10 декабря 2012, 15:06, Любовь ЛЕБЕДИНА

Без права на жалость

Ничего более страшного для театра нет, как выселить его из родного гнезда и заставить скитаться по разным площадкам с декорациями, костюмами, идеями, замыслами, невыношенными ролями. Хотя именно в чужом пространстве проверяются режиссерские констр

Уже давно известно, что для драматических представлений не подходят «стадионы» домов культуры на две тысячи мест, построенные на заре советской власти для культурного образования строителей светлого будущего. Не могу сказать, что далекие от искусства строители сильно прикипели к театру, но из всех жанров они предпочитали и предпочитают комедии, понятные и прозрачные, не требующие больших интеллектуальных затрат.

На Фонтанке, где БДТ прописался с начала 20-х годов прошлого столетия, были разные периоды, но с приходом в 1956 году Георгия Товстоногова здесь образовалась поразительная творческая аура, чуждая пошлости и дурновкусию, вырос свой зритель, воспитанный этим театром. Когда же коллектив из-за реконструкции здания переселился в один из старых промышленных районов Петербурга и стал арендовать Дом культуры имени Горького с огромным залом, больше подходящим для проведения съездов, тут-то и начались нестыковки. Оказалось, в Северной столице не так уж много зрителей, способных оценить филигранное мастерство артистов в спектаклях «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки и «Власть тьмы» Льва Толстого. В лучшем случае заполняется две третьих сталинского ампира, что, конечно же, влияет на настроение исполнителей. И это не только проблема БДТ, это проблема снижения культурного потенциала по всей стране. Спрашивается: чего можно ожидать от нового поколения, если в школах на уроки литературы выделяется два часа, а гуманитарии педагогических вузов не могут ответить, кому принадлежит известная фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Смешно и горько.

Одно из первых мест по посещаемости в ДК имени Горького, кроме «Дядюшкиного сна» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили, а также «Блажи» с Ниной Усатовой, занимает комедия «Школа налогоплательщиков». И я решила посмотреть этот бестселлер, поставленный несколько лет назад белорусским режиссером Николаем Пинигиным. К тому же в нем играл мощный Геннадий Богачев, запавший мне в душу после шекспировского «Макбета», и недавно награжденный «Золотым софитом» вместе с Еленой Поповой за актерский ансамбль в спектакле «Пешком». Несмотря на понедельник, в зрительном зале свободных мест не было, что не могло не радовать администрацию и режиссирующих себя артистов. Я же грешным делом подумала, что такой наплыв объясним двумя вещами. Первое: питерцам захотелось узнать, как можно уходить от налогов. Второе: поскольку комедия французская, то наверняка в ней есть и секс, и канкан, и юмор на грани фола.

Увы, эротика оказалась самая невинная, если вообще таковой можно считать призывные взгляды партнеров и обнаженную спину кокотки на содержании у подагрика-миллионера в исполнении Сергея Лосева. В плане непристойных вольностей режиссер оказался, на удивление, скромен, сосредоточив все внимание на супружеской паре: ветреной жене, готовой наставлять рога симпатичному мужу, который неожиданно для себя открывает «золотую жилу», – как можно делать деньги из воздуха. И Карина Разумовская, и Игорь Ботвин были весьма искренни в своих монологах, знали, чем можно взять зрителя, и при этом безумно плюсовали. Ну, конечно, не так, как эстрадная компания Петросяна, а в рамках бытовой комедии.

Народ весьма оживился в зале, когда речь зашла о кризисе. Ну, наконец-то! Вот он, спасительный патент для выживания в диком капитализме! Но тут же охладел, поскольку скромных французских чиновников волновал один вопрос: куда вкладывать деньги – в бриллианты или в золото... И тем не менее в этом художественном разностилье, где каждый актер доплывал до желанного берега, кто брассом, а кто по-собачьи, было то, что не могло оставить равнодушным – знакомые нотки воровства под сенью закона, блестящая мишура «честных белых воротничков» и бесконечная карусель обещаний.

