4 декабря 2012, 12:55, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Страшный суд Дюрера

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков»

Страшный суд Дюрера

Редкую возможность предоставляет москвичам Музей архитектуры, организовавший в своих стенах выставку величайшего немецкого мастера гравюры XV века Альбрехта Дюрера. И не только потому, что там представлены 70 гравюр художника из знаменитой серии на тему Откровения Святого Иоанна («Апокалипсис в образах») полностью и в прижизненных оттисках. Ко всему прочему, зрители погружаются в теософскую атмосферу того времени, знакомятся с более ранними и последующими иллюстрациями Откровения, принадлежащими его учителям: Михаэлю Вогельмуту, Лукасу Кранаху Старшему, Петеру ван дер Борхту и многим другим.

Как преддверие к основному ядру выставки перед нами встает худощавый облик Св. Иоанна в исполнении Луки Лейденского. Затем мы видим великолепный офорт – портрет Дюрера работы Кнорра Вольфганга. На нем художник в отличие от известного автопортрета изображен в зрелые годы – с пронизывающей орлиной глубиной взгляда, с заостренными, чеканными чертами лица. Здесь же надменный облик римского императора Тита Флавия Домициана, сославшего Св. Иоанна на остров Патмос, и иллюстрации из «Хроник Шеделя» – издания XV века, посвященного библейской истории от Сотворения мира.

Ясно, что вариации на тему Страшного суда Антихриста Михаэля Вогельмута – это учебник для Дюрера: при сравнении их с работами последнего заметны черты средневековой лубочной картинки, статика, и даже карикатурность. Организаторы выставки поступили верно, расположив гравюры серии «Апокалипсис» Дюрера по кругу, как бы отгороженному от случайных взглядов, хранящему визионерский опыт.

Здесь представлены все листы серии из московского частного собрания. Медленно идем по кругу. Вот «Мученичество Св. Иоанна», в котором художник детализировал глазеющую на муки толпу, вот «Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса», где эффект ужаса достигнут благодаря динамике, экспрессии и пластике устремленных вперед фигур и вывернутых наизнанку лиц. Или, к примеру, «Ангел низвергает Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима», где вслед за Сатаной захлопывается городская крышка люка, а Небесный Иерусалим имеет облик симпатичного средневекового городка.

Каждая гравюра снабжена цитатами из текста Апокалипсиса, несколькими работами других мастеров на те же сюжеты, а также краткими пояснениями. Это дает возможность сравнить разные трактовки Дюрера и, скажем, Петера ван дер Борхта, из Библии Пискатора или Большой Библии Мортье. Здесь подмечены особенности расстановки фигур и отдельных сцен. В отличие от других художников, изображающих сцены одного акта на разных листах, Дюрер концентрирует в одном листе многие сцены: при этом они выигрывают, массовка усиливает роковой характер и ощущение неотвратимости.

В одних местах Альбрехт Дюрер «буквализирует» текст, изображая ангела с огненными колоннами вместо ног и Св. Иоанна, поедающего Книгу, в других придерживается традиции, изображая пухлощекие ветры в стиле мастеров Возрождения. Разбирать детали можно до бесконечности: как говорится, Бог в деталях. Но главное, после осмотра понимаешь одну важную вещь: достичь катарсиса в трудоемком ремесле гравюры Дюреру помог гармоничный синтез свода сухих технических правил с гением великого живописца, признанным после написанной в Венеции картины «Праздник венков из роз», с которым он раз и навсегда вошел в историю искусства.


Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.