17 декабря 2012, 08:26, Любовь Лебедина

Счастливый Родион Щедрин

16 декабря народный артист СССР, всемирно известный композитор Родион Щедрин отметил свое 80-летие в концертном зале имени Чайковского, где были исполнены его музыкальные шедевры.

Щедрин часто повторяет: «Я не модный композитор, я просто композитор». Дважды номинант на Грэмми, лауреат множества премией и зарубежный наград представляет на сегодняшний день исчезающих тип высокообразованного интеллигента, о котором ни у одного человека язык не повернется сказать что-то плохое. Казалось бы, это нонсенс, поскольку у таланта всегда много завистников и, наверняка, они есть у Щедрина, только он их не замечает, поскольку всегда с головой погружен в работу и даже умудряется сочинять во время длинных поездок вместе с Майе Михайловной в поезде.

Питательной средой для композитора всегда была русская классика. В его музыке вы обычно слышите народные мотивы, переплетающиеся с современным авангардом, и порой ее технически трудно исполнять, даже такому виртуозу, как Денис Мацуев, и вместе с тем она проникает в сердце слушателя, погружая в водоворот страстей и вызывая катарсис. Видимо, это происходит и потому, что Щедрин большего всего ценит красоту, красоту, отраженную в женском облике. Возьмите такие балеты, как «Дама с собачкой», «Чайка», «Анна Каренина», не говоря о «Кармен -сюите», - все они посвящены судьбе женщины и, конечно, любви, которая приносит и счастье, и горе, делает пленниками и одновременно удивительно свободными личностями. Ведь больше всего на свете Щедрин ценит внутреннюю свободу, позволяющую художнику творить, несмотря на всякие препоны со стороны власть предержащих и политическую коньюктуру времени. Сегодня трудно в это поверить, но когда «Кармен-сюиту» в Большом театре сдавали высокой комиссии, то министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против постановки, увидев в ней непозволительную для советского искусства эротику.

А ведь всемирная слава Майи Плисецкой началась именно с этого спектакля, даровавшего ей новый пластический язык Альберто Алонсо, ранее не ведомый в России. Так, что можно сказать, Щедрин и Плисецкая стали предвестниками современного авангарда в балете. Хотя до этого чуда они уже давно были вместе. Их роман начался с «Конька-горбунка», где композитор поймал свою жар-птицу и по сей день наслаждается ее красивым оперением и абсолютным музыкальным слухом. Именно Майя Михайловна является первым слушателем его творений и музыкальным критиком, влюбленным критиком. Сейчас Щедрин пишет музыку к опере «Левша» Лескова, а до этого у него были «Мертвые души» по Гоголю в Маринском театре, показанные на «Золотой маске».

У Щедрина есть одна удивительная черта – он никогда не огорчается, если современники не всегда понимают его музыку, и в этом плане наглядным примером для него была судьба Дмитрия Шостаковича, когда шедевры гения поносили со всех высоких трибун, а он продолжал, не смотря ни на что, сочинять свою музыку. Уж, казалось, где – где, а в Стокгольме в 1994-ом году должны были принять «Лолиту» по Владимиру Набокову, но, оказывается и там нашлись блюстительницы нравственности, вышедшие с плакатами против «безнравственной» оперы Щедрина. В конце концов, конфликт рассосался, спектакль был включен в репертуар театра, и теперь об этом инциденте Родион Щедрин вспоминает с улыбкой, потому что музыка не терпит суеты и если она настоящая, то ее оценят потомки, главное ни минуту не терять зря, поскольку даже длинная жизнь всегда кажется короткой.


Политика В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины

Кремль надеется, что новый президент Украины не будет принадлежать к "партии войны", заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.


Культура 25 лет "Золотой маски" не прошли даром. 25 лет "Золотой маски" не прошли даром.

За это время она окрепла, обросла верными спонсорами и друзьями, выработала свой код близкий к новому европейскому театру, потеснила стареющих режиссеров, исповедующих психологический театр, избавилась от вредных критиков, встающих на пути всероссийской национальной премии, поскольку ее авторитет стал непререкаемым.

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.