4 декабря 2012, 12:55, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Страшный суд Дюрера

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков»

Страшный суд Дюрера

Редкую возможность предоставляет москвичам Музей архитектуры, организовавший в своих стенах выставку величайшего немецкого мастера гравюры XV века Альбрехта Дюрера. И не только потому, что там представлены 70 гравюр художника из знаменитой серии на тему Откровения Святого Иоанна («Апокалипсис в образах») полностью и в прижизненных оттисках. Ко всему прочему, зрители погружаются в теософскую атмосферу того времени, знакомятся с более ранними и последующими иллюстрациями Откровения, принадлежащими его учителям: Михаэлю Вогельмуту, Лукасу Кранаху Старшему, Петеру ван дер Борхту и многим другим.

Как преддверие к основному ядру выставки перед нами встает худощавый облик Св. Иоанна в исполнении Луки Лейденского. Затем мы видим великолепный офорт – портрет Дюрера работы Кнорра Вольфганга. На нем художник в отличие от известного автопортрета изображен в зрелые годы – с пронизывающей орлиной глубиной взгляда, с заостренными, чеканными чертами лица. Здесь же надменный облик римского императора Тита Флавия Домициана, сославшего Св. Иоанна на остров Патмос, и иллюстрации из «Хроник Шеделя» – издания XV века, посвященного библейской истории от Сотворения мира.

Ясно, что вариации на тему Страшного суда Антихриста Михаэля Вогельмута – это учебник для Дюрера: при сравнении их с работами последнего заметны черты средневековой лубочной картинки, статика, и даже карикатурность. Организаторы выставки поступили верно, расположив гравюры серии «Апокалипсис» Дюрера по кругу, как бы отгороженному от случайных взглядов, хранящему визионерский опыт.

Здесь представлены все листы серии из московского частного собрания. Медленно идем по кругу. Вот «Мученичество Св. Иоанна», в котором художник детализировал глазеющую на муки толпу, вот «Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса», где эффект ужаса достигнут благодаря динамике, экспрессии и пластике устремленных вперед фигур и вывернутых наизнанку лиц. Или, к примеру, «Ангел низвергает Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима», где вслед за Сатаной захлопывается городская крышка люка, а Небесный Иерусалим имеет облик симпатичного средневекового городка.

Каждая гравюра снабжена цитатами из текста Апокалипсиса, несколькими работами других мастеров на те же сюжеты, а также краткими пояснениями. Это дает возможность сравнить разные трактовки Дюрера и, скажем, Петера ван дер Борхта, из Библии Пискатора или Большой Библии Мортье. Здесь подмечены особенности расстановки фигур и отдельных сцен. В отличие от других художников, изображающих сцены одного акта на разных листах, Дюрер концентрирует в одном листе многие сцены: при этом они выигрывают, массовка усиливает роковой характер и ощущение неотвратимости.

В одних местах Альбрехт Дюрер «буквализирует» текст, изображая ангела с огненными колоннами вместо ног и Св. Иоанна, поедающего Книгу, в других придерживается традиции, изображая пухлощекие ветры в стиле мастеров Возрождения. Разбирать детали можно до бесконечности: как говорится, Бог в деталях. Но главное, после осмотра понимаешь одну важную вещь: достичь катарсиса в трудоемком ремесле гравюры Дюреру помог гармоничный синтез свода сухих технических правил с гением великого живописца, признанным после написанной в Венеции картины «Праздник венков из роз», с которым он раз и навсегда вошел в историю искусства.



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.