17 декабря 2012, 11:23, Любовь ЛЕБЕДИНА

Патриотизм по остаточному принципу

В Послании президента к Федеральному Собранию многие обращали внимание на то, что касалось конкретно их профессии, и потому особенно тревожило. Меня, как журналиста, связанного с культурой и анализирующего творческие процессы в литературе, кино

Патриотизм по остаточному принципу Автор фото: kremlin.ru

Сегодня уже никого не удивляет, что прежде чем продать хороший или плохой спектакль, его надо широко разрекламировать, а стоит он того или нет – неважно. То же самое происходит в кино, на телевидении, где каждый «испеченный» на скорую руку художественный проект изощренно пиарят. Ну а потом уже никого не мучает совесть, что при прокате он оказался пустышкой, банальноcтью, напичканной стереотипами, от которых хочется бежать, как Мопассан от Эйфелевой башни. Но убежать на другие каналы, как советуют некоторые социологи, не удается, потому что там, то же самое. Остается одно – не включать телевизор, что сейчас некоторые и делают, разве только за полночь балуют себя хорошими импортными фильмами. И какой же напрашивается вывод? – Совесть на весах не взвешивается, моральные ценности также, зато большой вес имеют материальные ценности, на которые, как говорят киношники и телевизионщики, они и создают «шедевры». Ой ли?!

Возьмите те же долгоиграющие телесериалы с постаревшими и облысевшими героями, начавшими свою карьеру молодыми, к примеру, в «Улице разбитых фонарей» и продолжившими ее на «Литейном» с высокими чинами, дорогими машинами и кабальными договорами. На первый взгляд – нужная тема, патриотическая – героические подвиги нашей неподкупной, доблестной полиции. Казалось бы, радоваться надо. Глядишь, движимые доблестными примерами тинейджеры не испугаются прозвища «мент поганый», и в сыщики пойдут. Только почему-то при опросе молодых, да ранних: кем они хотят стать, отвечают – киллерами. Оно и понятно – опасный романтизм, риск, стальные нервы. Ведь не случайно эти роли играют известные артисты, не думая о том, что потом их будут идентифицировать с «братками» и подражать им. И если раньше мальчишки играли в «войнушку» и не хотели изображать фашистов, то теперь они играют в бандитов или Джеймса Бонда, тоже ведь герой нашего времени. Отвага, мужество приобрели совсем другой крен, переместилось с полей сражений за Родину в криминогенную среду «Родины – уродины».

Когда мне говорят, что искусство не способно из хорошего человека сделать плохого, я готова с этим поспорить. Ведь зло притягательно, оно сидит в каждом из нас, и если с ним не бороться теми же средствами искусства, утраченный патриотизм можно годами ждать, пока не грянет большая беда и не объединит народ. Что же касается актеров, играющих негодяев, то здесь спрос невелик, поскольку это их профессия – перевоплощаться в образы. Другое дело, нынешние артисты отказывают себе в праве выбора, идут туда, где больше платят. Значит, они несвободны… На что профессионалы скажут: «Ну, мать, ты хватила, актеры во все времена были не свободны и всегда зависели от случая, режиссера, а теперь и от продюсера». Согласна. Но, выходит, сейчас в искусстве все не свободны и зависят от спонсоров, рекламодателей, добреньких олигархов, а значит, и коррупции. Одна несвобода под прессом цензуры сменилась на другую – материальный успех. И вот ради этого ненасытного чудовища в топку бросается все: честь, достоинство, идеалы.

Владимир Владимирович Путин в своем Послании не побоялся сказать о надвигающейся духовной деградации нации, хотя началась она в 90-е годы благодаря вороватому либерализму «ветеранов реформы», которые и заказывали музыку представителям убыточной культуры. Виктор Астафьев, гонимый чиновниками из-за резких высказываний по поводу умирающей деревни и разграбленной Сибири, а также недавно ушедший из жизни Василий Белов, пытались приостановить жарких коней «прорабов перестройки», напомнить, что свобода без границ, где все позволено, гибельна для национального самосознания. Об этом еще Федор Достоевский писал, о свободе без Бога в душе, порождающей бесов. Но от них отмахивались. Отмахнулись и от слов Фазиля Искандера на давней встрече Владимира Путина с писателями, когда тот сказал, что любая самая продуктивная экономическая доктрина окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность. Посчитали это ненужным анахронизмом прошлого. И вот теперь, когда в главном храме страны происходит шабаш ведьм под названием «панк-молебен» и оскверняются православные святыни, а значит, наносится удар по духовности, наконец-то опомнились, вспомнили о патриотизме. Но патриотизм не может возникнуть по указке сверху. Для этого нужна объединяющая идея, литературные произведения, спектакли, фильм, сделанные не по заказу Госкино, а по велению души художника.

