6 декабря 2012, 10:25, Елена АЛЕКСЕЕВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Наш уникальный путь

На сцене петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева состоялась церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В восемнадцатый раз театральное сообщество подводило итоги сезона, чествовало лучши

Наш уникальный путь

Когда премия существует столь долго, поневоле возникает привыкание: понятно, кто в лидерах, известно, в какие театры ходят, а какие игнорируют… И все же, как выясняется, и собираться вместе необходимо, и хвалить друг друга (обычно ведь ругают) полезно. Для питерцев «Золотой софит» – словно точка опоры: только покажется, что с театром дело плохо, что нет новых идей и людей, глядишь, софит освещает целый букет талантов. Чтобы собрать коллекцию 2011/12, экспертам пришлось немало потрудиться. Главные ньюсмейкеры (вроде Льва Додина или Валерия Фокина) со своими премьерами припозднились, и театралы сетовали, что сезон не удался. Однако, как это ни странно, отсутствие выдающихся свершений на качестве праздника не сказалось.

Как ни бранят питерские болота, фундаменты здесь столь прочны и основательны, что творческий уровень не проседает. Особенно – в актерской среде. Номинантов так много, что пришлось даже схитрить, придумав несколько лет назад помимо обычного «лучшая роль» вариант «лучший ансамбль (дуэт, трио)». Выбор был непрост, но как-то так сложилось, что лауреатами стали в основном народные и заслуженные (во всех отношениях) артисты.

«Софит» за лучший дуэт получила блистательная пара – актеры БДТ Елена Попова и Геннадий Богачев («Пешком» Мрожека). Приза за лучшую мужскую роль удостоился Сергей Дрейден. Чудо природы, фантазер, затейник, возмутитель спокойствия, он, никогда за наградами не гоняясь, не раз поражал своими нестандартными проектами и трактовками. Пьеса «Мой уникальный путь», в которой он сыграл на сей раз, почти про него. Здесь и личность, и судьба уникальны. Как, впрочем, и у Ирины Соколовой, прирожденной травести, много лет служившей ТЮЗу. Приз ей достался, правда, за возрастную роль в спектакле Большого драматического театра «Время женщин» (он, кстати, был назван лучшим спектаклем сезона), но бывших тюзян, как видно, не бывает, оттого на родных подмостках актриса выглядела более чем уместно.

Тема ТЮЗа заслуженно стала лейтмотивной в церемонии «Золотой софит»-2012. Не только потому, что театр, основанный в 1922 году, празднует 90-летие. А оттого, что в золотую свою пору дал толчок для творчества целой плеяде актеров, режиссеров и художников. Почти у каждого, кто выходил в этот вечер на сцену, – свой задушевный роман с ТЮЗом. Недаром первым чествовали выдающегося мастера Вениамина Фильштинского, воспитавшего за годы педагогической практики (начинавшейся в ТЮЗе при З.Я. Корогодском) десятки звезд всероссийского (с выходом на мировую арену) масштаба. Специальную премию «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральное искусство Петербурга» профессору Театральной академии вручала любимая ученица – Ксения Раппопорт. Признаваясь учителю в любви, она сказала: «Вкладывать в искусство сегодня немодно. А театральная педагогика, как говорят, – дело неэффективное. Но мы вас любим, Вениамин Михайлович, за то, что абсолютно бескорыстно вы все вкладываете и вкладываете…»

Корифей петербургской сцены и российского телевидения Александр Белинский, который вручал призы кукольникам и художникам балета, – старейший зритель ТЮЗа. Сценограф Эмиль Капелюш, удостоенный вместе с Яной Глушанок приза за лучшую сценографию (спектакль МДТ – Театра Европы «Ворон»), выпустил на этой сцене несколько блестящих спектаклей. Приз за лучшую роль второго плана получила Лиана Жвания, которая напомнила, что сотрясает эти подмостки вот уже сорок лет… Награду за лучший спектакль малой формы – «Мой уникальный путь» в «Приюте комедианта» – вместо отсутствовавшего режиссера Григория Дитятковского (названного к тому же лучшим режиссером сезона) получал переводчик пьесы ирландского драматурга Брайена Фрила Михаил Стронин, который некогда трудился в педагогической части ТЮЗа…

Педагогическую тему продолжил Борис Эйфман, поблагодаривший своих учителей – Георгия Алексидзе и Леонида Якобсона. Его балет «Роден» в этом сезоне вне конкуренции. Результат – четыре «Золотых софита» (хореографу, художнику Зиновию Марголину, танцовщикам Нине Змиевец и Олегу Габышеву).

И все же чего-то явно не доставало празднику… Скорее всего – молодежи. Отчасти положение спас спектакль «Антитела» («Балтийский дом»), в номинации «лучший спектакль малой формы» он собрал столько же голосов, как и «Мой уникальный путь». Премией за дебют отметили постановщика «Антител» Михаила Патласова и актрису ТЮЗа Анну Кочеткову (сыгравшую в спектакле «Ленька Пантелеев. Мюзикл»). Конечно, подобное возрастное соотношение отражает демографическую ситуацию Северной столицы. Но театральную отражает не вполне: традиционность вкусов не позволяет замечать прорывы молодых режиссеров, которые порой умудряются встряхнуть даже замшелые подмостки. Конечно, на государственных сценах жизнь бурлит не столь интенсивно, как в театрах новой формации. Фонтаны разных цветов и конфигураций бьют на арт-обочинах (пример – «Этюд-театр», созданный младшим поколением учеников В. Фильштинского). А при подведении итогов сезона все эти «фонтаны» в расчет не берутся. Говорят, что для них есть другие фестивали и премии. Правило это, по меньшей мере, спорное. Культура на зоны не делится.


Экономика Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг Впервые внутренние резервы России превысили наш внешний долг

В январе 2019 года наши резервы достигли рекордной суммы в 468 миллиардов долларов, при этом наш внешний долг составляет меньшую сумму – менее 454 миллиардов долларов. Владимир Путин отметил, что в настоящее время создана мощнейшая "подушка безопасности".


Культура Драмы и трагедии, не видимые глазу Драмы и трагедии, не видимые глазу

21 февраля в 23.05 на "ТВ-Центре" выйдет в эфир документальный проект "Горькие ягоды" советской эстрады", героями которого стали отечественные исполнители недавнего прошлого, пережившие немало драм и трагедий, да и просто скандалов и интриг, не видимых и не ведомых зрителю.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.