10 декабря 2012, 21:00, Александр СЛАВУЦКИЙ

Виктор Раков: «Мне есть, чем поделиться с людьми»

Народному артисту России Виктору Ракову 50 лет. На его счету более 50 фильмов и множество самых разнообразных ролей на сцене.

Виктор Раков: «Мне есть, чем поделиться с людьми»

После окончания актерского факультета ГИТИСа он был принят в труппу Ленкома, где и работает по сей день. В 1997 году Раков получил самую интересную премию «Чайка» в номинации «Лучший злодей» за роль в спектакле «Королевские игры», а сейчас играет графа Резанова, которую прежде исполнял Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». У Виктора Ракова отличная семья, дети, и ему нравится быть заботливым мужем и отцом. Что, казалось бы, не сочетается с актерской профессией, но это так. Раков очень прост в общении, поэтому разговаривать с ним было одно удовольствие. Не часто встретишь такого открытого собеседника в актерской среде…

4-10-2.jpg– Виктор, кому вы подражали в детстве?

– У меня был старший брат, у которого я перенял очень многое. В какой-то момент он увлекался рисованием, наблюдая за ним, я пытался ему подрожать.

– И стали настоящим художником и скульптором. Руководитель вашего курса в ГИТИСе Владимир Андреев говорил, что ваша керамика особенная, поэтому он очень дорожит одной работой, подаренной вами.

– Я ему благодарен, что он взял меня к себе на курс. Хотя после окончания ГИТИСа я работаю у Марка Анатольевича Захарова, но до сих пор с большой теплотой вспоминаю Андреева. Я действительно подарил ему коллаж под названием «Сказки Пушкина», памятуя, что Владимир Алексеевич в свое время сыграл царя Салтана. Несколько лет назад наши творческие пути опять пересеклись. Он меня позвал в ГИТИС, и я выпустил два курса на очном и заочном отделении, но потом извинился и ушел, потому что очень трудно совмещать преподавательскую работу с театром и кино.

– Как вас воспитывали родители?

– Мои родители не имели никакого отношения к искусству, работали на машиностроительном заводе «Молния». Воспитывали меня довольно строго, все мои обманки не имели никакого воздействия на них. Поскольку все это уже придумал и успел апробировать мой старший брат. Так что я насквозь ими просматривался и контролировался достаточно жестко. Но ничего плохого в этом не вижу.

– Значит, чем жестче ребенка держать в детстве, тем он лучше становится?

– Может быть, так, хотя и не всегда. Вообще, надо рассматривать каждый конкретный случай отдельно. Я не говорю, что это должно быть системой. Кнут и пряник, наверное, самое лучшее.

– Детей своих вы держите в черном теле?

– Нет-нет. Я люблю их баловать, за что потом приходится платить. Я бываю с ними жестоким, но крайне редко.

– Вашему браку с Людмилой уже больше 20 лет. Какие отношения у вас с супругой?

– Очень хорошие. Иногда просыпаюсь с ней утром и говорю: «Девочка, а как тебя зовут?» Вот такие у нас шутки. Свежесть наших отношений сохранилась и по сей день.

– Она сохраняется сама собой или для этого что-то требуется?

– Конечно, над семейными отношениями нужно работать, иначе любой брак может распасться. Первое время все семьи существуют на страсти, но дальше могут возникать самые различные жизненные ситуации. И надо прилагать усилия, уметь договариваться, не злиться, находить компромиссы.

4-10-3.jpg– Вы человек с сильным характером. Неужели вы способны на компромиссы?

– С собственной женой, да.

– Кто у вас в доме хозяин?

– Конечно, я. Когда меня нет дома, то она. Но я готов с Людой обсуждать любые вопросы и порой могу принять ее точку зрения. Совершенно необязательно, как я решил, так и будет. Очень редко бывает, чтобы я обязательно настаивал на своем.

– Более 25 лет длится ваш «брак» и с Театром Ленком. Говорят, Марк Захаров человек с жестким характером, требующий подчинения. Легко ли вам с ним работать?

– Поначалу казалось, очень непросто, но потом Захаров лучше меня узнал, я, в свою очередь, лучше узнал его, и сейчас получаю удовольствие от репетиций с ним.

– А нет желания уйти в свободное плавание, как уходят некоторые.

– А куда? Вот ведь вопрос. Я постоянно отказываюсь от большого числа предложений где-то сняться или что-то сыграть, потому что они мне кажутся не очень интересными. А если переходить в другой театр, то там, наверное, будет то же самое. Так какой смысл метаться?

– Наверняка вам не раз приходилось отказываться от съемок в фильмах из-за плотного графика репетиций в театре?

– Когда я снимался в фильме Васи Пичула «Второе восстание Спартака», мне пошли навстречу и отпустили на съемки в Прагу в разгар сезона. Но я не снялся в фильме Глеба Панфилова «Романовы венценосная семья», потому что был очень занят в театре.

