4 декабря 2012, 09:07, Антонина Крюкова

«Он был учителем для всех нас…»

Не стало Федора Савельевича Хитрука, легенды нашей анимации. Он скончался на 96-м году жизни утром 3 декабря у себя дома в Москве. Совсем недавно, 1 мая 2012 года, ему исполнилось 95, все поражались вполне патриаршему возрасту юбиляра и его долг

«Он был учителем для всех нас…»

Кто-то из аниматоров назвал Хитрука «нашей Вселенной». И это действительно так: режиссер, сценарист, художник, педагог - во всех проявлениях своей многогранной личности он был поистине талантлив и неистощим. Мультипликацией он заинтересовался после просмотров фильмов Диснея, которые показали в Москве на I Международном кинофестивале, и хотя сомневался, кем стать – художником или артистом? – все же решил поступить на студию «Союмультфильм» (тогда она называлась «Союздетфильм»), но в течение трех лет получал оттуда отказ. Мечта сбылась в ноябре 1937-го, когда его приняли мультипликатором-стажером, и с тех пор вся его жизнь была тесно связана с «Союзмультфильмом».

Когда началась война, Федор Хитрук ушел на фронт, был командиром взвода радиоперехвата, а после ее окончания на несколько лет остался служить в Берлине переводчиком, но в 1948-м вернулся на студию, где и создал главные свои картины – «Каникулы Бонифация», «Топтыжку», три ленты о Винни-Пухе, «Двенадцать месяцев», «Снежную королеву», смешную и точную кинопародию «Фильм, фильм, фильм», «Остров», «Лев и бык» и многие другие фильмы, на которых выросло не одно поколение детей и которые вошли в золотой фонд мировой анимации. А то, что «Винни-Пух» Хитрука гораздо интереснее диснеевского, признавали и сам автор первого полнометражного мультфильма по сказке Милна, и зарубежные кинокритики, отмечая в русском персонаже экцентричность и трогательность.

За свою долгую карьеру Федор Савельевич получил огромное количество всевозможных премий и призов отечественных и международных фестивалей, был удостоен многих почетных званий, орденов и медалей, в том числе ордена Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, двух Государственных премий, наград кинематографического сообщества.

В начале 90-х вместе с Эдуардом Назаровым, Андреем Хржановским и Юрием Норштейном создал мультипликационную школу-студию «Шар», в которой Иван Максимов снял «Либидо Бенджамино», Оксана Черкасова – «Нюркину баню», «Вашего Пушкина» и «Человека с Луны», Михаил Лисовой – «Нос майора». Много лет он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», воспитав целую плеяду выдающихся аниматоров, давая своим подопечным полную творческую свободу, поощряя самобытность почерка и стремление к совершенству. Среди его учеников – Михаил Алдашин, оскаровский лауреат Александр Петров, Алексей Харитиди, те же Оксана Черкасова и Михаил Лисовой, а также многие другие известные мастера российской анимации.

Михаил Алдашин говорит, что Хитрук – это «целая эпоха нашего кино», что сделанное им – «вершина анимационного искусства». «Он был первым, кто пробивал другую дорогу, и за ним вслед пошли все мы», – вспоминает Гарри Бардин. Великим человеком называет Хитрука Эдуард Назаров: «Он был велик и в творчестве, и как личность. С ним я работал день за днем в течение двенадцати лет и большего счастья никогда не испытывал…»

Наталья Богомолова, режиссер, художник:

– Блестящий режиссер и аниматор, Федор Савельевич был еще и очень эрудированным, человеком большой культуры, настоящим интеллигентом. Вдумчиво, точно и четко работающий в мультипликации, он требовал того же от всех, кто попадал в сферу его творчества, и практически всегда этого добивался. В 60-е годы я работала на его первом фильме «История одного преступления», когда он набрал группу из тех, кто только начинал делать робкие шаги в профессии. Это была необычная картина в том плане, что он выбрал условную манеру изображения, стилизованную современную графику – в то время, когда в ходу была диснеевская классика. То есть это было новое слово в мультипликации. Он все продумывал до мелочей, до кадра, мог все предусмотреть, владел инструментом в полной мере. Я помню, как страшно было мне идти к нему, казавшемуся, в сравнении с нами, взрослым, профессиональным человеком, который мало говорил о нашем тогдашнем неумении, но мог посмотреть так, что можно было сквозь землю провалиться. Федор Савельевич, конечно, был одним из ведущих режиссеров, что не подлежит сомнению».

Наталия Дабижа, режиссер, художник, генеральный директор анимационной киностудии «Кристмас филмз»:

– Во всех картинах Федора Савельевича Хитрука мы ощущаем его дар, его талант, человеческую теплоту и доброту. Его творчество, несомненно, всегда будет востребовано и останется в истории кинематографа. Во ВГИКе, где я преподаю, обязательно показываю студентам его фильм «Каникулы Бонифация», чтобы они знали, чувствовали, что такое настоящее искусство и стремились к нему – не повторить, но хотя бы приблизиться. В нем самом было и в его фильмах столько юмора – по отношению к зрителям, таким он останется в памяти своих коллег, своих учеников. К сожалению, я не училась у него, но он был учителем для всех нас. В какие-то моменты я была рядом с ним – какое это счастье! Истинный художник, принципиальный, мудрый человек, духовно и творчески несказанно богатый…»

По сообщению РИА «Новости», прощание с Федором Хитруком состоится в Доме кино в среду, 5 декабря, в 11.00.


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.