12 декабря 2012, 09:41, Антонина КРЮКОВА

Возвращение Горенштейна

Уходящий 2012 год – юбилейный для писателя, драматурга и сценариста Фридриха Горенштейна. Ему исполнилось бы 80 лет. Книги Горенштейна больше известны за рубежом, чем у себя на родине, где до отъезда в Германию в 1980-м, когда им уже были написаны

Возвращение Горенштейна

В московском Доме кино о Фридрихе Горенштейне вспоминали писатели Евгений Попов и Виктор Ерофеев, режиссеры Александр Прошкин, Али Хамраев, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Леонид Хейфец, Марк Розовский. Студенты ВГИКа из мастерской Сергея Соловьева разыграли на сцене Белого зала эпизоды из произведений Горенштейна, в том числе из пьесы «Споры о Достоевском», органично войдя в мир его персонажей и удачно оживив «мемуарную» атмосферу, которая, как правило, бывает на вечерах подобного жанра.

Между тем Фридрих Горенштейн не только написал множество рассказов, повестей, эссе, философский роман «Псалом», о котором Андрей Тарковский сказал, что это потрясающее сочинение, назвав автора гением, не только повесть «Искупление» и еще один роман – «Место», но и сценарии семнадцати фильмов, пять из которых были поставлены. Прежде всего, это, конечно, «Солярис» Тарковского, который режиссер вместе со сценаристом превратили, по мнению Станислава Лема, недовольного экранизацией своего фантастического произведения, в «психологическую драму типа «Преступления и наказания» в космосе». Это «Раба любви» Никиты Михалкова, «Седьмая пуля» Али Хамраева, «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера. Это замечательная картина Александра Прошкина «Искупление», поставленная в лучших традициях отечественного реалистического кино и завоевавшая российские и зарубежные награды, в том числе приз за художественный вклад в кинематограф на нынешнем МКФ в Монреале. Когда-то в замыслах Тарковского было экранизировать «Дом с башенкой», и только в наше время это сделала режиссер Ева Нейман, последовательница Киры Муратовой.

Собравшиеся в Доме кино писатели и режиссеры, знавшие Горенштейна и долгие годы общавшиеся, и работавшие с ним, вспоминали о его жестком взгляде на мир и парадоксальном мышлении, о непростом характере, сложных отношениях почти со всеми московскими литераторами, о том, каким одновременно нежным человеком он был, абсолютно неприспособленным в быту, как самозабвенно любил свою кошку Кристи…

Али Хамраев рассказал о том, как в начале 70-х, получив от Андрея Кончаловского сценарий «Басмачи», написанный им вместе с Горенштейном, он уговорил директора «Узбекфильма» поставить его в план студии. В итоге Горенштейну заплатили три тысячи рублей, в которых он тогда очень нуждался, а из «Басмачей» получился классический советский истерн «Седьмая пуля» о борьбе за советскую власть в Средней Азии. Из титров фильма Кончаловского «Первый учитель» Горенштейн сам убрал свою фамилию как одного из авторов сценария, не согласившись пойти на уступки редакторам, требовавшим кое-где «поправить» текст. Он вообще был человеком неудобным, не выносившим и никому не прощавшим конформизм в каких бы то ни было его проявлениях, никогда не позволявшим себе ни на гран отступать от собственных принципов. «Повесть «Искупление» сначала была опубликована во Франции с предисловием Франсуа Миттерана, – отметил Александр Прошкин, – и это обстоятельство можно было бы использовать в интересах карьеры, но Фридрих на такое был не способен как человек с невероятным внутренним достоинством и гордостью». И добавил: «Драма сегодняшнего времени как раз и заключается в том, что нет таких людей, нравственных авторитетов. Нет или они находятся в глубоком подполье… С ним ушла эпоха крупных личностей». Александр Анатольевич очень сожалеет, что так и не смог снять фильм о бароне Унгерне по сценарию Горенштейна: «Не пробил я эту постановку», – с горечью признался режиссер.

По мнению Виктора Ерофеева, Горенштейн был писателем беспощадной правды, и в его пророческом романе «Псалом» заканчивается «та оргия гуманизма, о которой говорил Андрей Платонов, имея в виду советскую литературу», а такие явления, как «власть денег и похоть со всеми вытекающими отсюда последствиями, он проанализировал задолго до того, как это с нами случилось».

Уже безнадежно больным писатель говорил о том, что лучше всего для него было бы по полгода жить в Берлине и в России – причем не в Москве, а в каком-нибудь маленьком приволжском городке. Хотелось бы верить, что этот юбилейный вечер станет началом возвращения творчества Фридриха Горенштейна в Россию. И совсем не хочется считать, что будущее нашей литературы – это ее великое прошлое, к которому, несомненно, принадлежит и Фридрих Горенштейн.


Политика Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР

Постпред России при ООН Василий Небензя заявил на заседании Совбеза, что необходимость механизма упрощенного предоставления российского гражданства жителям отдельных районов Луганской и Донецкой продиктована тем, что у них из-за действий Киева сложились невыносимые условия жизни.

В мире Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы

Депутат Верховной рады Надежда Савченко, обвиняемая в подготовке терактов в центре Киева, рассказала, в какой тюрьме ей было сложнее — российской или украинской.

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.