– При постоянном переходе из одного образа в другой, не разрушается ли целостность личности?

– У меня нет. Если что-то подобное с кем-то случается, то это уже вопрос психиатрии. Все-таки актерство это профессия, и ремесло тут очень важно. Конечно, я не исключаю и определенного вдохновения, но оно может быть, а может и не быть. Но в остальном – без ремесла никуда. Мне интересно осваивать профессию, тут работы непочатый край.

4-10-4.jpg– В каком материале вы лучше всего себя чувствуете?

– Мне не так важна эпоха или жанр фильма. Важно, насколько интересна история, рассказанная в фильме, и мой персонаж. Особенно то, чего я раньше никогда не играл.

– Есть у вас любимые вами роли?

– У меня все роли любимые. Но есть и особенно любимые. Их довольно много, что совсем неплохо. Это и Генрих в фильме Марка Захарова «Убить дракона», и Сергей Троицкий в картине «Свой крест» Валеры Ланского, и барон Брокдорф в «Гардемаринах-3», и «Петербургские тайны», и телесериал «Сатисфакция» Миши Шевчука. Сейчас жду, когда выйдут на экран сериалы «Фарфоровая свадьба» Васи Пичула и «Однажды в Ростове» Константина Худякова. Эти работы мною очень любимы. Прежде всего, я благодарен этим двум режиссерам. Они меня приятно поразили не только как режиссеры, но и как личности. Поэтому мечтаю поработать с ними еще.

– А почему в этом списке нет Мастера, которого вы сыграли в фильме Юрия Кары?

– Это было так давно, что я успел все забыть. Хотя на подсознательном уровне роль помню. Жаль, что фильм вышел не в свое время и не в том виде, в каком бы мне хотелось. Зритель увидел сильно сокращенный вариант. Наверное, поэтому я эту роль и не вспомнил.

– Как вы считаете, насколько этично было сейчас, в сложившихся обстоятельствах, продолжать спектакль «Юнона» и «Авось» без Караченцова?

– Дело в том, что «Юнона» и «Авось» создавался Андреем Вознесенским, Алексеем Рыбниковым, Марком Захаровым, Владимиром Васильевым, Олегом Шейнцисом, Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной, Александром Абдуловым. Но первый состав актеров давно уже сменился. Ушла Лена Шанина, через какое-то время Александр Абдулов перестал играть в спектакле, еще оставаясь в театре. И когда это несчастье случилось с Николаем Петровичем, руководство Ленкома решило не снимать спектакль, который по-прежнему идет в репертуаре и пользуется огромным успехом у зрителей вот уже 31 год. Наш театр репертуарный, поэтому у него есть определенная политика: внутри коллектива должна существовать преемственность между спектаклями и поколениями. Постоянно происходит ротация актеров, кто-то к нам приходит, кто-то по тем или иным причинам уходит. Что же, каждый раз надо закрывать тот или иной спектакль?.. Мне кажется, это не совсем правильно. Хотя, когда не стало Александра Абдулова, «Плачь палача» сняли.

– Какие у вас отношения с Караченцовым?

– Очень хорошие, мы не только вместе с ним играли в театре, но и в течение двух лет ездили сниматься в «Останкино» в «Петербургских тайнах». Он даже периодически подвозил меня на своей машине. Сейчас у него другой режим жизни, нежели у меня. Но отношения между нами сохраняются теплыми. Прошлой осенью в Центре Виторгана отмечали его день рождения, насколько, конечно, это было возможно.

В свое время он дал мне хороший урок. Еще будучи молодым человеком, я в какой-то момент, как мне показалось, устал. А потом обратил внимание, как Караченцов одновременно и спектакли играет, и в кино снимается, и улетает на концерты, и при этом не устает. Хотя он меня и старше. Я понял, что это была не усталость, а некая блажь. Решил брать с него пример, и у меня появились силы.

4-10-5-2.jpg– Вы также работаете на канале ТВ-центр, где вас называют голосом канала. Что это такое?

– По сути, я там работаю диктором четвертый год, читаю межпрограммные анонсы и считаю это частью профессии. Каждому анонсу требуется придать какой-то свой характер, найти нужную интонацию. Так что эта работа имеет свою специфику и в каком-то смысле является неплохой актерской школой.

– Как относитесь к своей известности?

– Совершенно спокойно. Когда много лет назад меня начали впервые узнавать, было как-то неуютно, а потом я к этому привык, но такого священного трепета – меня узнали – у меня нет.

– А если не узнали?

– Ничего страшного, я же не в КВНе, чтобы меня все узнавали. Мне в принципе достаточно той популярности, которая есть.

– Поклонницы вас не достают своими выходками?