В нашем театре осталось не так уж много коллективов, где продолжают вести борьбу за цельную личность вопреки хаосу и дутому модному мейнстриму. И хотя художественный руководитель БДТ Тимур Чхеидзе неоднократно подвергался агрессивной критике моих питерских коллег, он продолжает оставаться верным традициям психологического театра Георгия Товстоногова. Для него нет ничего интереснее, чем разгадывать внутреннюю суть героев – отважных и коварных, жертвенных и трусливых. Вот почему, когда Чхеидзе впервые показал в Москве грузинского «Отелло», то столичные критики сразу же подняли его на щит. Большим открытием для многих стала и шиллеровская постановка «Коварства и любви», которую впоследствии Чхеидзе реализовал на сцене БДТ, где сыграл Кирилл Лавров, уговоривший земляка Товстоногова стать главным режиссером театра. При жизни Кирилл Юрьевич постоянно напоминал, что БДТ нужен филиал, что большой труппе нужен и большой репертуар, который может идти и на другой сцене. И вот на одном из последних юбилеев мэтра случилось то, о чем он мечтал: президент России Владимир Путин подарил его коллективу старинное деревянное здание театра на Каменноостровском. Конечно, бесхозное здание нуждалось в серьезной реставрации, но о будущей новой сцене уже можно было говорить конкретно.

Через четыре года состоялось долгожданное новоселье. Теперь здесь выпускают спектакли, рассчитанные на камерное пространство и уютный зал на 300 мест, своим декором доставляющий эстетическое наслаждение. Здесь же я посмотрела новую премьеру Темура Чхеидзе «Метод Гронхольма». Инновации, о которых так много говорят в кабинетах власти, имеют и психологическую подоплеку. Это воспитание современного лидера, способного вести за собой, добиваться успехов и при этом не выходить за рамки закона в коррумпированной стране. Что и говорить – задача не из простых. Неужели такого «человека из мрамора» можно вырастить в пробирке? Или клонировать, взяв за образец непотопляемых американских киногероев?

Как утверждает автор пьесы Жорди Гальсеран, с этой проблемой можно справиться с помощью ангажированных психологов, методом Гронхольма, превращая зависимого от обстоятельств человека в подопытного кролика, из которого в одном случае может получиться крокодил, а в другом – наживка для крокодила. Главное – распознать с помощью игровых тестов сукиного сына, выдающего себя за порядочного человека. В течение двух часов в замкнутом белом пространстве, похожем на операционную, трое мужчин и одна девушка, претендующие на пост генерального директора процветающей фирмы, проходят проверку на «эмбрион» совести. Они обязаны отвечать на любые вопросы, вплоть до интимных, поскольку частная жизнь служащего тоже контролируется, иначе в случае скандала может пострадать доброе имя компании. Ни один из кандидатов не имеет права на жалость, на соучастие, ну а депрессии просто исключены из жизненного расписания.

Если вы думаете, что это скучно и смахивает на сухое исследование биографий враждебно настроенных друг против друга людей, то ошибаетесь. Внешне все очень мило, даже игриво, как будто вас пригласили поучаствовать в телепередаче «Что? Где? Когда?», только вопросы уж слишком крутые, в духе «головорезов-братанов». Например, что вы будете делать, если загорится самолет, а парашют один? Как будете спасаться? При этом каждому герою дается конкретная роль. Мерседес в исполнении эффектной Александры Куликовой обряжается в клоунессу. Внешне добродушный, кругленький, как шарик, Энрике Андрея Шаркова выбирает цилиндр чиновника. Карлосу Евгения Славского достается самая невыгодная профессия – смертельная – тореадора. А самонадеянный Фернандо Михаила Морозова, одержавший победу над совестью, готов в роли епископа выбросить из самолета любого без парашюта. Между ним и Мерседес пробежит какая-то искра и даже возникнет некое подобие визуального романа, но все разрушит телефонный звонок – в больнице скончается мать девушки и… Нет, она не бросится к ней, обезумев от горя, а напудрив нос, останется, поскольку рейтинг сейчас – главное, а матери уже помочь ничем нельзя. Все в шоке от «железной леди», но ведь именно этого добиваются эксперты фирмы от своих кандидатов, трое из которых оказываются штатными психологами, и только Фернандо – жертвой безжалостного эксперимента. А впрочем, он готов быть каким угодно, главное, чтобы это приносило доход.

Одним словом, безумный век, безумные сердца!


В мире Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике

Сын экс-президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера, занимавшего этот пост с 1984 по 1994 год, врач Фриц фон Вайцзеккер скончался во вторник от ножевых ранений после нападения во время лекции в берлинской клинике Schlosspark-Klinik, сообщает телерадиокомпания RBB.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.