4 декабря 2012, 12:55, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Страшный суд Дюрера

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков»

Страшный суд Дюрера

Редкую возможность предоставляет москвичам Музей архитектуры, организовавший в своих стенах выставку величайшего немецкого мастера гравюры XV века Альбрехта Дюрера. И не только потому, что там представлены 70 гравюр художника из знаменитой серии на тему Откровения Святого Иоанна («Апокалипсис в образах») полностью и в прижизненных оттисках. Ко всему прочему, зрители погружаются в теософскую атмосферу того времени, знакомятся с более ранними и последующими иллюстрациями Откровения, принадлежащими его учителям: Михаэлю Вогельмуту, Лукасу Кранаху Старшему, Петеру ван дер Борхту и многим другим.

Как преддверие к основному ядру выставки перед нами встает худощавый облик Св. Иоанна в исполнении Луки Лейденского. Затем мы видим великолепный офорт – портрет Дюрера работы Кнорра Вольфганга. На нем художник в отличие от известного автопортрета изображен в зрелые годы – с пронизывающей орлиной глубиной взгляда, с заостренными, чеканными чертами лица. Здесь же надменный облик римского императора Тита Флавия Домициана, сославшего Св. Иоанна на остров Патмос, и иллюстрации из «Хроник Шеделя» – издания XV века, посвященного библейской истории от Сотворения мира.

Ясно, что вариации на тему Страшного суда Антихриста Михаэля Вогельмута – это учебник для Дюрера: при сравнении их с работами последнего заметны черты средневековой лубочной картинки, статика, и даже карикатурность. Организаторы выставки поступили верно, расположив гравюры серии «Апокалипсис» Дюрера по кругу, как бы отгороженному от случайных взглядов, хранящему визионерский опыт.

Здесь представлены все листы серии из московского частного собрания. Медленно идем по кругу. Вот «Мученичество Св. Иоанна», в котором художник детализировал глазеющую на муки толпу, вот «Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса», где эффект ужаса достигнут благодаря динамике, экспрессии и пластике устремленных вперед фигур и вывернутых наизнанку лиц. Или, к примеру, «Ангел низвергает Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима», где вслед за Сатаной захлопывается городская крышка люка, а Небесный Иерусалим имеет облик симпатичного средневекового городка.

Каждая гравюра снабжена цитатами из текста Апокалипсиса, несколькими работами других мастеров на те же сюжеты, а также краткими пояснениями. Это дает возможность сравнить разные трактовки Дюрера и, скажем, Петера ван дер Борхта, из Библии Пискатора или Большой Библии Мортье. Здесь подмечены особенности расстановки фигур и отдельных сцен. В отличие от других художников, изображающих сцены одного акта на разных листах, Дюрер концентрирует в одном листе многие сцены: при этом они выигрывают, массовка усиливает роковой характер и ощущение неотвратимости.

В одних местах Альбрехт Дюрер «буквализирует» текст, изображая ангела с огненными колоннами вместо ног и Св. Иоанна, поедающего Книгу, в других придерживается традиции, изображая пухлощекие ветры в стиле мастеров Возрождения. Разбирать детали можно до бесконечности: как говорится, Бог в деталях. Но главное, после осмотра понимаешь одну важную вещь: достичь катарсиса в трудоемком ремесле гравюры Дюреру помог гармоничный синтез свода сухих технических правил с гением великого живописца, признанным после написанной в Венеции картины «Праздник венков из роз», с которым он раз и навсегда вошел в историю искусства.


В мире Россия предупредила о готовящихся провокациях "Белых касок" в Сирии Россия предупредила о готовящихся провокациях "Белых касок" в Сирии

Организация "Белые каски" готовит провокацию в Сирии, заявил на заседании Совета Безопасности ООН заместитель постпреда России при организации Владимир Сафронков.

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.