12 декабря 2012, 09:41, Антонина КРЮКОВА

Возвращение Горенштейна

Уходящий 2012 год – юбилейный для писателя, драматурга и сценариста Фридриха Горенштейна. Ему исполнилось бы 80 лет. Книги Горенштейна больше известны за рубежом, чем у себя на родине, где до отъезда в Германию в 1980-м, когда им уже были написаны

Возвращение Горенштейна

В московском Доме кино о Фридрихе Горенштейне вспоминали писатели Евгений Попов и Виктор Ерофеев, режиссеры Александр Прошкин, Али Хамраев, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Леонид Хейфец, Марк Розовский. Студенты ВГИКа из мастерской Сергея Соловьева разыграли на сцене Белого зала эпизоды из произведений Горенштейна, в том числе из пьесы «Споры о Достоевском», органично войдя в мир его персонажей и удачно оживив «мемуарную» атмосферу, которая, как правило, бывает на вечерах подобного жанра.

Между тем Фридрих Горенштейн не только написал множество рассказов, повестей, эссе, философский роман «Псалом», о котором Андрей Тарковский сказал, что это потрясающее сочинение, назвав автора гением, не только повесть «Искупление» и еще один роман – «Место», но и сценарии семнадцати фильмов, пять из которых были поставлены. Прежде всего, это, конечно, «Солярис» Тарковского, который режиссер вместе со сценаристом превратили, по мнению Станислава Лема, недовольного экранизацией своего фантастического произведения, в «психологическую драму типа «Преступления и наказания» в космосе». Это «Раба любви» Никиты Михалкова, «Седьмая пуля» Али Хамраева, «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера. Это замечательная картина Александра Прошкина «Искупление», поставленная в лучших традициях отечественного реалистического кино и завоевавшая российские и зарубежные награды, в том числе приз за художественный вклад в кинематограф на нынешнем МКФ в Монреале. Когда-то в замыслах Тарковского было экранизировать «Дом с башенкой», и только в наше время это сделала режиссер Ева Нейман, последовательница Киры Муратовой.

Собравшиеся в Доме кино писатели и режиссеры, знавшие Горенштейна и долгие годы общавшиеся, и работавшие с ним, вспоминали о его жестком взгляде на мир и парадоксальном мышлении, о непростом характере, сложных отношениях почти со всеми московскими литераторами, о том, каким одновременно нежным человеком он был, абсолютно неприспособленным в быту, как самозабвенно любил свою кошку Кристи…

Али Хамраев рассказал о том, как в начале 70-х, получив от Андрея Кончаловского сценарий «Басмачи», написанный им вместе с Горенштейном, он уговорил директора «Узбекфильма» поставить его в план студии. В итоге Горенштейну заплатили три тысячи рублей, в которых он тогда очень нуждался, а из «Басмачей» получился классический советский истерн «Седьмая пуля» о борьбе за советскую власть в Средней Азии. Из титров фильма Кончаловского «Первый учитель» Горенштейн сам убрал свою фамилию как одного из авторов сценария, не согласившись пойти на уступки редакторам, требовавшим кое-где «поправить» текст. Он вообще был человеком неудобным, не выносившим и никому не прощавшим конформизм в каких бы то ни было его проявлениях, никогда не позволявшим себе ни на гран отступать от собственных принципов. «Повесть «Искупление» сначала была опубликована во Франции с предисловием Франсуа Миттерана, – отметил Александр Прошкин, – и это обстоятельство можно было бы использовать в интересах карьеры, но Фридрих на такое был не способен как человек с невероятным внутренним достоинством и гордостью». И добавил: «Драма сегодняшнего времени как раз и заключается в том, что нет таких людей, нравственных авторитетов. Нет или они находятся в глубоком подполье… С ним ушла эпоха крупных личностей». Александр Анатольевич очень сожалеет, что так и не смог снять фильм о бароне Унгерне по сценарию Горенштейна: «Не пробил я эту постановку», – с горечью признался режиссер.

По мнению Виктора Ерофеева, Горенштейн был писателем беспощадной правды, и в его пророческом романе «Псалом» заканчивается «та оргия гуманизма, о которой говорил Андрей Платонов, имея в виду советскую литературу», а такие явления, как «власть денег и похоть со всеми вытекающими отсюда последствиями, он проанализировал задолго до того, как это с нами случилось».

Уже безнадежно больным писатель говорил о том, что лучше всего для него было бы по полгода жить в Берлине и в России – причем не в Москве, а в каком-нибудь маленьком приволжском городке. Хотелось бы верить, что этот юбилейный вечер станет началом возвращения творчества Фридриха Горенштейна в Россию. И совсем не хочется считать, что будущее нашей литературы – это ее великое прошлое, к которому, несомненно, принадлежит и Фридрих Горенштейн.


Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.