Всероссийский конкурс «Большой книги», где первая премия была присуждена Даниилу Гранину за роман «Мой лейтенант», показал – у писателей-фронтовиков с их окопной правдой нет последователей, а патриотизм – не является пустым звуком для тех, кто защищал целостность страны, в том числе в «горячих точках». Из выдающихся фильмов на эту тему можно вспомнить лишь единицы, включая ленту Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», получившую «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этом году наши киноакадемики решили представить на венценосную премию военный триллер «Белый тигр» Карена Шахназарова. О выдающихся достоинствах этой картины, честно снятой генеральным директором «Мосфильма», можно судить с большой натяжкой, уж слишком много вопросов возникает к режиссеру и к мифическому сценарию по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист». И тут, какими бы мы не были патриотами отечественной киноиндустрии, но в победу «Тигра» на американском континенте верится с трудом.

Несмотря на то, что наша культура живет по остаточному принципу, фестивальное движение в стране приобретает угрожающие размеры. Порой кажется, что вся Россия покрылась сетью национальных, региональных, летних и зимних фестивалей. У них масса географических и гламурных названий, только вот незадача – выдающихся фильмов и спектаклей не много (тем более на патриотическую тему), поэтому они переезжают из региона в регион, из одной страны в другую. Кстати, отбор фильмов на престижные международные фестивали идет по заковыристой схеме, недоступной для широкой общественности. После чего счастливый избранник делает удивленное лицо и заявляет, что для него это большая неожиданность. Как Кирилл Серебренников, когда его картина «Измена» с зарубежными актерами (у нас таких мастеров не нашлось) оказалась в основном конкурсе 69-го Венецианского кинофестиваля. Ну что ж, поверим ему на слово.

После того как душевный фильм об измене супругов не получил «Золотого льва» (уж слишком у него были не случайные конкуренты), Серебренников вернулся в Москву, чтобы в роли худрука переформатировать труппу Театра имени Гоголя, да еще параллельно выпустить «Зойкину квартиру» в чеховском МХТ. Решив квартирный вопрос с Михаилом Булгаковым на все сто процентов, он с нетерпением ожидал, когда же «гоголевцы» перестанут конфликтовать и выходить с плакатами «Верните нам психологический театр!». Ведь у ростовского новатора, положившего Москву к своим ногам, были свои планы – создать Гоголь-центр, где кроме спектаклей будут идти новые фильмы: отечественные и зарубежные, а тот из зрителей, кто придет днем, захочет остаться до вечера. Естественно, при таком раскладе большая труппа Серебренникову не нужна, к тому же у него есть свои ученики. Получилось, как в старом фильме Филатова «Сукины дети»: патриотизм местных аборигенов натолкнулся на непреодолимую стену чиновников, выполняющих свой план по доходности культурных учреждений. Наконец, мирное соглашение было подписано. Директор пообещал никого не трогать и не увольнять. Тем не менее, как говорят, его избили. Кто? Неизвестно. Одним словом, менеджер пострадал за инновации в искусстве. Зато теперь помимо арт-центра «Винзавод» будет через дорогу Гоголь-центр, авось и престижность района повысится, а вместе с ним и культура расположенного поблизости Курского вокзала.


Политика В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины

Кремль надеется, что новый президент Украины не будет принадлежать к "партии войны", заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.


Культура 25 лет "Золотой маски" не прошли даром. 25 лет "Золотой маски" не прошли даром.

За это время она окрепла, обросла верными спонсорами и друзьями, выработала свой код близкий к новому европейскому театру, потеснила стареющих режиссеров, исповедующих психологический театр, избавилась от вредных критиков, встающих на пути всероссийской национальной премии, поскольку ее авторитет стал непререкаемым.

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.