14 декабря 2012, 16:18, Мария Безрук

Наследники "Бригады" не ответили за базар

Десять лет назад на экраны необъятной России вышел мини-сериал «Бригада», вызвавший массу критики и дискуссий с одной стороны, и невероятную народную любовь с другой. В преддверии конца света каскадер, актер и продюсер Александр Иншаков,

Бригада.Наследник1.jpgКогда на телеэкран впервые вышла легендарная «Бригада» профессионалов обескураживало сочетание безупречного качества кино с весьма сомнительной идеологией – уж очень претила чрезмерная романтизация бандитского мира в стране, погрязшей в рэкете и беспределе. Однако, как ни крути, а лента в итоге собрала все мыслимые и немыслимые призы, и с тех пор была показана по телевидению десятки раз, неизменно собирая стабильную долю. Исполнитель главной роли Сергей Безруков стал актёром №1, переиграв в кино всех - от Пушкина до Высоцкого, и даже спродюсировал собственную картину. Его партнеры – Павел Майков и Владимир Вдовиченков – твердо укрепились в профессии, а Дмитрий Дюжев, продолжая сниматься, и вовсе подался в режиссуру. Успех «Бригады» стал результатом точного продюсерского расчета, где первую скрипку играли монстры кино и телевидения - Валерий Тодоровский и Александр Акопов. Тодоровский мечтал снять «Однажды в Америке» на русской почве. Акопов знал, каким образом сделать так, чтобы картину полюбили массы. И массы полюбили! Музыкальная тема, написанная Алексеем Шелыгиным, стала лидером в мире рингтонов – если бы Шелыгин подписал с продюсерами отдельный договор на продажу этой музыки с компаниями сотовой связи – он бы озолотился. Ну и сценарий, написанный зубрами жанра – Александром Велединским, Игорем Порублевым и режиссёром ленты Алексеем Сидоровым не оставлял никаких шансов не снять нетленку. Правда, с оговоркой – для народа. Рафинированная интеллигенция и просвещенная публика «Бригадой» не заинтересовалась. Но на то она и масс-культура, чтобы окучивать массы – чай не арт-хаус какой.
   У таких историй есть лишь один недостаток – их почти невозможно реанимировать. Понимая это, ни Алексей Сидоров, ни Валерий Тодоровский, ни Сергей Безруков даже не помышляли о такой шалости. Однако, один из продюсеров и актёров той самой «Бригады» - Александр Иншаков не устоял перед сладким запахом шелестящих купюр, посыпавшихся в его карманы из рук толстосумов-фанатов бренда. Пригласив режиссёра-дебютанта Дениса Алексеева, в кинематографическом багаже которого имелся весьма сомнительный продюсерский опыт полутора слабых фильмов, Иншаков принялся ковать горячее железо. Вместе с Денисом, президент Ассоциации каскадеров России сварганил сценарий, трещащий по швам от макушки до пят, а для пущего эффекту еще и спел финальный трек (видимо, чтобы публика ни в коем случае не осталась читать титры, пустившись наутек из зрительного зала). Пригласив на главную роль отпрысков известных отцов – Ивана  Макаревича и Кирилла Нагиева, Александр Иванович начал с успехом осваивать $6,5 млн. Смету раздули не по-детски – от командировки в Штаты до большого количества спецэффектов, которые на экране выглядят чуть хуже комбинированных съёмок фильма-сказки «Садко» 1952 года выпуска. О притянутой за уши фабуле и наигрывающих артистах говорить не приходится. Объективности ради, заметим, что, в отличие от коллег, Кирилл Нагиев, этот экзамен выдержал с честью и, невзирая на обстоятельства, не посрамил фамилию. А вот Ивана Макаревича явно занесло. Видать ГИТИС не пошёл на пользу молодому артисту, имевшему когда-то прекрасную природную органику и удивительную сценическую свободу.
   Бригада.Наследник2.jpgОпасения, что дважды в одну реку российские кинематографисты зайти не в состоянии, конечно же, были. И трейлер не изобиловал захватывающими дух моментами, и отсутствие популярной мелодии настораживало. В общем, телевизионная публика, на которую так рассчитывали алчные продюсеры, решила отсидеться дома и дождаться возможности посмотреть фильм бесплатно по телеку. В кинотеатры же пришла привычная кинотеатральная аудитория плюс криминального вида парняги, для которых Саша Белый – икона стиля. Совместными усилиями худо-бедно в первый уик-энд собрали $4,6 млн – в сущности для российского фильма не такой уж плохой по нынешним меркам результат, однако, в контексте бюджета и беспроигрышной предыстории – безусловный провал. Хотя авторы фильма, очевидно, думают иначе. Красноречивый финал, подразумевающий героическое продолжение истории - подтверждение тому. Правда не понятно, каким образом граждане киношники планируют вытащить на передний план Сашу Белого, учитывая то, что Сергей Безруков отказался участвовать в сомнительном сиквеле. Вместо народного артиста трясущиеся кадры являют миру какого-то компьютерного фальш-Безрукова, которого озвучивает артист-пародист, говорящий «голосом Безрукова» - в этом месте зрителя начинает лихорадить – а что он смотрит, собственно – пошлый трагифарс или фильм-катастрофу?
     Опуская все художественные, а если быть более точным – анти-художественные моменты, выход фильма «Бригада. Наследник» продемонстрировал одну очень важную для кинорынка тенденцию, ради которой стоило выпускать джина из бутылки. Как бы зритель не любил вновь и вновь пересматривать одну и ту же историю по телевизору, попивая чаёк на уютном диване, он не готов ради неё идти в кинотеатр и смотреть там за деньги то, что привык получать бесплатно, путём нажатия одной кнопки. Для того, чтобы вытащить телевизионную аудиторию в кино, по прежнему нужны исключительные возможности, коими обладают лишь большие каналы, а также точечный подход к продвижению и супер-медийные персонажи на постере. Сегодняшний телевизор столь богат и разнообразен, что телезрителю попросту не нужно идти в кинотеатр – ему развлечений итак хватает. А вот кинотеатральный зритель после таких с позволения сказать киноопытов, может окончательно разувериться в способности отечественных кинематографистов делать что-то путное. И тогда российское кинопоризводство будет обречено вечно находиться на иждивении у государства, ибо россиянин не готов будет поддержать ни копейкой это самое производство кино.


Политика Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме

Сенатор Алексей Пушков прокомментировал заявление бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что воссоединение Крыма с Россией было совершенно законным.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей. "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей.

С 9-го по 16 июня в Сочи проходит национальный фестиваль кинематографистов, куда съехались известные продюсеры, режиссеры, операторы, актеры участвовать в киносмотре отобранных 13 полнометражных картин и короткометражных лент, а также себя показать на красной дорожке и, конечно же, понежится под южным солнцем, искупаться в Черном море.