4 декабря 2012, 12:55, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Страшный суд Дюрера

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков»

Страшный суд Дюрера

Редкую возможность предоставляет москвичам Музей архитектуры, организовавший в своих стенах выставку величайшего немецкого мастера гравюры XV века Альбрехта Дюрера. И не только потому, что там представлены 70 гравюр художника из знаменитой серии на тему Откровения Святого Иоанна («Апокалипсис в образах») полностью и в прижизненных оттисках. Ко всему прочему, зрители погружаются в теософскую атмосферу того времени, знакомятся с более ранними и последующими иллюстрациями Откровения, принадлежащими его учителям: Михаэлю Вогельмуту, Лукасу Кранаху Старшему, Петеру ван дер Борхту и многим другим.

Как преддверие к основному ядру выставки перед нами встает худощавый облик Св. Иоанна в исполнении Луки Лейденского. Затем мы видим великолепный офорт – портрет Дюрера работы Кнорра Вольфганга. На нем художник в отличие от известного автопортрета изображен в зрелые годы – с пронизывающей орлиной глубиной взгляда, с заостренными, чеканными чертами лица. Здесь же надменный облик римского императора Тита Флавия Домициана, сославшего Св. Иоанна на остров Патмос, и иллюстрации из «Хроник Шеделя» – издания XV века, посвященного библейской истории от Сотворения мира.

Ясно, что вариации на тему Страшного суда Антихриста Михаэля Вогельмута – это учебник для Дюрера: при сравнении их с работами последнего заметны черты средневековой лубочной картинки, статика, и даже карикатурность. Организаторы выставки поступили верно, расположив гравюры серии «Апокалипсис» Дюрера по кругу, как бы отгороженному от случайных взглядов, хранящему визионерский опыт.

Здесь представлены все листы серии из московского частного собрания. Медленно идем по кругу. Вот «Мученичество Св. Иоанна», в котором художник детализировал глазеющую на муки толпу, вот «Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса», где эффект ужаса достигнут благодаря динамике, экспрессии и пластике устремленных вперед фигур и вывернутых наизнанку лиц. Или, к примеру, «Ангел низвергает Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима», где вслед за Сатаной захлопывается городская крышка люка, а Небесный Иерусалим имеет облик симпатичного средневекового городка.

Каждая гравюра снабжена цитатами из текста Апокалипсиса, несколькими работами других мастеров на те же сюжеты, а также краткими пояснениями. Это дает возможность сравнить разные трактовки Дюрера и, скажем, Петера ван дер Борхта, из Библии Пискатора или Большой Библии Мортье. Здесь подмечены особенности расстановки фигур и отдельных сцен. В отличие от других художников, изображающих сцены одного акта на разных листах, Дюрер концентрирует в одном листе многие сцены: при этом они выигрывают, массовка усиливает роковой характер и ощущение неотвратимости.

В одних местах Альбрехт Дюрер «буквализирует» текст, изображая ангела с огненными колоннами вместо ног и Св. Иоанна, поедающего Книгу, в других придерживается традиции, изображая пухлощекие ветры в стиле мастеров Возрождения. Разбирать детали можно до бесконечности: как говорится, Бог в деталях. Но главное, после осмотра понимаешь одну важную вещь: достичь катарсиса в трудоемком ремесле гравюры Дюреру помог гармоничный синтез свода сухих технических правил с гением великого живописца, признанным после написанной в Венеции картины «Праздник венков из роз», с которым он раз и навсегда вошел в историю искусства.


В мире В ДНР сообщили о гибели трех ополченцев из-за обстрелов силовиков В ДНР сообщили о гибели трех ополченцев из-за обстрелов силовиков

В самопровозглашенной Донецкой народной республике за последние сутки из-за обстрелов со стороны украинских силовиков погибли три ополченца, сообщил журналистам начальник пресс-службы управления Народной милиции ДНР Даниил Безсонов.

Экономика Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг

В январе 2019 года наши резервы достигли рекордной суммы в 468 миллиардов долларов, при этом наш внешний долг составляет меньшую сумму – менее 454 миллиардов долларов. Владимир Путин отметил, что в настоящее время создана мощнейшая "подушка безопасности".


Культура Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Стараниями кинопрокатной компании "ПРОвзгляд" 28 февраля на экраны российских кинотеатров выходит фильм аргентино-испанского производства "Шедевр" режиссера Гастона Дюпра. В 2018 году картина участвовала во внеконкурсной программе МКФ в Венеции – и вполне успешно, получив теплый прием фестивальной публики и похвальные отклики критиков.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.