4 декабря 2012, 12:55, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Страшный суд Дюрера

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков»

Страшный суд Дюрера

Редкую возможность предоставляет москвичам Музей архитектуры, организовавший в своих стенах выставку величайшего немецкого мастера гравюры XV века Альбрехта Дюрера. И не только потому, что там представлены 70 гравюр художника из знаменитой серии на тему Откровения Святого Иоанна («Апокалипсис в образах») полностью и в прижизненных оттисках. Ко всему прочему, зрители погружаются в теософскую атмосферу того времени, знакомятся с более ранними и последующими иллюстрациями Откровения, принадлежащими его учителям: Михаэлю Вогельмуту, Лукасу Кранаху Старшему, Петеру ван дер Борхту и многим другим.

Как преддверие к основному ядру выставки перед нами встает худощавый облик Св. Иоанна в исполнении Луки Лейденского. Затем мы видим великолепный офорт – портрет Дюрера работы Кнорра Вольфганга. На нем художник в отличие от известного автопортрета изображен в зрелые годы – с пронизывающей орлиной глубиной взгляда, с заостренными, чеканными чертами лица. Здесь же надменный облик римского императора Тита Флавия Домициана, сославшего Св. Иоанна на остров Патмос, и иллюстрации из «Хроник Шеделя» – издания XV века, посвященного библейской истории от Сотворения мира.

Ясно, что вариации на тему Страшного суда Антихриста Михаэля Вогельмута – это учебник для Дюрера: при сравнении их с работами последнего заметны черты средневековой лубочной картинки, статика, и даже карикатурность. Организаторы выставки поступили верно, расположив гравюры серии «Апокалипсис» Дюрера по кругу, как бы отгороженному от случайных взглядов, хранящему визионерский опыт.

Здесь представлены все листы серии из московского частного собрания. Медленно идем по кругу. Вот «Мученичество Св. Иоанна», в котором художник детализировал глазеющую на муки толпу, вот «Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса», где эффект ужаса достигнут благодаря динамике, экспрессии и пластике устремленных вперед фигур и вывернутых наизнанку лиц. Или, к примеру, «Ангел низвергает Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима», где вслед за Сатаной захлопывается городская крышка люка, а Небесный Иерусалим имеет облик симпатичного средневекового городка.

Каждая гравюра снабжена цитатами из текста Апокалипсиса, несколькими работами других мастеров на те же сюжеты, а также краткими пояснениями. Это дает возможность сравнить разные трактовки Дюрера и, скажем, Петера ван дер Борхта, из Библии Пискатора или Большой Библии Мортье. Здесь подмечены особенности расстановки фигур и отдельных сцен. В отличие от других художников, изображающих сцены одного акта на разных листах, Дюрер концентрирует в одном листе многие сцены: при этом они выигрывают, массовка усиливает роковой характер и ощущение неотвратимости.

В одних местах Альбрехт Дюрер «буквализирует» текст, изображая ангела с огненными колоннами вместо ног и Св. Иоанна, поедающего Книгу, в других придерживается традиции, изображая пухлощекие ветры в стиле мастеров Возрождения. Разбирать детали можно до бесконечности: как говорится, Бог в деталях. Но главное, после осмотра понимаешь одну важную вещь: достичь катарсиса в трудоемком ремесле гравюры Дюреру помог гармоничный синтез свода сухих технических правил с гением великого живописца, признанным после написанной в Венеции картины «Праздник венков из роз», с которым он раз и навсегда вошел в историю искусства.


Политика Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2" Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2"

США не должны шантажировать Германию в связи со строительством "Северного потока" – 2, это противоречит отношениям между суверенными государствами, все противоречия нужно решать с помощью диалога, так же, как и в вопросе о санкциях против России, заявил глава германо-российской группы в немецком бундестаге Робби Шлунд, который вместе с коллегами находится с визитом в РФ.

В мире Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ зафиксировали обстрел школы в неподконтрольном правительству Украины населенном пункте Золотое-5.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда. Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда.

Творчество этого великого итальянца словно магнитом притягивало к себе, потому что на экране он творил чудеса. Вот почему его уход из жизни на 97-ом году в Риме можно считать закатом великой империи романтического кино.