– Я бы не сказал, что достают. Все их внимание ко мне не выходит за рамки приличий. Наверное, потому, что эти люди разных возрастов, вполне образованные и культурные, не только молодые и юные. Конечно, с узнаванием случаются и забавные истории. Помню, как-то нас показывали в программе «Пока все дома». Вечером того же дня выхожу из вагона метро, тогда мы еще жили в Выхино, и замечаю на себе внимательный взгляд неплохо одетой, но уже успевшей выпить дамы: «Ну надо же, – говорит она. – День с вами начался, вами и заканчивается».

– Часто актеров представляют нарциссами, для которых самое главное, лишний раз мелькнуть на экране, а не сказать самое важное.

– Когда актеры предпочитают только тусоваться, мне их откровенно жаль. Потому что, как правило, эти люди немного успевают сделать в профессии, времени не хватает.

– Ваша работа дает вам и неплохие деньги. Как вы к ним относитесь?

– Деньги никогда не являлись для меня самоцелью. Это лишь средство. Дети растут, существуют траты внутри семьи и так далее. Я не жирую, у меня нет безумных доходов. По-прежнему мечтаю приобрести квартиру для своего старшего сына, хотя это стало очень непросто после 1991 года, поскольку у каждого взрослого ребенка должна быть своя квартира.

– Великий саксофонист эпохи свинга Лестер Янг говорил: «Вообще-то я бы мог играть и бесплатно, только вы никому об этом не говорите». А вы бы могли играть бесплатно, только ради удовольствия?

– Как-то одному режиссеру я так и сказал, что готов у него сниматься бесплатно. Он ответил, что я не имею права, поскольку это работа, и должен получать за нее деньги. Конечно, я получаю не только деньги, но и стараюсь получать удовольствие.

– В этом году вам исполнилось 50 лет. Как вы отнеслись к этому рубежу? Уже пережили его?

– Да я и не особенно сильно переживал, потому что мне позвонил режиссер Юрий Попович и поздравил со вступлением в клуб 50-летних. Мне стало так смешно, что все рефлексии были разом откинуты. На самом деле, ничего в моей жизни кардинально не изменилось. Но звучит хорошо: прожил полвека. Я бы даже сказал, радостно звучит. Единственно, что хочется – успеть как можно больше. Успеть сняться в хороших фильмах, сыграть, что не играл, спеть то, что не спел еще. Как мне кажется, мне есть, чем поделиться с людьми, есть, что сказать им.

– Давайте поговорим о том, как вы отдыхаете. Какое место в вашей жизни занимают путешествия и туризм?

– Я люблю свободный отдых за границей. Таким образом, мы объехали несколько стран.

– Это значит самим приехать в какой-то интересный город, поселиться в какой-нибудь гостинице, не заказывая путевок?

– Ну да. Недавно мы с женой так съездили в Париж. Сделали себе подарок на 20-летие совместной жизни. Провели там неделю. У нас не было никакого гида, никто нас никуда не водил, мы сами себе организовали программу. И к Эйфелевой башне сходили, и в собор Парижской Богоматери заглянули, поднялись на Монмартр и по Сене на кораблике поплавали и романтический ужин заказали.

– Прогулка на кораблике понравилась?

– Очень, она длилась около двух часов. Была бутылка шампанского, какая-то чисто символическая еда. Живая музыка, красивый женский вокал, и все это вечером, на фоне огней Парижа. Очень красиво.

– А в каких еще местах побыли?

– Жена с дочкой были в Японии, я не смог поехать из-за занятости в театре. Потом с женой и дочкой мы были в Лондоне. С младшим сыном Даней съездили в Испанию, Хорватию.

– Как-то вы сказали, что светской тусовке предпочтете отдых на даче.

– Это так. Очень люблю свою дачу. Раньше там было поле, и мы с супругой в течение пяти лет построили домик и активно занимаемся облагораживанием территории. Посадили более сотни кустов ягод, плодовых и декоративных деревьев. И большую часть работы, процентов 70, делаем сами, нам это нравится. Еще я соорудил себе мастерскую, в которой занимаюсь керамикой. Хожу на озеро, ловлю рыбу. А еще мы с супругой катаемся на велосипедах. Три с половиной километра по дороге вокруг поселка. Вот такой замечательный отдых. А вы говорите тусовки...

Темы: Раков

Политика В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций

Антироссийские санкции являются бесполезными, а их сохранение вредит немецкому бизнесу и ведет к переориентации России на экономическое взаимодействие с Китаем.

В мире Американские военные готовят операцию в Персидском заливе Американские военные готовят операцию в Персидском заливе

США разрабатывают военную операцию под названием "Страж", призванную обезопасить морские пути на Ближнем Востоке, говорится в заявлении Центрального командования США.

Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Где достать травматический пистолет? Где достать травматический пистолет?

Недавно я подслушала разговор двух подростков. Мальчишка постарше советовал второму купить травматический пистолет в любом киоске,( он сам так сделал), где не спрашивают, сколько тебе лет, были бы деньги.