18 декабря 2012, 12:18, Геннадий ДЕМИН

Приказано овладеть культурным наследием

Тем, кто пойдет на «ГенАцид» в «Cовременник», категорический совет: первоисточник Всеволода Бенигсена не читать. Не то чтоб качество литературы и сценической версии, созданной Наной Абдрашитовой (она же сценограф спектакл

Приказано овладеть культурным наследием

Писатель повествует об экстремальном эксперименте, поставленном в отдаленной деревне. Всем жителям во имя государственной единой НАЦиональной ИДеи (отсюда и аббревиатура названия) приказано овладеть культурным наследием. Для чего каждый должен выучить художественно ценный текст (почти как у Брэдбери). Начатая несуразицей и забавной чехардой история, заканчивается пятью трупами и поджогом.

Натянутая условность опыта (что это за селение, где народ ни газет-журналов не читает, ни радио-телевизора не слушает-не смотрит, про Интернет и мобильники и говорить нечего), в спектакле спокойно отвергнута: нынче и впрямь любой абсурд с объединением нации выглядит достоверной реальностью. Зато сценаристы переменили направляющий вектор – теперь классику в народную толщу внедряют не по приказу сверху, а вследствие научной любознательности одного из персонажей, которому в романе отведено более скромное место. С него, стоящего за кафедрой и истерически излагающего основные положения своей теории, и начинается представление.

Дальше идут замечательно написанные и смачно сыгранные эпизоды, как литликбез овладевает массами. Проснувшийся энтузиазм народа сценаристами упрочен – в дополнение к авторским примерам привлекаются другие тексты. Тут и впрямь тянет улыбнуться, когда иммигрант-таджик учит «Люди, львы, орлы и куропатки…», а знаменитые «Пусто. Пусто. Пусто» произносит на родном языке. В общем, первый акт смахивает на «капустник», грешит местами против вкуса и демонстрирует невероятный конгломерат говоров и акцентов, и все-таки воспринимается благожелательно из-за актерской самоотдачи. Но после антракта напряженность и азарт действия сникают. Взвалив ответственность на заезжего интеллектуала (он остался в деревне в силу романтической истории), создатели спектакля не обнаружили в повести достаточного материала для такого переключения. Почему скрытый под маской тихого библиотекаря экспериментатор решил подвергнуть односельчан иезуитскому испытанию? Как он разработал коварный план? Кого и почему привлек в помощники? Остается лишь гадать. Мягкий и располагающий к себе артист Илья Древнов из-за отсутствия логических обоснований оказался заложником режиссерских построений. Несмотря на то, что ему отданы помимо реплик героя и другие фразы, выстроить их в сколь-нибудь связный рассказ, проследить какую-то логику не получается.

Пока повествование окрашено юмором, нестыковки не так скрежещут, но события развиваются стремительно. Жители спорят, кто, не сбиваясь, прочтет свой фрагмент после одного стакана, второго и далее – пока рухнувшее тело еще способно издавать какие-то звуки. Параллельно начинаются разборки, без которых вроде немыслима сегодняшняя жизнь в российской глубинке: рифмачи и прозаики враждуют до рукоприкладства, а внутри групп рождаются свои противоречия и конфликты…

Писатель Бенигсен описывает эволюцию от всеобщей благодати к войне против всех – подробно и убедительно. Режиссер Вытоптов долгий процесс превращает в скороговорку, проскакивая существенные этапы и воздействуя на публику теми же классическими фрагментами, но продекламированными уже с полной мерой драматизма. В результате постановка сбивается на дайджест, где трудно понять не только, отчего селяне дошли до бунта бессмысленного и беспощадного, но и вообще: что, собственно, на подмостках происходит? Обилие сценических штампов и спортивно-символических приемов зашкаливает.

Актеры в такой ситуации стремительно теряют найденные поначалу точные зарисовки с натуры, и объемные фигуры неуклонно становятся плоскими. Взамен образов приходят если не тени, то уж, во всяком случае, плакатные фигуры, и компания все больше напоминает толпу ряженых.

Премьера «Современника» является доказательством того, что сегодняшняя литература вовсе не ограничивается «новой драмой». Но молодой постановщик, за которым уже числится несколько работ в разных столичных театрах, похоже, никак не может определиться в профессии: заключается ли она только в манипуляциях элементарными эмоциями зрителей или требует еще и личностного масштаба?


Политика СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку

Представители США на переговорах с Россией в Женеве в среду намерены обсудить возможный трехсторонний договор по ядерному оружию с Китаем, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленных представителей США.

Экономика Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США

Рубль подорожал к доллару и евро после заявлений главы Федеральной резервной системы США Джерома Пауэлла, об этом свидетельствуют данные Московской биржи.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".
Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".

19 июля в 21 час на канале "Россия" будет показан документальный фильм Оливера Стоуна, который уже получил Гран-при на 65-ом международном кинофестивале в итальянском городе Тафлина.