать? Тем более, что практически вся программа у меня была готова.

Вы так много играете самой разной музыки?.. А каков процент сочинений русских композиторов в программе этого конкурса?

– Программа на первом туре включала помимо добаховских произведений старых немцев, обязательную русскую пьесу – это был Сергей Танеев. Второй тур был уже посерьёзней: где среди прочих произведений – масштабное сочинение Баха, а также современная пьеса российского композитора 2-ой половины XX века. В финале также звучала обязательная пьеса русского автора – Кушнарёва или Глазунова. Я считаю, это очень правильно, поскольку конкурс – Всероссийский. Органисты сами должны знать русскую органную музыку и знакомить с этим репертуаром публику.

Если выступаете в Калининграде с 1995 года, то вероятно хорошо знаете оба калининградских органа (в соборе, и в филармонии?) А ведь те исполнители, которые впервые сели за эти органы – им было гораздо сложнее…

Возможно, поскольку я оказался ещё и самым «возрастным» участником: мне – 32 года. В Калининградской филармонии, где проходили первый и второй туры, я не играл уже лет, наверное, десять. Здесь, мне кажется, все были в равных условиях, тем более, что для репетиций времени было достаточно.

Ваши ощущения от гала-концерта?

– Это было очень здорово. Публика очень тепло воспринимала и награждение и выступления победителей.

Ваш любимый инструмент в России и за рубежом?

– Есть очень много замечательных органов. Это, во-первых, орган Большого зала Московской консерватории, который сейчас временно молчит; это орган кафедрального собора в Калининграде, я считаю, один из лучших органов мира. Зарубежные инструменты, которые мне запомнились, – это очень хороший орган в Познани; это орган XIII века в Сьоне. Последний, он, скажем так, не подойдёт для концертов, но по ощущениям, по духу, который витает в этом соборе, – впечатления колоссальные!

Расскажите о самом для вас необычном случае, связанным с инструментом органом.

– Я расскажу случай, о котором практически никто не знает. Один мой знакомый (он живёт сейчас в Израиле) – любитель-органист. В своё время он жил в Советском Союзе, в городе Кирове, где на тот момент, соответственно, органа не было. А поскольку он просто «болел» органной музыкой, то пытался найти любую возможность, чтобы поехать послушать концерт какого-либо мастера-органиста. Для того, чтобы его отпустили с работы, ему приходилось быть донором. Он сдавал кровь и ехал в другой город, ночевал на вокзале и возвращался обратно, успевая утром ещё и на работу. Рассказ этого человека просто поразил меня…

Орган – это целый оркестр, очень величественный, огромный инструмент. А какой орган у вас дома?

– А я, как раз, его получил буквально за две недели до конкурса. Этот орган, сделан на заказ российским мастером и весит меньше 100 кг.


Политика Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе

Давление, оказываемое США и Великобританией на Иран путем создания коалиции по защите свободы мореплавания способствует лишь обострению ситуации в Персидском заливе. Вместо этого необходима инклюзивная система региональной безопасности, заявили в посольстве РФ в Великобритании.

В мире Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России

Размещение американских войск в Польше будет сильнее "сдерживать Россию", чем если их отправить в Западную Европу, заявил глава МИД Польши Яцек Чапутович. Его слова цитирует телекомпания Polsat.

Экономика Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов

В июне Россия вложила в американские облигации 10,8 миллиарда долларов, продолжая тенденцию сокращения, следует из данных Министерства финансов США.


Общество Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд предложения по переходу на четырехдневную рабочую неделю, сообщается в заявлении департамента общественных связей аппарата ФНПР.

Культура Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.
Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.

С 30 августа по 1 сентября в Иркутске будет проходить международный книжный фестиваль "Контуры нового мира" при поддержке Фонда поддержки социальных инноваций.